МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2006 г. N 06-971
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ
Департамент
государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
направляет дополнительную информацию по вопросам развития сети образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центр), в
соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ряд нормативных
правовых актов Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ.
В Российской
Федерации на протяжении последних 15 лет сложилась и продолжает развиваться
служба практической психологии в системе образования. Структуры управления
службой практической психологии на региональном и муниципальном уровнях созданы
и успешно функционируют в 62 субъектах РФ.
Сегодня это 740
ППМС-центров, более 64 тыс. педагогов-психологов, ежегодно оказывающих
комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в
возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает
практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного
типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы
с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных
типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного,
социального и профессионального самоопределения молодежи.
В ряде
субъектов РФ (Архангельская, Белгородская, Курганская, Московская, Орловская,
Псковская, Ростовская, Тюменская и Ярославская области, города Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровский край, Республики Карелия, Саха
(Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Вместе с тем в некоторых регионах отмечается сокращение количества
ППМС-центров (по данным мониторинга 2005 года).
В связи с
этим считаем необходимым разъяснить, что в соответствии с подпунктом 6.2 статьи
29 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от
31.12.2005 N 199-ФЗ) к компетенции субъектов РФ отнесена организация
предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, в том числе в образовательных учреждениях для
детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в
соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.
Согласно
подпункту 13.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ к
полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится решение
вопросов "организации предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях,
находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской
Федерации". Таким образом, в
соответствии с законами субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ
вправе наделять отдельными полномочиями органы местного самоуправления, в том
числе по организации предоставления образования в ППМС-центрах.
Пунктом 6 статьи
26.3 того же Закона установлена следующая норма: "Законами
субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом,
устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской
Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению
вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22,
23, 25, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58, настоящей статьи (в части,
касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного
самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов".
ППМС-центры могут функционировать как на уровне субъекта РФ, так и на
муниципальном уровне.
В целях дальнейшего
развития службы практической психологии в системе образования органам
управления образованием субъектов РФ рекомендуем разработать региональные
программы развития службы практической психологии, обеспечить их реализацию,
предусмотрев:
- разработку
нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность ППМС-центров и
педагогов-психологов образовательных учреждений;
- совершенствование
системы повышения квалификации специалистов данного профиля;
- сохранение и
развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
финансирование ППМС-центров за счет средств соответствующих бюджетов (субъектов
РФ и органов местного самоуправления), совершенствование
материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Директор
Департамента
государственной
молодежной
политики,
воспитания
и социальной защиты
детей
С.Н.АПАТЕНКО