МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 2005 г. N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280, с изменениями, и Приказом Минобрнауки
России от 20 января 2005 г. N 9/к "Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства
образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки
Российской Федерации.
2. Признать
утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 24
сентября 2004 г. N 79 "Об утверждении Положения о Департаменте по
государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей
Министерства образования и науки Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом
Минобрнауки России
от 5 мая 2005 г. N
132
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей (далее именуется Департамент) является структурным
подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации,
осуществляющим функции по выработке и обеспечению реализации и
нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики,
воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних,
психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки,
социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, специального образования, дополнительного образования детей.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, с
изменениями, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005
г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской
Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи", а также настоящим Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и
агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами
исполнительной власти, департаментами Министерства, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и
объединениями.
II.
Полномочия
4. Департамент в
целях выработки и обеспечения реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
4.1. Разрабатывает
предложения по формированию государственной политики в установленной сфере
деятельности и определению приоритетных направлений ее развития.
4.2. Разрабатывает
и (или) участвует в разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и
других документов, относящихся к установленной сфере ведения Департамента.
4.3. Разрабатывает
план работы и прогнозные показатели деятельности Департамента, а также
предложения к проекту плана работы и прогнозным показателям деятельности
Министерства.
4.4. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации разрабатывает проекты следующих нормативных
правовых актов:
4.4.1. Порядок
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы
государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних, психолого-педагогической поддержки, социальной
поддержки и защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей, включая профессиональное образование, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в
федеральных образовательных учреждениях.
4.4.2. Перечень
профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное
образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях для
сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей.
4.4.3. Федеральные
требования к образовательным программам дополнительного образования детей,
индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам.
4.4.4. Порядок
аттестации руководящих кадров и специалистов сферы молодежной политики,
воспитания, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической
поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей, а также установления образовательных цензов для данных
работников.
4.4.5. Порядок
передачи гражданам детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание, в
том числе усыновление (удочерение).
4.4.6. Порядок
деятельности представительств специально
уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации.
4.4.7. Порядок
создания, функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, учреждений органов
по делам молодежи; специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; образовательных
учреждений дополнительного образования детей; оздоровительных образовательных
учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования,
осуществляющих профессиональную подготовку инвалидов; образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; общеобразовательных школ-интернатов; кадетских школ и
кадетских школ-интернатов; службы практической психологии образования;
психолого-медико-педагогических комиссий; иных учреждений и служб сферы
молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей; а также по регламентации деятельности
дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.
4.4.8. Формы
документов государственного образца и порядок их выдачи в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4.4.9. Порядок
проведения экспертизы учебников для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений всех видов.
4.4.10. Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при
осуществлении образовательного процесса в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях всех видов.
4.4.11. Федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к
содержанию образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
VIII вида.
4.4.12. Порядок
формирования и обеспечивает ведение Федерального реестра молодежных и детских
объединений, пользующихся государственной поддержкой.
4.4.13. Нормативные
правовые акты по другим вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности
Департамента.
4.5. Координирует
формирование и реализацию федеральных целевых и иных программ в части своей
компетенции в установленной сфере деятельности.
4.6. Разрабатывает
и осуществляет совместно с департаментами Минобрнауки
России, заинтересованными органами государственной власти, общественными
объединениями и организациями систему мер по обеспечению охраны прав и законных
интересов, воспитанию, профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании
и ВИЧ/СПИДа детей и молодежи, их психолого-педагогической,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты; развитию систем
специального образования, дополнительного образования детей, а также по
поддержке одаренных детей и молодежи, формированию здорового образа жизни у
детей и молодежи, развитию детско-юношеского, студенческого и молодежного
спорта, созданию правовых условий для решения социальных, материальных и
жилищных проблем молодых граждан, каникулярной занятости (отдыха, оздоровления
и сезонной трудовой занятости) обучающихся.
4.7. Участвует в
разработке предложений по приоритетным направлениям международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности и обеспечению их реализации.
4.8. Осуществляет
координацию информационно-аналитического, научного, методического обеспечения в
установленной сфере деятельности.
4.9. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ
реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
4.10. Обеспечивает
деятельность федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей.
4.11. Осуществляет
в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса по выдаче
разрешений на открытие представительств специально
уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации, обеспечивает контроль за
их деятельностью.
4.12. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в ведении Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию
образовательных и иных учреждений и организаций (в т.ч.
всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан"),
согласовывает программы, планы и основные направления их деятельности, а также
осуществляет координацию и контроль их деятельности в пределах своей компетенции.
4.13. Готовит
предложения для представления в Правительство Российской Федерации о создании,
реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и
учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию.
4.14. Проводит в
установленном порядке конкурсы и готовит предложения по заключению
государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в
установленной сфере деятельности.
4.15. Формирует и
утверждает в рамках компетенции Департамента план и порядок проведения
мероприятий для руководящих, педагогических работников, специалистов в
установленной сфере деятельности.
4.16. Определяет
основные направления развития системы информационного обеспечения сферы
государственной молодежной политики, воспитания, социальной защиты,
специального образования, дополнительного образования детей, формирования
детских и молодежных информационных ресурсов, молодежного информационного
пространства.
4.17. Определяет
порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в установленной сфере
деятельности.
4.18. Участвует в
формировании и утверждает календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, за исключением всероссийских олимпиад
школьников, способствует его реализации.
4.19. Участвует в
организации разработки проектов нормативных правовых актов в части
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений и их филиалов по реализуемым ими образовательным программам, а также
по оценке качества образования в установленной сфере деятельности.
4.20. Организует
прием граждан в соответствии с компетенцией Департамента.
4.21. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности,
если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации.
4.22. Готовит
предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению
квалификации и стажировкам работников Департамента.
5. Департамент в
целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Департамента вопросам.
5.2. Проводить
оценку хода реализации федеральных целевых программ в установленной сфере
деятельности.
5.3. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Министерства, специалистов федеральной службы и федеральных агентств,
находящихся в ведении Минобрнауки России, научные и
иные организации, ученых и экспертов.
5.4. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием
при необходимости работников Департаментов Министерства и специалистов
федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Минобрнауки России, руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных
учреждений.
5.5. Создавать
экспертные группы, а также советы, комиссии, рабочие группы в установленной
сфере деятельности Департамента.
5.6. Вести
служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами
местного самоуправления; общественными объединениями и организациями по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить
предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней,
методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников
и других печатных изданий в установленной сфере деятельности.
5.8. Готовить
предложения для учреждения в установленном порядке печатных средств массовой
информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений,
размещения других материалов по вопросам в установленной сфере деятельности.
5.9. Готовить
предложения по учреждению в установленном порядке знаков отличия в сфере
образования и государственной молодежной политики и представлению к награждению
ими работников в указанных областях.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 7 Положения о
Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере
деятельности.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными
подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям
деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения о структурных подразделениях (отделах) Департамента и должностные
инструкции работников.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда
и численности работников Министерства.
9.5. Готовит
проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим
текущим вопросам организации деятельности Департамента - ненормативного
характера.
9.6. Издает
распоряжения по вопросам работы Департамента.
9.7. Подчиняется
непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в
соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент
имеет бланки установленного образца.