МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 25 октября 2006 г. N ПК-8
ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА В 2006 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2007 ГОД
Заслушав и
обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки (далее - Рособрнадзор) В.А. Болотова, коллегия отмечает, что во
исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О
проведении в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена"
Рособрнадзором совместно с федеральными органами исполнительной власти,
органами управления образованием субъектов РФ и образовательными учреждениями
высшего и среднего профессионального образования (далее - вузы и ссузы) в 2006 году продолжено проведение эксперимента
по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).
В соответствии с
решением коллегии Минобрнауки России от 10.11.2005 N ПК-12 Рособрнадзором в
2006 году реализовано следующее.
Совместно с
Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования обеспечено своевременное представление в Правительство РФ
проекта постановления Правительства РФ "О продолжении эксперимента по
введению в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена" и его
принятие Правительством РФ.
Утвержденный план
координации работ по подготовке и проведению единого государственного экзамена
(далее - ЕГЭ) в 2006 году выполнен в установленные сроки.
Федеральным
агентством по образованию (далее - Рособразование) по согласованию с
Рособрнадзором издан Приказ от 20.01.2006 N 14 "Об участии государственных
образовательных учреждений среднего профессионального и высшего
профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по
образованию, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в
2006 году". В соответствии с ним прием и зачисление в вузы/ссузы,
подведомственные Рособразованию, проводились по результатам ЕГЭ: на 100%
направлений подготовки (специальностей) - ссузами и ранее принимавшими участие
в эксперименте вузами; на 50% направлений подготовки (специальностей) - впервые
участвующими в эксперименте вузами. Исключение составили вузы/ссузы г. Москвы.
Расширено
взаимодействие с вузами/ссузами на всех этапах подготовки и проведения ЕГЭ:
разработка правил приема и организация зачисления по результатам ЕГЭ, работа с
федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинг обучения и др.
Организовано
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем
ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных им
образовательных учреждений в ЕГЭ.
Из 23 федеральных
министерств и ведомств, имеющих подведомственные им образовательные учреждения,
19 согласовали их участие в эксперименте по введению ЕГЭ по следующим схемам:
- в формате,
установленном Приказом Рособразования от 20.01.2006 N 14, - Минфин России,
Минэкономразвития России, Росатом, Роспечать, Росморречфлот, Росспорт,
Роскультура, Рослесхоз, Росрыболовство, ФНС России;
- участие по 50%
направлений подготовки (специальностей) - Росавиация, Россвязь, Росздрав,
Росжелдор, Россельхоз;
- только учет
результатов ЕГЭ - Верховный суд РФ, МИД России, Минобороны России, МВД России,
МЧС России;
- отказались от
проведения и засчитывания результатов ЕГЭ - ФСБ России (один вуз), Минюст
России (шесть вузов), ФТС России (один вуз).
Продолжена работа
по совершенствованию и оптимизации технологии организации и проведения ЕГЭ по
следующим направлениям:
- апробация
технологии организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных
местностях Российской Федерации (районы Республики Коми и Республики Саха
(Якутия), Хабаровского края, Иркутской, Камчатской и Томской областей, а также
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Чукотского автономного округа);
- технологические
изменения в организации и проведении ЕГЭ по иностранным языкам;
-
распечатка свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне (Вологодская,
Ивановская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Московская,
Тамбовская, Томская области, города Москва, Санкт-Петербург, Чукотский автономный
округ);
- апробация моделей
организации и проведения ЕГЭ для отдельных категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья (слабовидящие, слепые, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата) в Ленинградской области и в г. Санкт-Петербурге;
- апробация
организации и проведения ЕГЭ "в одну волну" на территории Ненецкого,
Усть-Ордынского Бурятского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов;
минимизация "июльской волны" в Воронежской, Калининградской и
Оренбургской областях.
По результатам
шести инспекционных проверок соблюдения прав граждан при организации и
проведении вступительных испытаний в вузы/ссузы сотрудниками Рособрнадзора
выявлены следующие нарушения:
- несоответствие
правил приема нормативным правовым актам федерального уровня;
- необоснованное
введение дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по
результатам ЕГЭ;
- требование
подлинников документов об образовании, а также оригиналов свидетельств о
результатах сдачи ЕГЭ при подаче абитуриентами документов на участие в
конкурсе;
- засчитывание в
качестве вступительных испытаний результатов выпускных экзаменов
подготовительных отделений (не финансируемых из средств федерального бюджета),
вузовских олимпиад и вступительных испытаний, проведенных досрочно.
По итогам
инспекционных проверок в соответствующие вузы/ссузы направлены предписания и
составлены акты.
Кроме того,
практика проведения ЕГЭ показала, что на этапе включения в эксперимент или его
расширения вузы меняют перечень вступительных испытаний на отдельные
специальности (направления подготовки) в недопустимо поздние сроки.
Во всех 79
субъектах РФ, участвующих в ЕГЭ, были подведены итоги эксперимента и предложены
меры по его развитию.
Отмечена работа
руководителей органов управления образованием субъектов РФ, советов ректоров
вузов и директоров ссузов по координации организации и проведения ЕГЭ, а также
по привлечению представителей институтов гражданского общества к общественному
наблюдению за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.
Для участия в
эксперименте в 2007 году поступили заявки от 82 субъектов РФ, в том числе от
всех 79 регионов - участников эксперимента 2006 года. В ЕГЭ 2007 года не будут
участвовать Чеченская Республика, Приморский край, Нижегородская область и
Корякский автономный округ.
В 2007 году будет
продолжена работа по следующим направлениям.
1.
Совершенствование нормативного правового регулирования проведения ЕГЭ, а также
государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы/ссузы в части проведения
ЕГЭ:
- уточнение порядка
аннулирования результатов ЕГЭ в случаях обнаружения нарушений при проведении
ЕГЭ;
- подготовка
методических документов по проведению ЕГЭ для отдельных категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
2. Разработка
структуры и содержания контрольных измерительных материалов с учетом
компетентностного подхода.
3.
Организационно-технологическое обеспечение:
- увеличение числа
участников в апробации технологии проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных
местностях Российской Федерации;
- доработка и сертификация
программного обеспечения, используемого при проведении ЕГЭ;
- введение системы
перекрестной проверки экзаменационных работ (между субъектами) в целях усиления
информационной безопасности;
- организация и
проведение работ по расширению практики распечатки свидетельств о результатах
ЕГЭ на региональном уровне.
4. Разработка
комплексной системы информационной безопасности функционирования
информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ.
5. Сертификация
федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в целях предоставления ей
статуса официального государственного информационного ресурса.
Коллегия решила.
1. Департаменту
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования (И.И. Калине):
1.1. Совместно с
Департаментом прогнозирования и организации бюджетного процесса (Б.П. Шкатовым)
и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым) в
срок до 15 декабря 2006 г. обеспечить представление в Правительство РФ
согласованного проекта постановления Правительства РФ, регламентирующего
проведение единого государственного экзамена в 2008 году.
1.2. Совместно с
Федеральным агентством по образованию (Г.А. Балыхиным) и Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым):
1.2.1. При
подготовке новых порядков приема в образовательные учреждения высшего и
среднего профессионального образования предусмотреть согласование сроков
зачисления абитуриентов в образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования в связи с введением единого государственного
экзамена в штатный режим.
1.2.2. При
организации работ по подготовке государственных образовательных стандартов
общего образования нового поколения использовать результаты и наработки
Федерального института педагогических измерений, в том числе уделить особое
внимание содержанию учебных программ по информатике и ИКТ.
1.2.3. Подготовить
предложения по перечню направлений подготовки (специальностей), по которым при
приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или)
профессиональной направленности.
1.2.4. Подготовить
предложения по перечню образовательных учреждений и направлений подготовки
(специальностей), при приеме на которые проводится дополнительное вступительное
испытание профильной направленности.
1.2.5. В срок до 1
мая 2007 г. подготовить предложения по расширению перечня всероссийских
олимпиад и критерии отнесения вузовских конкурсов и олимпиад к указанному
перечню.
1.2.6. Подготовить
предложения по упорядочению льготных категорий граждан и видов предоставляемых
льгот при поступлении в вузы.
1.3. В срок до 1
марта 2007 г. подготовить информационное письмо о рекомендуемом перечне
вступительных испытаний в зависимости от профиля подготовки специалистов с
высшим профессиональным образованием.
1.4. Совместно с
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым) в
срок до 1 марта 2007 г.:
1.4.1. Разработать
рекомендации по использованию результатов новых форм государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов при их поступлении в образовательные
учреждения начального и среднего профессионального образования на программы
обучения на базе основного общего образования.
1.4.2. Подготовить
предложения по модернизации существующих государственных статистических форм для
исключения дублирования с базами данных, собираемыми в ходе подготовки к
проведению единого государственного экзамена.
1.5. Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки (В.А. Болотовым) в течение трех месяцев после принятия законопроекта
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об
образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" в части проведения единого государственного
экзамена" в целях подготовки новой редакции Положения о государственной
(итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений подготовить
предложения по упорядочению предметов, обязательных для государственной
(итоговой) аттестации, в том числе сдаваемых в форме единого государственного
экзамена.
2. Федеральному
агентству по образованию (Г.А. Балыхину):
2.1. По согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки (В.А. Болотовым) и Департаментом государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России в
срок до 1 декабря 2006 г. издать приказ об участии в эксперименте
подведомственных вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории
субъектов РФ - участников эксперимента 2007 года, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О проведении в
2006 - 2007 годах единого государственного экзамена".
2.2. Совместно с
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым) и
Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки России в срок до 1 декабря 2006 г. подготовить
предложения по формированию проектов, обеспечивающих проведение единого
государственного экзамена в рамках Федеральной целевой программы развития
образования.
3. Федеральной службе
по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотову):
3.1. В срок до 1
января 2007 г. провести работу с Московским государственным университетом им.
М.В. Ломоносова по проверке фактов неудовлетворительной сдачи в 2006 году
вступительных испытаний абитуриентами, имеющими высокие баллы (90 - 100 баллов)
по ЕГЭ.
3.2. В срок до 1
марта 2007 г. обобщить опыт субъектов РФ и подготовить предложения по
расширению практики общественного наблюдения за ходом организации и проведения
единого государственного экзамена.
3.3. Провести
работу по согласованию с федеральными органами исполнительной
власти перечня участвующих в эксперименте подведомственных им образовательных
учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
29.12.2005 N 830 "О проведении в 2006 - 2007 годах единого
государственного экзамена".
3.4. По
согласованию с Департаментом государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Минобрнауки России совместно с органами
управления образованием субъектов РФ разработать и апробировать в 2007 году
разные модели организации и проведения единого государственного экзамена на
этапе вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования.
3.5. Расширить в
2007 году апробацию новой технологии проведения единого государственного
экзамена по иностранным языкам.
3.6. Расширить в
2007 году апробацию технологии проведения единого государственного экзамена для
отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО