МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СО СТУДЕНТАМИ И СОТРУДНИКАМИ
В настоящее время в
системе Рособразования функционируют следующие
федеральные государственные образовательные учреждения, в которых обучаются
22666778 человек (таблица 1).
Таблица 1
┌─────────────────────────┬────────────┬─────────────────────────┐
│ Тип образовательного │ Количество │Численность
обучающихся, │
│ учреждения │ учреждений │ воспитанников │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│ 1 │ 2
│ 3 │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Дошкольные
учреждения │47185 │4422568, в т.ч.: │
│ │ │от 0 до 3 лет - 909938; │
│ │ │от 3 до 7 лет - 3512630 │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Общеобразовательные
школы│62174
│16009588
│
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Общеобразовательные │669 │147341 │
│школы-интернаты │ │ │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Кадетские
корпуса │69 │20290 │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Начальное
профессиональ- │251 │151,5 тыс. │
│ное образование
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Среднее
профессиональное │894
│520,0 тыс.
│
│образование │ │ │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Высшее
профессиональное │341 │1019666, в т.ч.: │
│образование: │ │по дневной форме │
│студенты │ │обучения - 555484; │
│ │ │по
вечерней - 52641; │
│ │ │по заочной - 382297; │
│ │ │экстернат - 29244 │
│аспиранты │ │85033, в т.ч.
по дневной │
│ │ │форме обучения - 60322 │
│докторанты │ │3157 │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Образовательные │2465 │130,3 │
│учреждения
для детей- │ │ │
│сирот
и детей, оставшихся│
│
│
│без
попечения родителей │ │ │
├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤
│Специальные (коррекцион-
│1936 (на │235410 (на
01.01.2006) │
│ные)
образовательные │01.01.2006)
│ │
│учреждения
для обучающих-│ │ │
│ся, воспитанников с │ │ │
│отклонениями
в развитии │ │ │
└─────────────────────────┴────────────┴─────────────────────────┘
К числу
наиболее уязвимых категорий детей и студенческой молодежи относятся дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 720 тыс., дети-инвалиды - 587
тыс., дети, находящиеся в социально опасном положении, - 768 тыс., студенты,
относящиеся к категории малоимущих (студенты, в семьях которых совокупный доход
на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума в регионе, в котором они
проживают).
Приоритетными
направлениями государственной политики по улучшению положения обучающихся в Российской Федерации до 2010 года являются:
- охрана и
укрепление здоровья обучающихся;
- профилактика
социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение
эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо
сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- организация
отдыха, санаторно-курортного лечения;
- повышение
стипендиального обеспечения;
- временная
занятость;
- трудоустройство
после окончания образовательного учреждения (по категориям обучающихся);
- обеспечение
жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых семей;
- доступность
получения бесплатного образования;
- обеспечение
льготным проездом;
-
обеспечение иногородних обучающихся современным комфортабельным жильем на время
обучения в образовательных учреждениях.
Стипендиальное
обеспечение
В
соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" размер
академической стипендии для студентов федеральных государственных высших
учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование
за счет средств федерального бюджета, с 1 сентября 2005 г. увеличен до 600
рублей в месяц.
Для обучающихся
образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования
размер академической стипендии с 1 января 2006 г. увеличен в 1,5 раза и
составляет 210 рублей в месяц.
Размер социальной
стипендии устанавливается с учетом полуторакратного увеличения размера
академической стипендии. Для студентов вузов он составляет 900 рублей в месяц,
для студентов ссузов - 210 рублей в месяц. С 1 января
2006 г. размер социальной стипендии для студентов ссузов
составляет 315 рублей в месяц. Постановлением Правительства
РФ от 16.07.2005 N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам
государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования и научных организаций" с 1 января 2006 г. стипендии для
аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования и научных организаций установлены в размере 1500
рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.
В настоящее время
подготовлены проекты указа Президента РФ и постановления Правительства РФ об
увеличении размеров стипендий Президента и Правительства РФ.
Стипендии
Президента РФ:
- для студентов
вузов - 1600 рублей;
- для аспирантов
вузов - 3000 рублей.
Действующие:
- для студентов
вузов - 800 рублей;
- для аспирантов
вузов - 1500 рублей.
Стипендии
Правительства РФ:
- для студентов
вузов - 1200 рублей;
- для студентов ссузов - 700 рублей;
- для аспирантов вузов
- 3000 рублей.
Действующие:
- для студентов
вузов - 600 рублей;
- для студентов ссузов - 350 рублей;
- для аспирантов -
1500 рублей.
Санатории-профилактории,
спортивно-оздоровительные
лагеря и базы
отдыха. Отдых и оздоровление студентов
В настоящее время в
структуре образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию,
действуют 159 санаториев-профилакториев (в том числе 152 - в структуре вузов, 5
- в структуре ссузов и 2 - в структуре
образовательных учреждений начального профессионального образования) с общим
количеством на 12291 койко-место. Объем средств из федерального бюджета на их
содержание в 2005 году составил 424,2 млн. рублей.
В 2005 году в
санаториях-профилакториях отдохнули и поправили свое здоровье более 140 тыс.
студентов.
Объем средств из
федерального бюджета на содержание студенческих санаториев-профилакториев в
2006 году в связи с открытием нового санатория-профилактория и увеличением
стационарных койко-мест в трех
санаториях-профилакториях увеличен на 18,8 млн. рублей.
Количество
спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха, находящихся в структуре
подведомственных образовательных учреждений, - 195. Летом 2005 года в них
отдохнули более 120 тыс. студентов и сотрудников подведомственных вузов.
Федеральное
агентство по образованию ежегодно выделяет на отдых малоимущих студентов в
межвузовских спортивно-оздоровительных лагерях и на базах отдыха более 40 млн.
рублей. Только в межвузовском спортивно-оздоровительном комплексе Донского
государственного технического университета "Радуга" ежегодно отдыхают
более 10000 студентов и сотрудников.
В настоящее время
назрела объективная необходимость увеличения объема
бюджетного финансирования санаториев-профилакториев подведомственных
образовательных учреждений высшего и среднего профессионального
образования.
Впервые в
федеральном бюджете 2006 года предусмотрены средства на оплату проезда к месту
отдыха и обратно для работников образовательных учреждений, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
О студенческих
общежитиях
В последние годы
практически во всех подведомственных вузах резко увеличился прием иногородних
студентов, который носит нарастающий характер. В связи с этим в общежитиях
вузов пришлось ставить дополнительные кровати в комнатах или заменять
кровати на двухъярусные, так как большинство иногородних студентов не
могли себе позволить снимать квартиры для проживания. В результате нагрузка на
общежития резко увеличилась. При норме проживания 6 кв. м на человека в
настоящее время приходится 2,5 - 3,0 кв. м, что снижает существующие санитарные
нормы и ухудшает условия проживания студентов. Вузам приходится расторгать
договоры с арендаторами и приспосабливать для проживания иногородних студентов
нежилые помещения.
В настоящее время в
оперативном управлении подведомственных вузов находится 4112506 кв. м жилой
площади, 70% которой требует срочного ремонта, реконструкции или сноса.
Обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях вузов составляет
80,8% (таблица 2).
Таблица 2
Группы вузов
|
Жилая
площадь (кв. м)
|
Обеспеченность
студентов (%)
|
Университеты
|
884456
|
72,2
|
Политехнические
|
821890
|
83,9
|
Машиностроительные
|
453475
|
83,0
|
Химико-технологические
|
475926
|
88,6
|
Экономические
|
180813
|
87,6
|
Строительные
|
228728
|
88,4
|
Технологические
|
274537
|
92,3
|
Педагогические
|
792586
|
76,6
|
Многие вузы не
имеют своих общежитий, и им приходится арендовать места в общежитиях других
вузов (Ульяновский государственный университет). Учитывая изложенное, в
настоящее время назрела необходимость в строительстве новых общежитий и
реконструкции действующих с учетом современных санитарных и строительных норм.
Для доведения нормы
обеспечения иногородних студентов местами в общежитиях до 100% и нормы
проживания на одного студента до 6 кв. м необходимо дополнительно построить 1,5
млн. кв. м жилой площади (с учетом современных условий проживания).
Федеральное
агентство по образованию совместно со Студенческим координационным советом
Профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовило комплекс
мероприятий по решению проблем студенческих общежитий подведомственных вузов.
В рамках
общесистемных мероприятий Федерального агентства по образованию, направленных
на развитие студенческого самоуправления и решение социальных проблем
студенчества, в 2005 году были проведены Всероссийское совещание по проблемам
студенческих общежитий, Всероссийский семинар-совещание главных врачей
санаториев-профилакториев, Всероссийский семинар-совещание директоров
спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха, Всероссийский конкурс
"Студенческий лидер-2005" и другие мероприятия.
Необходимо решить следующие
вопросы:
1. Обеспечение
льготным проездом на городском транспорте (пригородных поездах) к месту учебы и
обратно, а также льготным проездом на междугородном транспорте во время каникул
к месту отдыха (лечения) всех категорий обучающихся.
2. Санаторно-курортное
лечение студентов образовательных учреждений профессионального образования.
3. Обеспечение
льготным питанием обучающихся всех уровней образования (в первую очередь из
малоимущих семей).
4. Финансирование
здравпунктов и медпунктов образовательных учреждений в полном объеме (в том
числе открытие медпунктов в студенческих общежитиях вузов, в которых нет
санаториев-профилакториев).
5. Выделение в
достаточном объеме средств на строительство новых и капитальный ремонт
существующих студенческих общежитий, полное обеспечение иногородних студентов
местами в общежитиях и создание в них комфортных условий проживания в
соответствии с современными требованиями.
6. Увеличение
финансирования производственных и учебных практик для студентов, в том числе
увеличение средств на проезд к месту проведения практики и обратно
(командировочные расходы), прохождение медосмотров, предшествующих проведению
практики.
7. Увеличение
размеров бюджетных ассигнований на содержание студенческих
санаториев-профилакториев, в том числе на питание и заработную плату
медработникам.
7.1. Выделение
бюджетного финансирования на содержание студенческих спортивно-оздоровительных
лагерей.
8. Дальнейшее
повышение размера стипендии для всех категорий обучающихся (имеется в виду его
приближение к прожиточному минимуму).
9. Трудоустройство
выпускников образовательных учреждений профессионального образования (первое
рабочее место).
10. Обеспечение
жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из
образовательного учреждения.
11. Увеличение
финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
12. Создание
условий для обучения детей с выраженной умственной отсталостью и множественными
нарушениями развития.
13. Создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях всех типов
для интегрированного обучения лиц с нарушениями физического развития.
14.
Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в учреждениях для
детей с ограниченными возможностями здоровья за счет внедрения современных
технических средств обучения и реабилитационного оборудования.
Начальник отдела
социальной
поддержки
обучающихся и
сотрудников
В.И.ГОЛЫШНИКОВ