МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2006 г. N 01-73/07-01
О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В XI (XII) КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ
В
соответствии с "Положением о государственной (итоговой) аттестации
выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской
Федерации" (письмо Министерства образования Российской Федерации от
04.02.2003 N 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников XI (XII) классов
общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном
году проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием (выбор
одной из форм письменного экзамена
предоставляется выпускнику).
Проведение
письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по
открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные
материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и
среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России от
19.05.1998 N 1236 и от 30.06.1999 N 56), а также на государственных стандартах
основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования
России от 05.03.2004 N 1089).
Перечень тем
сочинений обновлен на 20%. Темы сочинений в каждом комплекте подобраны таким
образом, чтобы были представлены три литературных эпохи: произведения первой половины
XIX века (или древнерусской или XVIII века), произведения второй половины XIX
века, произведения XX века. При составлении каждого экзаменационного комплекта
реализована установка на включение произведений, относящихся к различным
литературным родам и жанрам. В каждом комплекте предусмотрены темы различного
уровня сложности.
Темы сочинений для
проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней
общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году сгруппированы в 60 комплектов (по
5 тем в каждом комплекте). Каждый комплект сформирован в соответствии со
следующей структурой:
1. Анализ
стихотворения поэта XIX - XX века или анализ эпизода из художественного
произведения русской литературы XIX - XX века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная
в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор и
произведение указаны).
3. Тема, связанная
с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная
с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная
с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан XIX
или XX век; произведение русской литературы выбирает учащийся).
"Перечень
тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и
литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном
году" будет опубликован в третьей декаде марта 2006 года, "Комплекты
тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и
литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном
году" - во второй декаде мая 2006 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены в Интернете на
сайте Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru).
Экзаменационные
материалы для проведения изложений с творческим заданием будут направлены в
марте-апреле в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в
установленном ранее порядке. Тиражирование текстов изложений с творческим
заданием осуществляют государственные органы управления
образованием субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом секретность.
Для изложения
предлагается эпизод из прозаического произведения или фрагмент критической
статьи, связанный с изученным художественным произведением.
В каждое
общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения.
Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Учащимся
предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подробно
методика проведения изложений представлена в письме Департамента общего
образования Минобразования России от 20.03.2003 N 13-51-51/13.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
ОБРАЗЦЫ
КОМПЛЕКТОВ ТЕМ
СОЧИНЕНИЙ
Комплект N
1
1. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы "Фаталист" романа М.Ю.
Лермонтова "Герой нашего времени").
СЦЕНА ДУЭЛИ
ПЕЧОРИНА С ГРУШНИЦКИМ. (АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ ГЛАВЫ "КНЯЖНА МЕРИ" РОМАНА
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"). <1>
--------------------------------
<1> Некоторые темы, включенные в "Перечень...",
выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на
выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне..." под одним
номером.
2. "Поэзия
Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу..." (К.Д.
Бальмонт). <2>
--------------------------------
<2> Темы
сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2 - 3
стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической
формы, раскрываются на примере 1 - 2 произведений (их число может быть
увеличено по усмотрению выпускника).
3. а) Смысл
названия драмы А.Н. Островского "Гроза".
б) Тема утраченных
иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница".
4. Своеобразие
творчества одного из поэтов Серебряного века.
5. "Смех часто
бывает великим посредником в деле отличия истины от
лжи..." (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX
века).
Комплект N
2
1. Стихотворение
А.А. Ахматовой "Песня последней встречи". (Восприятие, истолкование,
оценка).
СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.
АХМАТОВОЙ "СЕГОДНЯ МНЕ ПИСЬМА НЕ ПРИНЕСЛИ...". (ВОСПРИЯТИЕ,
ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА)
2. В чем смысл
"открытого" финала комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?
3. Своеобразие
гражданской лирики Н.А. Некрасова.
4. Раздумья о Человеке
в пьесе М. Горького "На дне".
5. "Защита
Родины есть защита и своего достоинства" (Н.К. Рерих). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX века).