МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2005 г. N 1699
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Во
исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2005 г. N
АЖ-ПР-4494, в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации
в кризисных ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 августа 2005 г. N 1215-р, и Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 287 приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый План действий Федерального агентства по образованию в кризисных
ситуациях.
2. Подведомственным
Рособразованию образовательным учреждениям
начального, среднего и высшего профессионального образования разработать и
утвердить планы действий в кризисных ситуациях.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя А.А. Казенова.
Руководитель
Г.А.БАЛЫХИН
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по
образованию
от 26 декабря 2005
г. N 1699
ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В КРИЗИСНЫХ
СИТУАЦИЯХ
План
действий Федерального агентства по образованию (далее - Агентство) в кризисных
ситуациях разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской
Федерации в кризисных ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 1215-р, и планом действий
Министерства образования и науки Российской Федерации в кризисных ситуациях,
утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 ноября 2005 г. N 287,
устанавливает порядок деятельности Агентства в кризисных ситуациях.
I. Общие
положения
1. Под кризисной
ситуацией понимаются обстоятельства чрезвычайного, в том числе
террористического характера, определенные в статье 3 Федерального
конституционного закона "О чрезвычайном положении" (при этом порядок
действий Агентства в условиях военного времени, военного положения и проведения
мобилизационных мероприятий определяется соответствующими планирующими документами).
2. Кризисные
ситуации подразделяются на:
кризисные ситуации
террористического характера;
кризисные ситуации
криминогенного характера, не связанные с терроризмом;
кризисные ситуации
природного и техногенного характера.
Кризисные ситуации
в зависимости от территории их возникновения подразделяются на:
локальные (в
пределах объекта производственного или социального назначения);
муниципальные (в пределах муниципальных образований);
межмуниципальные
(в пределах 2 и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте
Российской Федерации);
региональные
(в пределах субъекта Российской Федерации);
межрегиональные
(в пределах 2 и более субъектов Российской Федерации);
федеральные
(в пределах Российской Федерации);
трансграничные
(произошедшие за рубежом и затрагивающие территорию Российской Федерации).
3. Под "силами
и средствами Агентства" понимаются структурные подразделения
жизнеобеспечения, пожарной безопасности, а также штаб и нештатные формирования
гражданской обороны (посты радиационного, химического и биологического
наблюдения), выделяемые для предупреждения и ликвидации последствий кризисных
ситуаций.
4. Под
"органами повседневного управления" в системе Агентства понимаются:
пункт управления
Агентства (приемная Федерального агентства по образованию);
пункты управления
подведомственных образовательных учреждений (приемные руководителей
подведомственных образовательных учреждений);
дежурно-вахтенные
службы и секретариаты образовательных учреждений, научных и иных организаций.
5. Систему
управления и связи Агентства составляют орган управления Агентства в
чрезвычайных ситуациях (штаб гражданской обороны Агентства), служба
ответственных дежурных, службы подразделений центрального аппарата и средства
связи (телефонные аппараты).
6. При
возникновении кризисной ситуации Правительством Российской Федерации в
установленном порядке принимается решение о введении режима функционирования
органов управления, сил и средств государственной системы - комплекса
мероприятий, осуществляемых органами управления и силами государственной
системы при угрозе возникновения, возникновении, пресечении и ликвидации
последствий кризисных ситуаций. Правительством Российской Федерации в
установленном порядке могут вводиться:
режим
террористической опасности (вводится при наличии информации, свидетельствующей
о возможной подготовке или угрозе совершения террористической акции; при этом
имеются обстоятельства, не позволяющие проверить такую информацию, а также
обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся террористической
угрозе, обычными силами и средствами, без применения дополнительных мер и
временных ограничений);
режим
контртеррористической операции (вводится при получении сообщения о совершении
террористической акции);
режим повышенной
готовности (вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций);
режим чрезвычайной
ситуации (вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
7. Одновременно с
принятием в установленном порядке решения о введении режима функционирования
органов управления, сил и средств государственной системы решением Председателя
Правительства Российской Федерации по представлению руководителя ФСБ России,
МВД России или МЧС России может быть создан орган оперативного управления в
кризисных ситуациях (далее - орган оперативного управления), определен его
состав.
Основная задача
органа оперативного управления заключается в организации взаимодействия,
координации и управлении привлекаемыми в кризисных ситуациях силами и
средствами.
К основным функциям
органа оперативного управления относятся:
сбор и анализ
информации об оперативной обстановке;
принятие решений о
применении сил и средств федеральных и региональных органов исполнительной
власти;
постановка задач,
организация и поддержание взаимодействия в ходе выполнения задач;
приведение сил и
средств в состояние готовности к действиям в кризисных
ситуациях;
организация
всестороннего обеспечения;
организация связи и
автоматизированного управления;
организация
скрытого управления силами и средствами;
взаимодействие со
средствами массовой информации;
информирование
Министра образования и науки Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации о ходе выполнения задач.
В состав органа
оперативного управления может входить заместитель руководителя Федерального
агентства по образованию.
8. Действия
Агентства в кризисных ситуациях определяются и осуществляются с учетом
следующих основополагающих принципов:
приоритет
безопасности жизни и здоровья человека и безопасности общества в целом;
разграничение полномочий
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях;
заблаговременное
проведение мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций и
минимизацию последствий в случае их возникновения;
планирование и
осуществление мероприятий по защите обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях с
учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени
опасности возникновения кризисных ситуаций;
обеспечение
достаточности сил и средств для осуществления
мероприятий по защите населения и территорий в кризисных ситуациях и
возможности их наиболее рационального использования;
гласность при
осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией
последствий кризисных ситуаций, обеспечение государственных органов, органов
местного самоуправления, обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций полной, достоверной и
своевременной информацией об угрозах и о возможных опасностях;
учет экономических возможностей
государства при реализации мероприятий, направленных на предупреждение
кризисных ситуации;
международное
сотрудничество в области предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций в
установленной сфере деятельности Агентства.
9. Основными
задачами Агентства в области защиты обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях
являются:
участие в
выработке государственной политики в области защиты от кризисных ситуаций,
разработка и совершенствование обеспечивающих ее практическую реализацию в
установленной сфере деятельности нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, Минобрнауки России, осуществлении целевых и научно-технических
программ, направленных на решение задач по предупреждению и ликвидации
кризисных ситуаций, повышение устойчивости функционирования образовательных
учреждений, научных и иных организаций;
разработка, ввод в
действие и обеспечение практической реализации нормативных правовых актов,
регламентирующих организацию и порядок планирования, проведения, взаимодействия
и обеспечения защиты, повышения устойчивости функционирования в кризисных
ситуациях;
организация,
правовое регулирование, контроль за проведением
мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий кризисных ситуаций в
сфере образования;
планирование и
осуществление необходимых мер в области защиты работников от кризисных
ситуаций;
создание,
подготовка, поддержание в готовности к применению сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций;
обучение работников
центрального аппарата, образовательных учреждений и организаций способам защиты
и действиям в чрезвычайных и кризисных ситуациях в составе гражданских организаций
гражданской обороны;
создание и
поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения;
организация и
обеспечение работ по созданию систем управления сферой образования в кризисных
ситуациях и мониторинга в области предупреждения кризисных ситуаций
террористического, техногенного и природного характеров;
обеспечение
реализации прав и обязанностей обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций в области защиты от
чрезвычайных и кризисных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их
ликвидации;
координация работы
подведомственных образовательных учреждений, организаций по предупреждению и
ликвидации последствий кризисных ситуаций;
осуществление
взаимодействия в области предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций с
федеральными и региональными органами исполнительной власти.
10. При ликвидации
последствий кризисных ситуаций Агентство в соответствии со своей компетенцией и
во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти
выполняет следующие задачи:
осуществляет
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне кризисной
ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации;
осуществляет прогнозирование
возможной обстановки;
организует и
поддерживает непрерывное взаимодействие органов повседневного управления и
должностных лиц центрального аппарата, подведомственных образовательных
учреждений, научных и иных организаций.
11. В чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера Агентство в соответствии со своей
компетенцией во взаимодействии с федеральными и региональными органами
исполнительной власти дополнительно выполняет следующие задачи:
организует
выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и всестороннего обеспечения действий сил и средств;
принимает участие в
поддержании общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечении при
необходимости в установленном порядке формирований МЧС России и других
федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных
организаций при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проводит
мероприятия по жизнеобеспечению обучающихся, воспитанников и работников образовательных
учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных ситуациях.
II. Порядок
действия Агентства при предупреждении,
пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций
террористического
характера, а также иного криминогенного
характера, не связанных с терроризмом
12. При введении
режима террористической опасности Агентство продолжает выполнять повседневные
служебные задачи и проводит оповещение и сбор руководителей и ответственных
работников Агентства, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима
террористической опасности;
вводит
круглосуточное дежурство из числа руководящего состава;
уточняет
соответствующие планы действий в кризисных ситуациях;
организует
взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, к
компетенции которых относится выполнение задач по разрешению кризисной
ситуации;
проверяется
готовность систем управления и связи;
усиливается охрана
важных государственных объектов и пропускной режим на них.
При наличии
информации о возможной террористической акции с применением химически опасных
веществ и ядерных компонентов, по указанию руководителя Агентства, защитные
сооружения гражданской обороны приводятся в состояние готовности, силы и
средства Агентства переводятся на круглосуточный режим работы.
О проведенных
мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается Министру
образования и науки Российской Федерации и в Правительство Российской
Федерации.
13. При введении
режима контртеррористической операции, а также при возникновении криминогенной
кризисной ситуации, не связанной с терроризмом, Агентство во взаимодействии с
соответствующими органами исполнительной власти проводит следующие мероприятия:
организует сбор,
анализ, обобщение данных оперативной обстановки в районе кризисной ситуации;
дает оценку
оперативной обстановки;
готовит предложения
заинтересованным федеральным и региональным органам исполнительной власти для
принятия решения о применении сил и средств государственной системы на
первоначальном этапе действий в районе кризисной ситуации;
выполняет
повседневные служебные задачи;
проводит оповещение
и сбор руководителей и ответственных работников центрального аппарата,
привлекаемых к выполнению задач в условиях режима, контртеррористической
операции;
по решению
руководителя Агентства необходимые работники отзываются из отпусков и
командировок;
устанавливается
круглосуточное дежурство из числа руководящего состава;
организуется
взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, к
компетенции которых относится выполнение задач по разрешению кризисной
ситуации;
вводятся планы
действий в кризисных ситуациях, развертывается система управления и связи
Агентства и всестороннего обеспечения;
по указанию
руководителя Агентства силы и средства развертываются и приступают к выполнению
задач по ликвидации последствий кризисной ситуации;
изменяется режим
охраны важных государственных объектов и осуществляется в усиленном режиме;
в кризисной
ситуации, связанной с применением химически опасных веществ и ядерных
компонентов, защитные сооружения гражданской обороны приводятся в состояние
готовности;
силы и средства
переводятся на круглосуточный режим работы.
III.
Порядок действий Агентства при ликвидации
чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
14. При получении
информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного или
техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация) в установленном порядке
может вводиться режим повышенной готовности.
15. При введении
режима повышенной готовности Агентство продолжает выполнять повседневные
служебные задачи:
организует контроль за оповещением подведомственных образовательных
учреждений, научных и иных организаций;
организует
взаимодействие с МЧС России;
усиливает контроль за состоянием окружающей среды, осуществляет
прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;
вводит, при
необходимости, круглосуточное дежурство должностных лиц центрального аппарата;
определяет
возможности и средства на стационарных пунктах управления;
осуществляет
непрерывный сбор, обработку и передачу органам повседневного управления данных
о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирует обучающихся, воспитанников
и работников о приемах и способах защиты от них;
принимает
оперативные меры по предупреждению, возникновению и развитию чрезвычайных
ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования подведомственных
образовательных учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных
ситуациях;
уточняет планы
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
приводит, при
необходимости, силы и средства в состояние готовности к реагированию на
чрезвычайные ситуации;
развертывает
оперативные группы, организует их выдвижение в предполагаемый район действий;
восполняет при
необходимости резерв финансовых и материальных ресурсов, созданных для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проводит при
необходимости эвакуационные мероприятия;
докладывает
Министру образования и науки Российской Федерации и в Правительство Российской
Федерации о проведенных мероприятиях.
16. При получении
информации о возникновении чрезвычайной ситуации в установленном порядке
вводится режим чрезвычайной ситуации.
17. При введении
режима чрезвычайной ситуации Агентство продолжает выполнять повседневные
служебные задачи:
осуществляет
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирует развитие
возникшей чрезвычайной ситуации и ее последствий;
проводит оповещение
подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций о
возникшей чрезвычайной ситуации;
проводит
мероприятия по защите обучающихся, воспитанников, работников центрального
аппарата и подведомственных образовательных учреждений, научных и иных
организаций от чрезвычайной ситуации, поддерживает общественный порядок в ходе
их проведения, а также привлечению (при необходимости в установленном порядке)
общественных организаций, обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, научных и иных организаций к ликвидации
чрезвычайной ситуации;
организует работу
по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и
средств;
осуществляет
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной
ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации;
организует и
поддерживает непрерывное взаимодействие подведомственных образовательных
учреждений, научных и иных организаций по вопросам ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации;
докладывает
Министру образования и науки Российской Федерации и в Правительство Российской
Федерации о проведенных мероприятиях.
18. Силы и средства
Агентства, привлекаемые к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также
порядок приведения их в состояние готовности к действиям определяются
нормативными правовыми актами Министерства и Агентства.
IV. Основы
организации управления, связи и взаимодействия
19. Организация
управления, связи и взаимодействия в ходе выполнения задач по предупреждению и
ликвидации последствий кризисных ситуаций в сфере образования в зависимости от
их характера возлагается на орган оперативного управления (в случае его
создания в порядке, предусмотренном планом действий Правительства Российской
Федерации в кризисных ситуациях), МВД России, ФСБ России, МЧС России. Этот
орган осуществляет указанные функции через создаваемые или функционирующие в
постоянном режиме органы управления, пункты управления с использованием
необходимых средств связи и автоматизации Агентства.
20. Мероприятия по
предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций осуществляются в соответствии с
планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях,
планом действий Министерства образования и науки Российской Федерации и
настоящим планом. Аналогичные планы разрабатываются подведомственными
образовательными учреждениями, научными и иными организациями.
V.
Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению
и ликвидации последствий
кризисных ситуаций
21. Всестороннее
обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных
ситуаций в установленном порядке осуществляется Правительством Российской
Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Агентством,
федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
22. Для ликвидации
кризисных ситуаций формируются резервы финансовых и материальных ресурсов.
Создание,
использование и восполнение указанных резервов финансовых и материальных
ресурсов осуществляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми
актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.