МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2005 г. N 01-514/07-01
О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ
ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК, ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В 2005 ГОДУ
Федеральной службой
по надзору в сфере образования и науки в 2005 году были проведены инспекционные
проверки деятельности органов управления образованием ряда субъектов РФ по
обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации в области
образования.
В ходе
инспекционных проверок изучались и анализировались вопросы правового
регулирования, результаты деятельности органов управления образованием
субъектов РФ, статистические данные о развитии системы образования, локальные
акты, регламентирующие деятельность муниципальных органов управления
образованием и образовательных учреждений.
В ходе проверок
были выявлены недостатки и нарушения в деятельности органов управления
образованием субъектов РФ, муниципальных образований и образовательных
учреждений.
В отдельных
субъектах РФ:
- не внесены
изменения в положения (уставы) муниципальных органов управления образованием,
уставы муниципальных образовательных учреждений в соответствии с требованиями
пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- не приняты
нормативные правовые акты, определяющие порядок утверждения уставов, а также
создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, находящихся в
ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- несвоевременно
возобновляются лицензии на право ведения
образовательной деятельности образовательными учреждениями;
- не заключены
договоры о взаимоотношениях между учредителем и образовательным учреждением в
нарушение пункта 3 статьи 11 Закона РФ "Об образовании";
- не приняты
нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- не в полном объеме
выполняются нормы питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также обеспечения их одеждой, обувью и мягким инвентарем;
- не приняты законы
об оплате труда приемных родителей;
- ослаблен контроль
органов управления образованием за ведением документов строгой отчетности в
подведомственных образовательных учреждениях.
Продолжают
поступать жалобы на необоснованное отчисление детей из общеобразовательных
учреждений до достижения ими 15 лет. В ряде регионов складывается такое положение
дел, при котором отчисление детей находится под формальным контролем органов
управления образованием, при этом имеет место так называемый "скрытый
отсев" в отношении обучающихся, числящихся за общеобразовательным
учреждением, но длительное время не посещающих школу.
Анализ результатов
инспекционных проверок, поступивших обращений граждан, материалов,
представленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Минобрнауки России, по-прежнему свидетельствует о
неблагополучном положении несовершеннолетних в образовательных учреждениях,
нарушении их прав на получение соответствующего образования, об отсутствии в
образовательных учреждениях необходимых условий для физического, психического и
нравственного развития обучающихся и воспитанников.
Приведенные
нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых
актов в части прав обучающихся не являются исчерпывающими и во многом
обусловлены:
- недостаточной
правовой грамотностью руководителей образовательных учреждений, педагогических
работников;
- отсутствием
должного контроля со стороны органов управления образованием за соблюдением
законодательства в области образования, норм и правил организации
образовательного процесса.
Обращаем внимание
на правильность построения работы при рассмотрении обращений граждан. В
качестве главных аспектов технологии такой работы необходимо отметить
следующие:
- проведение
проверки обоснованности поступившего обращения, установление фактов нарушений;
- обеспечение контроля за проводимой деятельностью по обеспечению устранения
нарушений вплоть до полной их ликвидации не только в отношении конкретного
заявителя, но и в рамках образовательного учреждения или региона в целом;
- выдача
своевременных и компетентных ответов заявителям на всех этапах рассмотрения
обращений и устранения нарушений.
Рособрнадзор рассматривает результаты работы с обращениями граждан как один из
важнейших источников информации о состоянии системы регионального образования.
На основании вышеизложенного Рособрнадзор
предлагает.
1. Провести необходимую работу по принятию органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления нормативных правовых
актов в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный
закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
2. Вести
планомерную деятельность по обеспечению:
- своевременного
внесения изменений и дополнений в уставы образовательных учреждений в
соответствии с требованиями статьи 13 Закона РФ "Об образовании";
- заключения
договоров о взаимоотношениях между учредителем и образовательным учреждением;
-
трудоустройства и продолжения образования обучающихся, отчисленных из образовательных
учреждений, до получения ими основного общего образования;
- устранения
нарушений, связанных с несвоевременным возобновлением лицензий на право ведения образовательной деятельности.
3. При формировании
бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование добиваться выделения
финансовых средств на питание и обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с
нормативами.
4. Обеспечить контроль за ведением документов строгой отчетности в
подведомственных образовательных учреждениях.
Рособрнадзор обращает внимание всех руководителей органов управления образованием
субъектов РФ и образовательных учреждений на необходимость неукоснительного
соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании как важнейшего
условия обеспечения качества образования и устранение перечисленных нарушений в
случае их выявления.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ