МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 2006 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Во исполнение
Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 "О порядке предоставления
в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде
субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (Российская
газета, 2006, 14 января) приказываю:
1. Утвердить
прилагаемые Методические рекомендации об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений (далее - Рекомендации).
2. Рекомендовать
органам управления образованием субъектов РФ довести Рекомендации до
государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
к Приказу Минобрнауки России
от 3 февраля 2006
г. N 21
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Настоящие
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 30.12.2005 N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату
вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим
работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".
Воспитание является
одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,
государства. Основной задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда.
Воспитательные
функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические
работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит
педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя
(далее - классный руководитель).
В
соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252) (далее - Типовое
положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его
согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции
классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с
обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну
основную образовательную программу в соответствии с учебным планом
общеобразовательного учреждения.
В
соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.11.2002 N 44, зарегистрированным Минюстом России 5 декабря 2002 г., рег. N 3997) и Типовым положением наполняемость класса
составляет 25 человек.
В малокомплектных
общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где
наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся
нескольких классов (до четырех) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных
комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект
трех-четырех классов - не более 15 человек.
Цель и задачи
деятельности классного руководителя
Цель деятельности
классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности
классного руководителя:
- формирование и
развитие коллектива класса;
- создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого
обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
- формирование
здорового образа жизни;
- организация
системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
- защита прав и
интересов обучающихся;
- организация
системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у
обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация
социально значимой творческой деятельности обучающихся.
Функции классного
руководителя
Деятельность
классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного
учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных
отношений.
Для педагогически
грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному
руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми
конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и
формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями
воспитания.
Классному
руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного
руководителя:
1.
Организационно-координирующие:
- обеспечение связи
общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление
контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание
им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение
консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с
педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения;
-
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организация
воспитательной работы с обучающимися через проведение
"малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий;
- стимулирование и
учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;
- взаимодействие с
каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение
документации (классный журнал, личные дела обучающихся,
план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
-
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему
благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.
Аналитико-прогностические:
- изучение
индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за
успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за
посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы
классного руководителя
В соответствии со
своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
- индивидуальные
(беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи,
совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые
(творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные
(конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм
работы с обучающимися целесообразно руководствоваться
следующим:
- определять
содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими
перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать
принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и
потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать
целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой
деятельности обучающихся в классе.
Критерии оценки
осуществления функций
Классного
руководителя
Эффективность
осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух
групп критериев: результативности и процесса деятельности.
Критерии
результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии
процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися;
взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в
данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями
(иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию,
обучению, творческому развитию обучающихся).