МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2006 г. N АС-599/03
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АВГУСТОВСКИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНФЕРЕНЦИЙ В 2006 ГОДУ
Минобрнауки России направляет для использования в работе Рекомендации по
проведению августовских педагогических конференций в субъектах Российской
Федерации в 2006 году по теме "Влияние приоритетного национального проекта
"Образование" на процесс модернизации региональных и муниципальных
образовательных систем".
Заместитель
Министра
А.Г.СВИНАРЕНКО
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АВГУСТОВСКИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ТЕМЕ "ВЛИЯНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ПРОЦЕСС
МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ"
1. Основные
задачи педагогических конференций "Влияние
приоритетного
национального проекта "Образование" (ПНПО)
на процесс
модернизации региональных и муниципальных
образовательных
систем"
1.1. Информирование
педагогической общественности о ходе и итогах реализации ПНПО в регионе,
муниципалитете.
Представление
подробной и понятной информации об опыте реализации ПНПО способствует
обеспечению открытости и прозрачности, становлению гражданского общества.
1.2. Публичное
общественное признание достижений лучших образовательных учреждений.
Общественное
признание необходимо для формирования благоприятной мотивационной среды,
стимулирующей активность участия образовательных учреждений в инновационной
деятельности, и позитивного отношения к успехам образовательных учреждений,
победивших в конкурсе.
Достижение этой
цели требует особого внимания к формам подачи максимально полной и
разносторонней информации о победителях (выставки, стенды, буклеты, печатная
продукция и т.д.), раскрывающей обоснованность победы. Целесообразно показать
"историю успеха".
1.3. Раскрытие
перспектив и возможностей системных изменений в муниципальной, региональной
системе образования как ключевых условий повышения благосостояния граждан и
социально-экономического развития территорий.
Необходимо
показать, к каким позитивным институциональным изменениям приводит реализация
ПНПО. Они наблюдаются в усилении ориентации образовательных учреждений на
общественные запросы, их активности и инновационной культуры, освоении
современных образовательных и управленческих технологий, образцов проектного
менеджмента, расширении общественного участия в управлении образованием,
финансовой самостоятельности образовательных учреждений, росте ресурсной
обеспеченности образования, создании благоприятных условий для
профессионального роста педагогов и т.д.
1.4. Общественно-педагогическое
обсуждение планов реализации ПНПО в 2007 году.
Коллективное
обсуждение направлений ПНПО способствует повышению активности и масштабов
участия профессионального и местного сообщества в ПНПО, информированности о
деталях организации ПНПО, его социально-экономической эффективности, а также
формирует образцы командной работы над проблемами развития образовательной
системы.
1.5. Формулирование
запроса на научно-методическую поддержку образовательных учреждений для участия
в ПНПО.
На основе анализа
опыта проведения конкурсных процедур в рамках ПНПО целесообразно выделить
типичные трудности участников, с тем чтобы в
дальнейшем обеспечить системную адресную поддержку образовательного сообщества
(методические разработки, информационные материалы, консультации, обучение и
т.д.).
2.
Рекомендуемые темы и вопросы для обсуждения
на конференциях
2.1. Анализ
передового опыта, образовательной и управленческой практики образовательных
учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы и
победивших в конкурсе.
2.2. Анализ
передового опыта муниципальных образований, образовательные учреждения которых
достигли наибольших успехов в конкурсе.
2.3. Содержание
программ развития образовательных учреждений, победивших в конкурсе, условия их
успешного выполнения.
2.4. Использование
опыта образовательных учреждений, победивших в конкурсе, для проектирования
системных изменений в региональной системе образования.
2.5. Методы
распространения опыта деятельности образовательных учреждений, победивших в
конкурсе, со стороны органов управления образованием и методических служб.
2.6. Использование
процедур конкурса лучших учителей для модернизации системы оплаты труда и
аттестации учителей.
2.7. Использование
системы критериев конкурсного отбора в рамках ПНПО для совершенствования
региональной системы оценки качества образования.
2.8. Эффективные
меры поддержки творческой, талантливой и способной молодежи.
2.9. Анализ первых
системных эффектов влияния реализации ПНПО (оценка позитивных эффектов и
выработка мер по их усилению в дальнейшем):
- активизации
деятельности органов государственно-общественного управления образованием;
- развития
хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
- освоения
современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные;
- обеспечения
доступа в Интернет как средства расширения информационного поля педагогов;
- активизации
инновационной деятельности образовательных учреждений;
- развития
процессов оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечивающих
доступность качественного образования;
- развития
проектного подхода к управлению образованием;
- повышения
качества воспитательной работы в школе;
- повышения
открытости образования для общества, в том числе через подготовку
образовательными учреждениями публичных докладов, сайтов;
- повышения роли
лучших учителей в организации методической работы с молодыми педагогами;
- развития форм
внешней, объективной, прозрачной, общественно-профессиональной экспертизы и
оценки качества образования;
- повышения
доступности качественного образования;
- модернизации
системы повышения квалификации;
- расширения форм
работы с одаренной молодежью.
2.10. Анализ
организационного обеспечения реализации ПНПО в регионе в 2006 году:
- взаимодействия
региональных структур ПНПО с федеральным центром, администрацией региона,
муниципальными образованиями, СМИ, общественностью;
- создания
нормативного и методического обеспечения деятельности коллегиального органа
субъекта Российской Федерации по реализации ПНПО, конкурсных комиссий;
- организации
участия общественных институтов в выдвижении претендентов на конкурс и проведении
экспертизы конкурсных материалов;
- методического
обеспечения работы экспертов и участников конкурса;
- информационного
сопровождения хода и результатов ПНПО;
- мониторинга хода
реализации проекта;
- состава и
содержания базовой конкурсной документации;
- критериальной базы конкурсов и механизмов отбора экспертов;
- организации
знакомства с передовым опытом других субъектов Российской Федерации по
реализации ПНПО.
2.11.
Проектирование реализации ПНПО в регионе в будущем году.
3.
Рекомендуемые формы проведения августовских
педагогических
конференций
3.1. Доклады и
выступления:
- руководителей
региональных и муниципальных образовательных систем на тему "Реализация
ПНПО в 2006 году и его влияние на модернизацию системы образования региона
(муниципального образования)";
- представителей
законодательных органов власти на тему "Перспективные региональные
(муниципальные) проекты в развитие ПНПО";
- представителей
конкурсной комиссии на тему "Анализ опыта организации конкурсов в рамках
ПНПО";
- представителей
общественных организаций на тему "Общественная экспертиза качества
образования: опыт участия в ПНПО и возможности его совершенствования".
3.2. Презентации
образовательных учреждений - победителей конкурса, а также их программ
развития, материалов лучших учителей, проектов талантливой молодежи.
3.3. Круглые столы
с представителями общественных экспертов, конкурсных комиссий по теме
"Проблемы и условия качественной экспертизы инновационной деятельности
общеобразовательного учреждения".
3.4. Мастер-классы
руководителей школьных советов на тему "Как представить свое
образовательное учреждение, чтобы победить в конкурсе".
3.5. Групповое
проектирование методов распространения и усиления положительных эффектов ПНПО в
рамках муниципальных образовательных систем.
3.6. Региональные бизнес-педсоветы.
3.7. Региональные интернет-педсоветы и интернет-форумы.
3.8. Форумы
образовательных учреждений и учителей - победителей конкурсов.
3.9. Форумы
гражданских институтов - заявителей на конкурсы в рамках ПНПО.
Заместитель
Директора
Департамента государственной
политики в
образовании
Минобрнауки России
И.М.РЕМОРЕНКО