МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ИТОГАХ ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫПУСКА СПЕЦИАЛИСТОВ В 2006 ГОДУ И
ЗАДАЧАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
Прием в
учреждения начального профессионального образования
В системе
начального профессионального образования действует 250 образовательных
учреждений с общим контингентом обучающихся 151,0 тыс. человек, в том числе 227
дневных профессиональных училищ и лицеев с контингентом обучающихся 148,7 тыс.
человек и 23 специальных профессиональных училища закрытого и открытого типов с
контингентом обучающихся 2,3 тыс. человек.
В
соответствии с контрольными цифрами приема молодежи в учреждения начального
профессионального образования в 2006 году, утвержденными Приказом Федерального
агентства по образованию от 27.04.2006 N 345, установлен план приема в
указанные образовательные учреждения в количестве 69,9 тыс. человек (на 0,8
тыс. человек, или 1,2%, больше по сравнению с 2005 годом), в том числе в
дневные - 66,3 тыс. человек (на 5,4 тыс. человек,
или 8,7%, больше, чем в 2005 году).
Формирование
проекта контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального
образования осуществляется исходя из необходимости максимального охвата этим
уровнем образования выпускников 9-х классов общеобразовательных школ, а также с
учетом реальных потребностей региональных рынков труда.
В последние годы
устойчиво держится на уровне 20 - 21% доля выпускников 9-х классов, поступающих
в профессиональные училища и лицеи, то есть каждый пятый выпускник 9-го класса
общеобразовательной школы выбирает для дальнейшего обучения учреждение
начального профессионального образования.
По предварительным
данным, по состоянию на 1 октября 2006 г. в образовательные учреждения данного
уровня образования принято 66,9 тыс. человек (95% от установленного плана
приема). Прием в образовательные учреждения данного уровня образования
продолжается до 1 января 2007 г.
Подготовка кадров в
подведомственных профессиональных училищах и лицеях осуществляется практически
по всему спектру профессий Перечня профессий начального профессионального
образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.99 N 1362.
При этом поступают
обращения от руководителей образовательных учреждений по
вопросу открытия подготовки по новым профессиям в связи с требованиями
рынка труда.
Невостребованные
на сегодняшний день профессии, такие как "Закройщик",
"Портной", "Продавец" и т.д., все больше уступают место
таким профессиям, как "Станочник", "Слесарь механосборочных
работ", "Токарь", "Сварщик",
"Электромонтер".
Выпуск
квалифицированных кадров из учреждений начального профессионального образования
в 2006 году составил 62,8 тыс. человек.
Реализуя принцип
преемственности профессиональных образовательных программ, выпускники
учреждений начального профессионального образования продолжают дальнейшее
обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (11,7%
от выпуска из профессиональных училищ и лицеев).
Выпускники
учреждений начального профессионального образования востребованы
работодателями. Не трудоустраиваются по полученной профессии из-за отсутствия
рабочих мест лишь 4,7% выпускников профессиональных училищ и лицеев.
В рамках развития
социального партнерства с образовательными учреждениями различные предприятия и
организации самым активным образом вкладывают ресурсы в учреждения начального
профессионального образования через инвестиции в оборудование для учебно-производственных
мастерских и прямое финансирование доплат мастерам производственного обучения,
стипендий учащимся, их переподготовки и производственной практики. Выпускники
профессиональных училищ и лицеев обеспечиваются местами для прохождения
производственной практики и дальнейшего трудоустройства на предприятиях.
Можно привести
примеры эффективного взаимодействия образовательных учреждений начального
профессионального образования и предприятий.
Так, в Чувашской
Республике сложились партнерские отношения между Чебоксарским профессиональным
лицеем и предприятием ООО "Элара" ИНПРО-2.
В соответствии с
заключенным между ними долгосрочным договором предприятие частично компенсирует
лицею стоимость подготовки рабочих кадров - станочников, выплачивая за каждого
выпускника 6,0 тыс. рублей. При этом 20% суммы перечисляются при зачислении
обучающегося в лицей, 30% - через шесть месяцев его обучения и оставшиеся 50% -
после первого месяца работы на предприятии. Кроме того, предприятие оплачивает
стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляет
ежемесячную доплату к стипендии каждого обучающегося в размере 450 рублей, а
также предоставляет бесплатное питание обучающимся,
инструмент, оборудование, спецодежду, выплачивает заработную плату в сумме 2,0
- 3,0 тыс. рублей в месяц в ходе производственной практики.
Аналогичную помощь
оказывают профессиональным училищам и лицеям г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края Амурские судостроительный и авиационный заводы при
координирующей роли мэрии города.
Результатом
совместной работы со специалистами организаций фирмы "Кнауф" явился
государственный образовательный стандарт начального профессионального
образования по профессии "Мастер сухого строительства".
Указанный стандарт
апробирован в учреждениях начального и среднего профессионального образования
Нижегородской и Тульской областей.
Совместно с
Федерацией рестораторов и отельеров проводится работа по совершенствованию
содержания начального профессионального образования и подготовки кадров для
индустрии питания и гостеприимства, разработаны профессиональные стандарты
(квалификационные требования) профессий ресторанного бизнеса.
Совместно с
представителями туристического бизнеса на основе профессиональных стандартов
(квалификационных требований) к основным должностям работников туристской
индустрии усовершенствован государственный образовательный стандарт по
профессии "Администратор".
Прием в
учреждения среднего профессионального образования
Система среднего
профессионального образования включает в себя 874 учебных заведения и 64
подразделения государственных вузов, осуществляющих подготовку специалистов со
средним профессиональным образованием.
Общий контингент
обучающихся составляет 1,3 млн. человек.
Контрольные цифры
приема студентов в учреждения среднего профессионального образования в 2006
году составляют 260,7 тыс. человек.
В учреждения
среднего профессионального образования, по оперативным данным, принято 258,4
тыс. человек, что составляет 99,1% от установленных контрольных цифр приема в
указанные образовательные учреждения. По учреждениям среднего профессионального
образования сельскохозяйственного профиля этот показатель составляет 96,5%.
Это связано с
неблагополучно складывающейся демографической ситуацией, в первую очередь в
небольших районных городах и поселках, на территории которых расположены
техникумы и колледжи сельскохозяйственного профиля.
В техникумы и
колледжи ежегодно поступают 46,5% выпускников общеобразовательных школ на базе
среднего (полного) общего образования, 45,4% - на базе основного общего
образования и 8,1% выпускников профессиональных училищ и лицеев.
Конкурс в
образовательные учреждения среднего профессионального образования в 2006 году в
среднем составил 1,54 человека на место (в 2005 году - 1,86 человека на место).
Более высокий
конкурс отмечается в Сибирском (1,76 человека на
место) и Северо-Западном (1,73 человека на место) федеральных округах.
Более низкий
конкурс отмечен в Дальневосточном (1,51 человека на место), Южном (1,42
человека на место) и Центральном (1,3 человека на место) федеральных округах.
Подготовка
специалистов среднего звена осуществляется по 236 специальностям среднего
профессионального образования, которые включают экономический, технический,
энергетический, информационный, строительный, сельскохозяйственный и сервисный
профили подготовки. В условиях постепенной активизации промышленного сектора
экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция к расширению
подготовки специалистов технического профиля.
Так, на основании
заявок образовательных учреждений увеличены контрольные цифры приема по
следующим группам специальностей: "Информатика и
вычислительная техника", "Технологические машины и
оборудование", "Автоматизированные технологии и производства",
"Электротехника", "Транспорт", "Нефтегазовое дело",
"Строительство", "Технология продовольственных продуктов и
потребительских товаров", "Право и социальное обеспечение",
"Авиационная техника", "Страховое дело, налоги и
налогообложение", "Государственное и муниципальное управление",
"Землеустройство и кадастры", "Туризм", "Гостиничный
сервис".
В то же время
уменьшены контрольные цифры приема по специальностям экономического и
юридического профиля.
Одновременно
уменьшены контрольные цифры приема по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, что
связано в первую очередь с трудностями получения у работодателей гарантий и
компенсаций, предоставленных лицам, совмещающим учебу в среднем специальном
учебном заведении с работой.
При этом все больше
образовательных учреждений открывают экстернат для обучения граждан, работающих
в правоохранительных, судебных, налоговых, муниципальных органах,
демобилизованных военнослужащих, не имеющих базового образования.
Кроме того, многие
образовательные учреждения, получив в рамках Федеральной целевой программы
развития образования современные компьютерные классы, начали активно применять
дистанционные технологии по всем формам обучения.
Выпуск специалистов
из учреждений среднего профессионального образования в 2006 году составил 195,0
тыс. человек.
Наряду с этим
продолжили обучение в учреждениях высшего профессионального образования 24,6%
выпускников техникумов и колледжей, не трудоустроены из-за отсутствия рабочих
мест 7,1% выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Прием в
учреждения высшего профессионального образования
Сеть
образовательных учреждений высшего профессионального образования,
подведомственных Рособразованию, включает 341 вуз и свыше 900 их филиалов, в
которых обучаются более 4,2 млн. человек (71,9% от общего числа студентов), из
них за счет средств федерального бюджета - около 2,2 млн. человек.
В 2006 году
высшим учебным заведениям, подведомственным Рособразованию, в соответствии с
Приказом Минобрнауки России от 17.03.2006 N 59 было установлено государственное
задание (контрольные цифры приема) на подготовку специалистов с высшим
профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей и
направлениям подготовки в объеме 425,2 тыс. человек, в том числе на очное
обучение 300,2 тыс. человек.
Государственное задание уменьшено по сравнению с 2005 годом на 9,2%, а на очное
обучение - на 3,1%. Снижение государственного задания по сравнению с
контрольными цифрами приема 2005 года по различным укрупненным группам
специальностей и направлениям подготовки обусловлено
изменяющимся рынком труда и прогнозируемой потребностью в специалистах.
Сокращены
контрольные цифры приема граждан на очное обучение по таким укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки, как "Гуманитарные науки" (на
0,9%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (на 1,4%),
"Культура и искусство" (на 3,6%), "Геология, разведка и
разработка полезных ископаемых" (на 6,5%), "Образование и педагогика"
(на 7,1%), "Морская техника" (на 7,2%), "Архитектура и
строительство" (на 7,4%), "Сфера обслуживания" (на 9,9%),
"Экономика и управление"
(на 10,9%).
Одновременно
увеличен прием граждан на очное обучение по таким укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки, как "Социальные науки" (на
34,8%), "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" (на 6,9%),
"Физико-математические науки" (на 4,2%), "Энергетика,
энергетическое машиностроение и электротехника" (на 0,5%),
"Информационная безопасность" (на 0,3%), "Геодезия и
землеустройство" (на 0,1%).
Конкурсное
размещение государственного задания среди высших учебных заведений
осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 N
749 "О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего
профессионального образования на выполнение государственного задания по
подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием".
Размещение
контрольных цифр приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием
осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком, определенным
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 606 "О конкурсном порядке
размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим
профессиональным образованием" (в редакции Постановления Правительства РФ
от 26.07.2004 N 380).
В 2006 году
контрольные цифры приема граждан для подведомственных высших учебных заведений
были установлены на основании результатов конкурса, объявленного Приказом
Рособразования от 03.03.2006 N 119 "О проведении открытого конкурса среди
аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального
образования на размещение контрольных цифр приема граждан на подготовку
специалистов с высшим профессиональным образованием на 2006 год". Все высшие учебные заведения, подведомственные Рособразованию,
приняли участие в конкурсе, и государственное задание выполнено в полном
объеме.
Прием в
высшие учебные заведения в 2006 году осуществлялся в соответствии с Приказами
Минобразования России от 14.01.2003 N 50 "Об утверждении Порядка приема в
государственные образовательные учреждения высшего профессионального
образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные
федеральными органами исполнительной власти" и от 09.02.2004 N 487 "О
внесении изменения в Порядок приема в государственные образовательные
учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами
исполнительной власти".
В 2006 году было подано
2081,8 тыс. заявлений о приеме в подведомственные высшие учебные заведения на
все формы обучения, в том числе на очное обучение 1497,4 тыс. заявлений, что на
9% больше, чем в прошлом году (в 2005 году - 1448,6 тыс. заявлений).
В процессе
проведения приема на очное обучение приоритетными для поступающих оказались
специальности и направления подготовки, входящие в укрупненные группы
"Естественные науки", "Здравоохранение", "Экономика и
управление", "Сфера обслуживания", "Геодезия и
землеустройство", "Геология, разведка и разработка полезных
ископаемых", "Электронная техника, радиотехника и связь",
"Автоматика и управление", "Информатика и вычислительная
техника".
Наряду с
традиционными формами вступительных испытаний в 2006 году продолжилась работа
по использованию многовариантных условий приема абитуриентов в вузы. При
поступлении в вузы учитывались результаты всероссийских, региональных,
международных олимпиад, характеризующие отбор наиболее способных школьников
старших классов.
В
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О
проведении в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена" и
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2005 N 271 "Об утверждении Перечня
субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению единого
государственного экзамена в 2006 году" в этом году продолжилось проведение
эксперимента по введению единого государственного экзамена. В 2006 году в эксперименте приняли участие вузы 80 субъектов РФ.
В целях обеспечения
участия подведомственных вузов и ссузов в эксперименте по ЕГЭ издан Приказ
Рособразования от 20.01.2006 N 14 "Об участии государственных
образовательных учреждений среднего профессионального и высшего
профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию,
в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2006 году".
Из числа лиц,
подавших заявления в подведомственные вузы, предъявили сертификаты
централизованного тестирования 184,7 тыс. человек (8,9%), свидетельства о
результатах ЕГЭ - 608,7 тыс. человек (29,2%), в том числе на очное обучение
соответственно 165,9 тыс. человек (11,4%) и 559,5 тыс. человек (38,6%).
Из общего числа
принятых зачислено на обучение на основании результатов централизованного
тестирования 76,1 тыс. человек (7,5%), по результатам ЕГЭ - 107,1 тыс. человек
(10,7%).
Приказом
Минобрнауки России от 17.03.2006 N 59 в пределах утвержденных Рособразованию
контрольных цифр приема предусмотрен целевой прием выпускников
общеобразовательных учреждений Южного федерального округа в объеме 2,5 тыс.
человек.
Во исполнение
Приказов Рособразования более 100 подведомственных Рособразованию вузов
организовали целевой прием абитуриентов из восьми Республик округа: Адыгеи,
Дагестана, Калмыкии, Северной Осетии - Алании, Ингушской, Кабардино-Балкарской,
Карачаево-Черкесской, Чеченской. В 143 подведомственных вуза зачислено на
обучение 2450 абитуриентов из Республик округа.
Конкурс среди
подавших заявления о приеме на очное обучение составил 395 человек на 100
бюджетных мест (в 2005 году - 374 человека).
Из общего числа
подавших заявления о приеме на очное обучение было подано 311,8 тыс. заявлений
для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения
физическими и (или) юридическими лицами, что составило 20,8%.
Было подано 14,3
тыс. заявлений от граждан, постоянно проживающих в государствах на территории
бывшего СССР, что составило 1% от общего числа подавших заявления о приеме на
очную форму обучения, что соответствует уровню прошлого года. Количество
поданных заявлений о приеме в подведомственные высшие учебные заведения по
округам распределилось следующим образом: Центральный
федеральный округ - 392,4 тыс. заявлений (в 2005 году - 386,5 тыс.),
Северо-Западный федеральный округ - 173,8 тыс. (в 2005 году - 164,4 тыс.),
Южный федеральный округ - 147,1 тыс. (в 2005 году - 149,4 тыс.), Приволжский
федеральный округ - 323 тыс. (в 2005 году - 327,6 тыс.), Уральский федеральный
округ - 172,9 тыс. (в 2005 году - 126,7 тыс.), Сибирский федеральный округ -
223,5 тыс. (в 2005 году - 221,6 тыс.), Дальневосточный федеральный округ
- 59,5 тыс. (в 2005 году - 64,6 тыс.).
В 2006 году
на очную форму обучения зачислено 524,5 тыс. человек (55% от общего приема), из
них 298,2 тыс. человек (56,9%) - на места, финансируемые за счет средств
федерального бюджета, и 224,7 тыс. человек (42,8%) - на обучение по договорам с
физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (в
2005 году соответственно 309,0 тыс. человек, или 50,7%, и 228,2 тыс. человек, или 42,5%), 1,6 тыс. человек, или 0,3%, - за счет
средств бюджетов субъектов РФ и средств местных (муниципальных) бюджетов.
По направлениям
подготовки (для обучения по образовательным
программам, ведущим к присвоению степени (квалификации) "Бакалавр")
принято за счет средств федерального бюджета 68,6 тыс. человек (6,9% от общего
приема).
Высшими учебными
заведениями Рособразования осуществлен прием по договорам с оплатой стоимости
обучения физическими и (или) юридическими лицами по отдельным специальностям и
направлениям, по которым выполнено государственное задание, в объеме 224,7 тыс.
человек.
Наиболее
востребованными у поступивших на обучение по договорам были специальности,
относящиеся к таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки,
как "Экономика" (58,6% поступивших из их общего объема), "Сфера
обслуживания" (71,7%); наименее востребованными - "Авиационная и
ракетно-космическая техника" (25,3%), "Оружие и системы
вооружения" (20,2%), "Химическая и биотехнологии" (26,7%).
Рособразованием на
протяжении последних двух лет осуществляется проверка организации работы
приемных комиссий подведомственных вузов.
Итоги проверки
показали, что в целом работа приемных комиссий соответствует Порядку приема в
государственные образовательные учреждения высшего профессионального
образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, утвержденному
Приказом Минобразования России от 14.01.2003 N 50. В то же время выявлен ряд
существенных нарушений, по которым приняты надлежащие меры.
Учитывая, что
государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку специалистов с
высшим профессиональным образованием в основном отражает заявленную потребность
рынка труда, подведомственные вузы имеют возможность расширить практику
организации целевого приема, особенно по специальностям и направлениям
подготовки инженерных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности.
Важность кадрового
обеспечения оборонно-промышленного комплекса обусловлена следующими факторами:
значимостью деятельности оборонно-промышленного комплекса для развития страны,
масштабностью кадровой потребности оборонно-промышленного комплекса, широким
профессионально-квалификационным спектром кадровой потребности
оборонно-промышленного комплекса, высоким уровнем наукоемкости и
технологичности производства в оборонно-промышленном комплексе и
соответствующими требованиями к качеству кадрового ресурса.
До 2006 года в
соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 24.01.2001 N 53 и от
25.12.2001 N 891 в системе высшего профессионального образования действовал
государственный план подготовки инженерных и научных кадров для организаций
оборонных отраслей промышленности.
Однако это не
позволило осуществить в полном объеме целевую подготовку кадров различных
квалификаций для оборонно-промышленного комплекса, не обеспечило
согласованности объемов подготовки по уровням образования и профилям.
Анализ приема и
выпуска специалистов по 55 вузам, осуществляющим подготовку кадров для
оборонных отраслей промышленности, характеризуется следующими показателями:
чел.
Группы специальностей
|
Прием
|
Выпуск
|
Прием
|
1999/
2000
|
2000/
2001
|
2004/
2005
|
2005/
2006
|
2004/
2005
|
2005/
2006
|
Авиационная
и ракетно-
космическая техника
|
|
|
1466
|
1398
|
2038
|
1947
|
Оружие
и системы вооружения
|
|
|
339
|
318
|
613
|
547
|
Морская
техника
|
|
|
121
|
109
|
168
|
126
|
Итого
фактически по
12 группам
|
4826
|
4864
|
4626
|
4598
|
8287
|
8820
|
Как видно из
таблицы, в 1999 году на обучение по специальностям
оборонных отраслей промышленности было принято 4826 студентов, а выпуск после 5
лет их обучения составил 4626 студентов (соответственно в 2000 году прием
составил 4864 человека, а выпуск - 4598 человек). Таким образом, прослеживается
тенденция сокращения объемов подготовки специалистов для оборонных отраслей
промышленности в пределах 5 - 7%.
Выпуск специалистов
из учреждений высшего профессионального образования в 2006 году составил 350,0
тыс. человек.
В 2006 году в
соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.03.2006 N 59 Рособразованию
установлены контрольные цифры приема в системе послевузовского
профессионального образования в следующем объеме:
- аспирантура -
17,3 тыс. человек, в том числе очная - 13,2 тыс. человек;
- докторантура -
1,1 тыс. человек;
- интернатура - 0,8
тыс. человек;
- ординатура - 0,7
тыс. человек.
Контрольные цифры
приема в аспирантуру в 2006 году по сравнению с контрольными цифрами приема в
2005 году были сокращены на 1,5 тыс. мест (8,5%), в докторантуру - на 11 мест
(1%).
Распределение
контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру в 2006 году по высшим
учебным заведениям, подведомственным Рособразованию, осуществлялось с учетом
эффективности работы вуза в сфере послевузовского профессионального образования
в 2003 - 2005 годах.
По результатам
выпуска с защитой диссертации в срок аспирантской подготовки вузы были
разделены на четыре группы:
- 28 вузам, имеющим
эффективность аспирантуры менее 10%, контрольные цифры приема были сокращены на
50% по сравнению с контрольными цифрами приема в 2005 году. Среди
них - Московский архитектурный институт (государственная академия), Тывинский
государственный университет, Санкт-Петербургский государственный морской
технический университет, Пущинский государственный университет, Тихоокеанский
государственный университет;
- 63 вузам с
эффективностью аспирантуры до 25% контрольные цифры приема были сокращены на
25%. Среди них - Амурский государственный университет, Рязанский
государственный педагогический университет, Тольяттинский государственный
университет, Северо-Осетинский государственный университет, Московский
государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова;
- 83 вузам с
эффективностью менее 35% контрольные цифры приема сокращены на 10%. Среди них -
Чувашский государственный университет, Арзамасский государственный
педагогический университет, Сибирский государственный индустриальный
университет, Санкт-Петербургский государственный технологический университет
растительных полимеров, Марийский государственный технический университет;
- 152 вузам,
имеющим показатель эффективности аспирантуры выше среднего, контрольные цифры
устанавливались на уровне прошлого года. В данной группе вузов следует отметить
Саратовский государственный социально-экономический университет,
Государственный университет управления, Московский государственный университет
"Станкин", Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет, Ивановский государственный университет.
При установлении
контрольных цифр приема в аспирантуру высших учебных заведений по отраслям
науки сокращались непрофильные для данного вуза научные специальности, а также
специальности социально-гуманитарного профиля (педагогика, экономика,
юриспруденция и др.).
С учетом
проведенного анализа Приказами Рособразования от 29.05.2006 N 449 и от
30.06.2006 N 460 распределены контрольные цифры приема в аспирантуру,
докторантуру, интернатуру и клиническую ординатуру подведомственных вузов на
2006 год.
В соответствии с
утвержденными контрольными цифрами в сроки, устанавливаемые высшими учебными
заведениями, осуществлен прием вступительных экзаменов в аспирантуру и
проведено зачисление кандидатов на конкурсной основе. При этом необходимо
отметить традиционно высокий конкурс в аспирантуру, и прежде всего по
техническим и физико-математическим наукам.
В последние годы
наблюдается тенденция увеличения числа выпускников аспирантуры и докторантуры,
защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук в
срок подготовки. Число аспирантов вузов Рособразования, окончивших обучение с
защитой диссертации в срок подготовки, в 2005 году составило 34,9% от
фактического выпуска аспирантов (в 2004 году - 32,8%, в 2003 году - 26,5%).
Число докторантов, защитивших диссертации в срок подготовки, также увеличилось
и составило 34% от общего выпуска из докторантуры (в 2004 году - 30,9%, в 2003
году - 26,5%).
В подведомственных
Рособразованию высших учебных заведениях, их структурных подразделениях, а
также в институтах повышения квалификации, реализующих программы
дополнительного профессионального образования, контрольные цифры приема слушателей
на 2006 год составляют 58,9 тыс. слушателей.
Основную часть
реализуемых программ составляют программы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки. Наиболее востребованными являются программы в
области информационно-коммуникационных технологий в образовании, гуманитарных
проблем в образовании, менеджмента и инноваций в образовании.
В 2006 году
продолжена работа, направленная на переориентирование подведомственных
учреждений, занятых в системе повышения квалификации учителей, специалистов и руководителей
образовательных учреждений субъектов РФ, на повышение квалификации
профессорско-преподавательского состава вузов по направлениям, обеспечивающим
совершенствование методических основ профессионального образования, вопросам
интеграции образовательных учреждений, проблемам инноваций в образовательных
программах различных уровней.
Основными задачами
по организации и проведению приема в учреждения профессионального образования в
2006 году явились:
- обеспечение
соответствия масштабов и профильной структуры приема слушателей современному
состоянию и перспективам развития образования, экономики и изменяющимся
потребностям населения и рынка труда;
- усиление контроля за выполнением подведомственными учреждениями
профессионального образования установленных им контрольных цифр приема;
- привлечение
переданных в ведение Рособразования отраслевых институтов повышения
квалификации к повышению квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку
специалистов для соответствующих отраслей экономики.
Совершенствование
трудоустройства выпускников
учреждений
профессионального образования
В настоящее время
вопросы занятости и трудоустройства молодежи приобретают особую актуальность в
связи с повышением требований к квалификации кадров на рынке труда. Молодой
специалист менее востребован, чем профессионал с опытом работы.
Современное состояние
рынка труда не выделяет молодых специалистов как носителей современных,
высокотехнологичных, наукоемких, практико-ориентированных знаний и использует
их зачастую в качестве дешевой рабочей силы на низкоквалифицированных
должностях.
Следовательно,
отсутствие рабочих мест является следствием, а не причиной проблемы
трудоустройства выпускников.
В настоящее время
необходима программа взаимосвязи специалистов с потребностями рынка труда. Это
задача взаимодействия систем образования, экономики и промышленности.
В этой связи задача
мероприятий в области государственной молодежной политики охватывает два
основных направления: информационное обеспечение молодежи по перечням
востребованных профессий и организация соответствующей профориентационной
работы.
В данном направлении
имеются определенные результаты. В настоящее время идет заключительный этап
установки информационной системы в центрах содействия занятости государственных
учреждений высшего профессионального образования, подведомственных
Рособразованию. Создан сайт в сети Интернет, разработана
веб-страница для размещения информации о накапливаемом опыте в этом направлении
на базе ведущих учебных заведений, подведомственных Рособразованию.
Разработаны
и направлены в регионы Российской Федерации примерное положение о центре
содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений
профессионального образования; рекомендации по разработке муниципальных
программ содействия занятости, профессиональной ориентации, развитию
профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений
профессионального образования; методические рекомендации по созданию системы
содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников
учебных заведений профессионального образования.
На базе учреждений
высшего профессионального образования создано 266 центров содействия
трудоустройству выпускников. Центры проводят работу в области содействия занятости выпускников учреждений профессионального
образования.
В соответствии с
письмом Минобрнауки России от 28.03.2006 N АС-312/06 "О региональных
центрах содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников
образовательных учреждений высшего профессионального образования" в 75
субъектах РФ определено 76 региональных центров содействия трудоустройству
выпускников.
Рособразованием
совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, Межрегиональным
координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к
рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э.
Баумана разработаны организационные принципы и методические основы создания и
функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи
и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
При этом основными
задачами центра являются:
- создание
эффективной концепции системы содействия трудоустройству выпускников учреждений
профессионального образования;
- создание банков
данных рынков образовательных услуг;
- создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников
учреждений профессионального образования;
- разработка научно
обоснованной системы правовой, социальной и экономической защиты
дипломированных специалистов.
В рамках
направления "Компьютеризация и коммуникационное обеспечение
образования" Федеральной целевой программы "Развитие единой
образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" во все
региональные и вузовские центры поставлена необходимая вычислительная и
организационная техника.
Рособразованием
поддерживаются общественные инициативы, проекты и мероприятия, направленные на
решение вопросов содействия занятости молодежи: Всероссийская
научно-практическая конференция "Молодой специалист XXI века",
выставка "Образование и карьера XXI века", - а также трудоустройство
молодежи, в том числе в крупные российские компании, такие как РАО "ЕЭС
России", ОАО "Газпром".
Так, ООО
"Успешная Сотня" совместно с Федеральной сетевой компанией
"Единые энергетические системы" реализуют в 2005/2006 учебном году
общероссийский общественный сетевой проект "Успешная Сотня". Цель
проекта - решение вопросов содействия занятости молодежи и трудоустройства
выпускников учреждений высшего профессионального образования. Российский союз
молодежи ежегодно проводит Фестиваль творчества работающей молодежи, целью
которого являются сохранение и приумножение нравственных, культурных традиций
работающей молодежи, формирование системы социальных клубов и объединений
работающей молодежи в регионах России.