Утверждаю
Заместитель
Министра
образования и науки
Российской
Федерации
А.Г.СВИНАРЕНКО
9 ноября 2006 года
Согласовано
Руководитель
Рособразования
Г.А.БАЛЫХИН
8 ноября 2006 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О VII ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ"
Общие
положения
Седьмой
Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю
детям" (далее - конкурс) направлен на повышение роли дополнительного
образования детей в развитии интересов, способностей, талантов, в формировании
общей культуры обучающихся.
Конкурс призван
способствовать:
- выявлению и
поддержке талантливых педагогов дополнительного образования и передового
педагогического опыта в системе дополнительного образования детей;
- обновлению
содержания в практике воспитания и дополнительного образования детей;
- повышению
профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного
образования;
- привлечению внимания органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления в целях сохранения и развития
системы дополнительного образования детей.
Учредителями
конкурса являются:
- Министерство
образования и науки Российской Федерации;
- Федеральное
агентство по образованию;
- правительство
администрации Санкт-Петербурга;
- редакция
"Учительской газеты";
- ЦК профсоюза
работников образования и науки Российской Федерации.
Конкурс
организуется и проводится Федеральным агентством по образованию.
Участники
конкурса
В конкурсе могут
принимать участие педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы,
преподаватели школ искусств, тренеры-преподаватели, осуществляющие
дополнительное образование детей в образовательных учреждениях всех типов и
видов, имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет, возраст участников не
ограничивается.
Педагогические
работники, принимавшие участие в финале предыдущих всероссийских конкурсов
педагогов дополнительного образования, к повторному участию в конкурсе не
допускаются.
Время и
порядок проведения конкурса
Конкурс проводится
в три этапа:
1-й этап -
региональный, ноябрь - февраль 2006 - 2007 годов;
2-й этап -
федеральный (заочный), март - апрель 2007 года;
3-й этап - финал,
октябрь 2007 года, Санкт-Петербург.
Конкурс проводится
по следующим номинациям:
- изобразительное и
декоративно-прикладное творчество;
- художественная;
-
научно-техническая;
-
эколого-биологическая;
-
туристско-краеведческая;
- физкультурно-спортивная;
-
социально-педагогическая;
- старшие вожатые.
Субъект Российской
Федерации может быть представлен на заочном федеральном этапе одним участником
конкурса по каждой номинации. Органам управления образованием субъектов
Российской Федерации необходимо до 1 марта 2007 года направить в адрес
оргкомитета следующие документы на каждого участника:
1. Заявку
(высылается в печатном и электронном виде) по предлагаемой форме, заверенную
подписью и печатью органов управления образованием субъектов Российской
Федерации (Приложение N 1).
2. Текст
дополнительной образовательной программы в одном экземпляре в печатном виде.
3. Цветную
фотографию (4 x 6 см) участника.
4. Видеоматериалы
"Визитная карточка" участника заочного этапа.
Адрес оргкомитета:
115998, Москва, ул. Люсиновская, 51, Управление по делам молодежи, отдел
воспитательной работы и спорта, конкурс "Сердце отдаю детям".
Конкурсные
материалы, поступившие в оргкомитет позднее 1 марта (по почтовому штемпелю), а
также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.
Материалы,
присланные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
Расходы по
командированию участников финала конкурса берут на себя соответствующие органы
управления образованием субъектов Российской Федерации или
организации-спонсоры.
Рекомендации по
подготовке и проведению конкурса и оформлению конкурсных материалов прилагаются
(Приложение N 2).
Руководство
конкурсом
Подготовку и
проведение конкурса осуществляет оргкомитет (приложение N 3 - не приводится).
Для подготовки и проведения регионального этапа конкурса создаются
соответствующие оргкомитеты на местах.
Оргкомитет проводит
заочный этап конкурса, где осуществляется отбор участников финала по каждой
номинации.
Оргкомитет до 1
июня 2007 года информирует органы управления образованием субъектов Российской
Федерации об итогах федерального (заочного) этапа конкурса.
Федеральный
оргкомитет утверждает состав и условия работы жюри финала конкурса по каждой
номинации.
Программа
конкурса
При подготовке к
финалу конкурса его участникам необходимо выполнить домашние задания:
- Самопрезентация
"Мое педагогическое кредо". Регламент - 10 минут, в течение которых
финалист должен раскрыть ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты,
отношение к детям, коллегам, профессии.
- Защита
дополнительной образовательной программы. "Моя образовательная
программа" - для педагогов дополнительного образования,
педагогов-организаторов. "Программа деятельности детского общественного
объединения" - для вожатых.
- Регламент - 15
минут, в том числе на представление программы - 10 минут, для ответов на
вопросы жюри - до 5 минут.
При регистрации
каждый участник финала представляет пять экземпляров своей образовательной
программы (для работы членов жюри).
- Открытое занятие.
"Введение в образовательную программу" - для педагогов
дополнительного образования, социальных педагогов и педагогов-организаторов.
Продолжительность занятия с обучающимися - 45 минут, с
обучающимися младшего школьного возраста - 35 минут. Для комментариев
конкурсанта к своему занятию и ответов на вопросы жюри - 5 минут.
- Импровизированный
конкурс.
Проводится в
последний конкурсный день. Тема объявляется оргкомитетом непосредственно перед
началом конкурса.
Во всех заданиях жюри
оценивает педагогическое мастерство финалиста, его профессионализм.
Оценка
конкурсных заданий
- Самопрезентация
"Мое педагогическое кредо", максимальный балл - 5.
- Защита
дополнительной образовательной программы, максимальный балл - 10.
- Открытое занятие,
максимальный балл - 10.
- Импровизированный
конкурс, максимальный балл - 3.
Подведение
итогов конкурса
Все участники
финала конкурса получают диплом участника финала.
Победителю в каждой
номинации присваивается звание лауреата конкурса с вручением главного приза -
Хрустального ключа.
Оргкомитет
учреждает также специальные призы участникам финала конкурса.
Могут быть
учреждены призы общественных организаций, отдельных ведомств и учреждений,
физических лиц.
По всем вопросам
организации и проведения конкурса обращаться по тел.: (495) 237-6084 - Егорова
Алла Васильевна, начальник отдела воспитательной работы и спорта Управления по
делам молодежи Федерального агентства по образованию.
Приложение
N 1
ЗАЯВКА
на участие в VII
Всероссийском конкурсе педагогов
дополнительного
образования детей "Сердце отдаю детям"
Субъект
Российской Федерации _________________________________
__________________________________________________________________
Номинация
____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
I.
Сведения о конкурсанте:
1. Ф.И.О.
(полностью) ________________________________________
2. Дата
рождения _____________________________________________
3. Место
работы, должность ___________________________________
4. Адрес
места работы, телефон _______________________________
__________________________________________________________________
Домашний
адрес, телефон ______________________________________
__________________________________________________________________
5.
Сведения об образовании ___________________________________
6. Стаж
работы _______________________________________________
7.
Квалификационная категория ________________________________
8.
Государственные и отраслевые награды ______________________
__________________________________________________________________
9. Краткое
описание опыта работы
и сведения о наиболее
значимых педагогических успехах за последние 3 года ______________
__________________________________________________________________
10. Какие
еще данные считаете нужным сообщить дополнительно
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II.
Согласование вопросов подготовки с оргкомитетом:
1. Перечислите
желаемое оборудование для
участия в финале
конкурса в
Санкт-Петербурге (с указанием назначения и количества
единиц)
__________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Укажите
возраст детей для
проведения открытого занятия
"Введение в образовательную программу"
___________________________
III. Решение
оргкомитета регионального уровня о выдвижении
данного участника на конкурс за подписью
председателя оргкомитета,
заверенное печатью
органа управления образованием
субъекта
Российской Федерации.
Приложение
N 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСА И ОФОРМЛЕНИЮ
КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Организаторам
конкурса при отборе участников в первую очередь необходимо обратить внимание на
содержание дополнительной образовательной программы (далее - программа), ее
оформление и условия реализации.
Программу следует
понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую
процесс обучения, воспитания и творческого развития.
Содержание
программы должно быть направлено на:
- создание условий
для творческого развития личности ребенка;
- развитие
мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий
для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
- профилактику
асоциального поведения.
При рассмотрении
программы необходимо учитывать:
- преемственность и
согласованность ее с образовательными программами общеобразовательной школы;
- возрастные
особенности обучающихся;
- практическую
значимость, технологичность программы (доступность для использования ее в
педагогической практике);
- структуру
программы; наличие логики в изложении материалов;
- сроки реализации
программы (должна быть апробация полного курса и результат).
Структура
представляемой программы должна содержать следующие разделы:
- пояснительную
записку;
-
учебно-тематический план;
- содержание
программы.
В приложении к
программе необходимо представить:
- список
литературы, используемой педагогом;
- список
рекомендуемой литературы для детей и родителей;
- перечень
оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Пояснительная
записка призвана кратко раскрыть цели образовательной
деятельности, обосновать отбор содержания и логику последовательности его
изложения.
Исходя из вышеуказанного, в пояснительной записке рекомендуется
отразить:
- вопросы обучения,
воспитания и развития обучающихся;
- особенности
возрастной группы детей, которым адресована программа, а также содержание и
объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы;
- краткое описание
основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное
усвоение детьми материала, воспитание и развитие навыков их творческой работы,
умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований, традиции
коллектива;
- краткое описание
разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и
лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п., которые дают возможность
детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и
интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие);
- прогнозируемые
результаты и критерии их замера (что будут знать и уметь обучающиеся, где они
смогут продолжить расширять свои знания по профилю объединения, какие качества
личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это
определяется);
- средства,
необходимые для реализации программы (учебно-методическое,
материально-техническое обеспечение и др.).
Учебно-тематический
план
Учебно-тематический
план включает в себя основные темы программы и их продолжительность.
Оформить его
рекомендуется в виде таблицы.
Тема
|
Количество часов
|
Всего
|
теоретические
|
практические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
Содержание
программы
Тема, обозначенная
в учебно-тематическом плане, здесь раскрывается достаточно полно с указанием
форм занятий по каждой теме, описанием приемов и методов организации
образовательного процесса, технического оснащения занятий.
Преимущество при
рассмотрении и оценивании будут иметь программы для обучающихся среднего и
старшего школьного возраста со сроками реализации от 3 лет и выше.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПЕРВОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
"МОЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО"
1. Следует обратить
внимание на цель и условия проведения конкурсного задания, саму форму
представления себя и своей работы.
2. Необходимо
определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять
(форму подачи).
3. Целесообразно
сказать о том, кем является конкурсант, его базовое образование, место работы,
должность. Очень кратко рассказать о перспективах работы и планах.
4. Можно
проиллюстрировать информационный блок конкурсного задания. Это могут быть
стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели,
видеоматериалы и др. Наличие и умелое использование их придают выступлению
наглядность, дают более полное представление о работе педагога.
5. Важным фактором
самопрезентации является педагогическая культура конкурсанта: культура речи и
поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.
При создании
видеоматериалов "Визитная карточка" участника заочного федерального
этапа конкурса необходимо учитывать, что в соответствии с условиями конкурса
время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов, ограничивается 15 минутами.
Рекомендуется показать работу детского объединения (фрагмент занятия (до 5
минут), успехи и достижения обучающихся, индивидуальность, разнообразие мира
увлечений участника конкурса).
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВТОРОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ "ЗАЩИТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ"
1. Защита - это
краткая аннотация к программе с использованием наглядности.
2. При подготовке к
этому заданию необходимо продумать:
- ведущую идею
программы;
- аргументированное
объяснение содержания программы;
- обеспечение
наглядностью выступления по защите программы.
3. Защиту программы
необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и авторского
замысла.
РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ "ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ"
При подготовке к
выполнению этого задания следует помнить о том, что:
- конкурсант
проводит занятие с группой детей, не знакомой ему;
- продолжительность
занятия с обучающимися - 45 минут, с обучающимися
младшего школьного возраста - 35 минут;
- тема открытого
занятия - "Введение в образовательную программу", которое является
иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем
говорилось при выполнении первых двух заданий;
- залогом успешного
проведения открытого занятия является умение поставить конкретную цель,
определить задачи и подобрать нужные для их решения средства;
- результат должен
соответствовать поставленной цели занятия, поэтому следует выбрать эффективную
форму его проведения;
- после того как
конкурсант составил план проведения открытого занятия и отработал его
содержание, ему необходимо составить список оборудования, наглядных пособий,
технических средств обучения. Предварительно согласовать вопрос
материально-технического обеспечения занятия с организаторами финала конкурса
(тел.: (812) 310-4253, 310-6892). При этом следует учесть, что дидактическими и
расходными материалами, необходимыми для проведения занятия, обеспечивает сам
конкурсант;
- занятие, с одной
стороны, должно быть завершенным, а с другой - раскрывать перспективы
программы, пробудить интерес у детей и желание заниматься в аналогичном
творческом объединении;
- конкурсанту
предоставляется возможность прокомментировать свое занятие членам жюри (до 5
минут).