МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 октября 2006 г. N 262
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
июня 2004 г. N 280, и в связи с изменением структуры центрального аппарата
Министерства, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N
270/к "Об утверждении структуры Министерства образования и науки
Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте научно-технической и инновационной
политики Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 58 "О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября
2004 г. N 77 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной
политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности Министерства
образования и науки Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом
Минобрнауки России
от 26 октября 2006
г. N 262
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент
научно-технической и инновационной политики (далее - Департамент) является
структурным подразделением Министерства образования и науки Российской
Федерации (далее - Министерство) по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и
инновационной сфере.
2. Департамент
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, а также настоящим
Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и
федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими
федеральными органами исполнительной власти и структурными подразделениями
Министерства.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Осуществляет функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и
инновационной деятельности, создания и развития инновационной инфраструктуры,
интеграции научной и образовательной деятельности, подготовки научных и
научно-педагогических кадров, интеллектуальной собственности, правовой охраны,
использования и хозяйственного оборота результатов научной и научно-технической
деятельности (далее - РНТД), созданных за счет средств федерального бюджета.
4.2. Осуществляет
организацию и координацию, а также проводит анализ реализации государственной
политики в установленной сфере деятельности;
осуществляет
организацию и координацию деятельности по реализации Стратегии развития науки и
инноваций Российской Федерации на период до 2015 года, Основ политики
Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010
года и дальнейшую перспективу, Основных направлений политики Российской
Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года и
связанные с этим вопросы;
осуществляет
разработку совместно со структурными подразделениями Министерства, находящимися
в ведении Министерства федеральными службами и федеральными агентствами,
предложений в части научной, научно-технической и инновационной сфер
деятельности в проекты планов действий Правительства Российской Федерации по
реализации среднесрочных программ социально-экономического развития Российской
Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий
Президента Российской Федерации.
4.3. Организует работу по подготовке проекта доклада Президенту
Российской Федерации Правительством Российской Федерации о проблемных вопросах
развития науки, технологий и техники, и по реализации Основ политики и доклада
Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, готовит
Доклад о социально-экономическом развитии Российской Федерации в части
научно-технической и инновационной сфер деятельности.
4.4. Координирует
работы по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки,
модернизации академического и вузовского секторов науки, подготовке научных и
научно-педагогических кадров.
4.5. Обеспечивает
работу по реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники Российской Федерации и Перечня критических технологий федерального
значения и готовит рекомендации по их реализации в рамках действующих и
планируемых федеральных и ведомственных целевых программ.
4.6. Подготавливает
предложения по корректировке приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники в Российской Федерации, Перечня критических технологий
Российской Федерации;
готовит прогноз
социально-экономического развития Российской Федерации в сфере науки и
инноваций;
разрабатывает
предложения в план работы и по прогнозным показателям деятельности Министерства
в части науки и инноваций.
4.7. Готовит проекты федеральных законов, нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие
документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации, и обеспечивает самостоятельное принятие
Министерством нормативных правовых актов, а также проводит рассмотрение и
согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых другими федеральными
органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к установленной сфере
деятельности.
4.8. Осуществляет
нормативно-правовое регулирование и координацию мероприятий в сфере
научно-исследовательской работы студентов.
4.9. Подготавливает
предложения по осуществлению Минобрнауки России правового регулирования в
научно-технической сфере и в области интеллектуальной собственности и
хозяйственного оборота РНТД по вопросам:
организационно-финансовых
и правовых механизмов охраны и введения в гражданский и хозяйственный оборот
объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической
деятельности, созданных за счет бюджетных средств;
порядка и
механизмов распоряжения правами на результаты научной, научно-технической
деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета;
порядка и
механизмов осуществления партнерства и взаимодействия государства,
предпринимательского сектора экономики и корпоративной науки по обмену
результатами научно-технической деятельности.
4.10.
Подготавливает предложения по осуществлению Минобрнауки России правового
регулирования по:
выработке
государственной политики в сфере государственного учета результатов
научно-технической деятельности;
порядку
взаимодействия научных организаций с образовательными организациями,
предпринимательским сектором, корпоративной наукой в интересах интеграции науки
и образования и ускоренного использования достижений науки и технологий.
4.11. Разрабатывает
нормативные правовые документы, регулирующие функционирование Высшей
аттестационной комиссии Минобрнауки России, и участвует в разработке
номенклатуры специальностей научных работников.
4.11.1.
Разрабатывает следующие нормативные правовые акты в области интеллектуальной
собственности:
правила оформления
заявки на государственную регистрацию программы для электронно-вычислительных
машин или базы данных;
порядок
государственной регистрации программ для электронно-вычислительных машин и баз
данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых
в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене
Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам;
порядок продления
срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный
образец;
требования к
документам заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или
промышленный образец;
состав сведений о
заявке на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы
по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
порядок
ознакомления с документами заявки на изобретение и выдачи копий таких
документов;
порядок проведения
информационного поиска в отношении заявленного изобретения для определения
уровня техники, по сравнению с которым будет осуществляться оценка новизны и
изобретательского уровня изобретения, и предоставления отчета о нем;
порядок и условия
проведения информационного поиска в отношении заявленной полезной модели для
определения уровня техники, по сравнению с которым может оцениваться
патентоспособность полезной модели, и предоставления сведений о его
результатах;
форма патента на
изобретение, полезную модель, промышленный образец и состав указываемых в нем
сведений;
состав публикуемых
в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам сведений о выдаче патента на изобретение, полезную
модель или промышленный образец;
порядок
ознакомления с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель
или промышленный образец и отчетом об информационном поиске;
правила оформления
заявки на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы;
порядок
государственной регистрации топологий интегральных микросхем, формы
свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в
свидетельствах сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном
бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам;
порядок
государственной регистрации договоров об отчуждении исключительного права на
товарный знак, лицензионного договора, а также других договоров, посредством
которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак;
требования к
документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к ней
(документы заявки);
порядок
ознакомления с документами заявки на товарный знак и выдачи копий таких
документов;
форма свидетельства
на товарный знак и перечень указываемых в нем сведений;
форма свидетельства
на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве
сведений;
порядок
преобразования коллективного знака и заявки на коллективный знак соответственно
в товарный знак и заявку на товарный знак и наоборот;
требования к
документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара
или прилагаемым к ней (документы заявки);
форма свидетельства
об исключительном праве на наименование места происхождения товара и перечень
указываемых в таком свидетельстве сведений.
(п. 4.11.1 введен
Приказом Минобрнауки РФ от 09.07.2008 N 203)
4.12. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере
деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию.
4.13.
Подготавливает заключения в части научной, научно-технической и инновационной
деятельности, интеллектуальной собственности и хозяйственного оборота РНТД и
проекты официальных отзывов Правительства Российской Федерации по проектам
федеральных законов, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной
инициативы и направляемым в установленном порядке в Министерство на
согласование;
подготавливает
предложения о приостановке в случае необходимости решений подведомственных
Министерству федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или об
отмене этих решений, если иной порядок их отмены не установлен федеральными
законами.
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
09.07.2008 N 203)
4.14. Формирует план организации законопроектной деятельности Министерства
в научно-технической и инновационной сферах и в области интеллектуальной
собственности и хозяйственного оборота РНТД, разрабатывает нормативно-правовую
базу осуществления контроля за использованием прав Российской Федерации на
РНТД, созданные за счет средств федерального бюджета.
4.15. Обеспечивает
деятельность Минобрнауки России по вопросам компетенции:
Межведомственной
комиссии по научно-инновационной политике;
Совета по
конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;
Межведомственного
научно-технического совета по проблеме нанотехнологий и наноматериалов;
Межведомственной
комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности;
Межведомственной
рабочей группы по вопросам воспроизводства кадров в научно-образовательной
сфере;
обеспечивает
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам
компетенции Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере
интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию.
4.16. Осуществляет
координацию по вопросам организации и проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ с целью содействия развитию высокотехнологичных
производств, организации трансфера технологий, в том числе между
оборонно-промышленным комплексом и гражданскими отраслями промышленности.
4.17. Организует и
координирует разработку долгосрочного прогноза научно-технологического развития
и перспективного среднесрочного плана фундаментальных исследований по
приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
4.18.
Подготавливает аналитические материалы и справки для руководства Министерства к
заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской
Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.19. Формирует
доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как
субъекта бюджетного планирования в части научной, научно-технической и
инновационной сфер деятельности.
4.20. Вырабатывает
предложения по координации реализации государственной политики в части
финансирования НИОКР гражданского назначения.
4.21. Разрабатывает
и вносит в установленном порядке в Департамент прогнозирования и организации
бюджетного процесса бюджетные проектировки по финансированию научной
деятельности главных распорядителей бюджетных средств, для которых Министерство
является субъектом бюджетного планирования;
согласовывает
бюджетные проектировки перед направлением их в Минфин России.
4.22. Участвует в
рассмотрении Минфином России и другими органами власти бюджетных проектировок
Министерства по финансированию научной деятельности главных распорядителей
бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом бюджетного
планирования;
участвует в
формировании разделов, подразделов проекта федерального бюджета по
финансированию научной деятельности находящихся в ведении Министерства
федеральных служб и федеральных агентств, а также по главным распорядителям
бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом бюджетного
планирования;
участвует в согласовании
с Минфином России материалов, расчетов, обоснований, нормативных документов по
определению направлений бюджетных средств, выделяемых на научные исследования.
4.23.
Подготавливает предложения по исполнению действующих и включению в федеральный
бюджет принимаемых обязательств в рамках среднесрочного финансового
планирования в сфере науки.
4.24. Разрабатывает
систему показателей оценки деятельности научных организаций, научной работы
вузов, результативности работы научных сотрудников, научной работы профессорско-преподавательского
состава вузов.
4.25. Разрабатывает
предложения по реализации государственной политики по реформированию и
управлению государственной собственностью научных организаций.
4.26. Осуществляет
координацию деятельности находящихся в ведении Министерства федеральных служб и
федеральных агентств в части реализации
государственной политики по реформированию и управлению государственной
собственностью научных организаций;
подготавливает для
представления в Правительство Российской Федерации в установленном порядке
предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных научных
организаций, находящихся в ведении подведомственных федеральных служб и
федеральных агентств.
4.27. Формирует
предложения по совершенствованию форм статистической отчетности в сфере науки,
инноваций и интеллектуальной собственности.
4.28. Координирует
работу по обеспечению находящихся в ведении Министерства федеральных служб и
федеральных агентств, а также отдельных наиболее значимых бюджетных организаций
утвержденной проектно-сметной документацией по объектам сферы науки, включенным
в Федеральную адресную инвестиционную программу, согласовывает титульные списки
строек.
4.29. Проводит
анализ инвестиционной деятельности организаций находящихся в ведении Министерства
федеральных служб и федеральных агентств, учреждений и организаций, а также
отдельных наиболее значимых бюджетных учреждений образования и науки в сфере
ответственности Департамента.
4.30. Осуществляет
координацию деятельности находящихся в ведении Министерства федеральных служб и
федеральных агентств, а также наиболее значимых бюджетных учреждений в сфере
науки по формированию объемов государственных капитальных вложений в рамках
перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы.
4.31. Участвует в
разработке механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности
в сфере науки и инноваций с привлечением бюджетных, внебюджетных источников и
иностранных инвестиций.
4.32. Участвует в размещении в установленном законодательством Российской
Федерации порядке заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
для обеспечения нужд Министерства, а также проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в
установленной сфере деятельности.
(п. 4.32 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
09.07.2008 N 203)
4.33. Осуществляет
мониторинг государственного учета и контроля использования результатов НИОКТР
гражданского назначения, в том числе осуществляемые находящимися в ведении
Министерства федеральными службами и федеральными агентствами.
4.34. Принимает участие в анализе и планировании ресурсного обеспечения
программ и проектов, а также иных форм бюджетных расходов, в установленной
сфере деятельности, реализуемых Министерством, находящимися в ведении
Министерства федеральными службами, федеральными агентствами и иными главными
распорядителями бюджетных средств, для которых Министерство является субъектом
бюджетного планирования.
4.35. Устанавливает
порядок и координирует формирование и реализацию федеральных целевых программ,
ведомственных целевых программ Минобрнауки России, находящихся в ведении
Минобрнауки России федеральных служб и федеральных агентств в
части НИОКР гражданского назначения.
4.36. Устанавливает
порядок формирования и осуществляет анализ эффективности
реализации тематических планов научных исследований научных организаций
и вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, подведомственных ему
федеральных служб и федеральных агентств.
4.37. Осуществляет
мониторинг федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ,
предлагаемых к финансированию из средств федерального бюджета, в части НИОКР
гражданского назначения.
4.38. Координирует реализацию Федеральной целевой научно-технической
программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
науки и техники" на 2002 - 2006 годы и Федеральной целевой программы
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы";
координирует
реализацию "Программы координации работ в области нанотехнологий и
наноматериалов в Российской Федерации";
координирует
реализацию Федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры
наноиндустрии в Российской Федерации" на 2007 - 2010 годы после ее
утверждения Правительством Российской Федерации;
4.39. Обеспечивает
организационно-методическое сопровождение аналитической Ведомственной целевой
программы "Развитие научного потенциала высшей школы" (2006 - 2008
годы).
4.40. Координирует
выработку механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития
сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей
экономики.
4.41. Обеспечивает
работы по подготовке предложений по вопросам функционирования системы
государственных научных центров Российской Федерации, их нормативно-правового
обеспечения, присвоения организациям статуса государственного научного центра
Российской Федерации или сохранения этого статуса, присвоения статуса
федеральных центров науки и высоких технологий.
4.42. Координирует
методическое обеспечение деятельности наукоградов, в том числе перечней
мероприятий по развитию и поддержке их инфраструктуры.
4.43. Обеспечивает
реализацию функций Министерства по вопросам деятельности фондов поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
4.44. Обеспечивает
деятельность Министерства в инновационной сфере по:
совершенствованию
механизмов функционирования национальной инновационной системы, порядка
формирования и совершенствования взаимодействия ее федерального, региональных и
отраслевых сегментов;
формированию и
развитию федеральных, региональных и отраслевых элементов инновационной
инфраструктуры;
совершенствованию
механизма формирования и реализации важнейших инновационных проектов
государственного значения;
разработке
комплекса экономических показателей в области инновационной деятельности и
методологию их расчета, создания системы мониторинга инновационного потенциала
и инновационной активности в экономике Российской Федерации;
разработке системы
мониторинга и управления деятельностью фондов прямых инвестиций и венчурных
фондов в инновационной сфере, созданных с участием государства, в том числе с
участием субъектов Российской Федерации;
формированию и
развитию системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
4.45. Участвует в
разработке государственного образовательного стандарта послевузовского
профессионального образования и порядка аттестации программ послевузовского
профессионального образования.
4.45.1. Участвует в
разработке:
порядка
подтверждения документов государственного образца об образовании, ученых
степенях и ученых званиях;
порядка признания и
установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных
государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
порядка выдачи
свидетельств об установлении эквивалентности документов иностранных государств
о высшем и послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и
ученых званиях.
(п. 4.45.1 введен
Приказом Минобрнауки РФ от 09.07.2008 N 203)
4.46. Осуществляет
координацию работ по оптимизации действующей сети аспирантур, докторантур и
реструктуризации сети диссертационных советов.
4.47. Координирует
работу по установлению федеральным органам исполнительной власти, другим
распорядителям федерального бюджета контрольных цифр приема в аспирантуру и
докторантуру для граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета.
4.48. Координирует
деятельность Минобрнауки России в области государственной поддержки молодых
российских ученых, включая гранты Президента Российской Федерации для
государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их
научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ
Российской Федерации.
4.49. Осуществляет
координацию выставочно-ярмарочной деятельности Министерства на территории
Российской Федерации.
4.50. Обеспечивает
деятельность Министерства в международном сотрудничестве по вопросам, входящим
в его компетенцию, в том числе:
координация участия
российских научных организаций и вузов в научных программах Европейского союза;
координация
реализации международных программ "Фундаментальные исследования и высшее
образование", "Межрегиональные исследования в общественных
науках", "Михаил Ломоносов", "Иммануил Кант".
4.51. Готовит
предложения в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих
государственную тайну.
4.52. Готовит
предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению
квалификации и стажировки работников Департамента.
4.53. Обеспечивает
в рамках своей компетенции рассмотрение обращений организаций и граждан и
направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации
срок.
4.54. Департамент осуществляет иные полномочия в установленной сфере
деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.
5. Департамент в
целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Департамента вопросам.
5.2. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
5.3. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с
участием при необходимости работников структурных подразделений Министерства и
специалистов организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России.
5.4. Создавать
экспертные группы, советы в установленной сфере деятельности Департамента.
5.5. Вести
служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере
деятельности.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными
подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям
деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения о структурных подразделениях (отделах) Департамента и должностные
регламенты работников.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда
и численности работников Министерства.
9.5. Готовит
проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим
текущим вопросам организации деятельности Департамента - ненормативного
характера.
9.6. Подчиняется
непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в
соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент
имеет печать и бланки установленного образца.