Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля
2011 г. N 19895
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 декабря 2010 г. N 2017
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 072901 МУЗЫКОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")
В соответствии с
пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N
21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110),
приказываю:
Утвердить
прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 072901
Музыковедение (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в
действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 23 декабря 2010
г. N 2017
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 072901 МУЗЫКОВЕДЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")
I. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных
при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по
направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение образовательными
учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную
аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской
Федерации.
1.2. Право на
реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет
только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
II.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем
стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ
ООП - учебный цикл основной
образовательной программы;
ФГОС
ВПО - федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Нормативный срок,
общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных
единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в
таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна
зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки,
трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень)
выпускников
Наименование
ООП
|
Квалификация (степень)
|
Нормативный срок
освоения ООП (для
очной формы
обучения), включая
каникулы,
предоставляемые
после прохождения
итоговой
государственной
аттестации
|
Трудоемкость
(в зачетных
единицах)
|
код в
соответствии с
принятой
классификацией
ООП
|
наименова-
ние
|
ООП
подготовки
специалиста
|
65
|
специалист
|
5 лет
|
300 <*>
|
--------------------------------
<*>
Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год
равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по
очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм
получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут
увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на
основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
4.1. Область
профессиональной деятельности специалистов включает:
научно-исследовательскую
работу в научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях,
музеях, библиотеках, архивах, музыкальных обществах, информационных центрах и
агентствах;
преподавание всего
комплекса музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, а также
смежных с музыкознанием специализаций в образовательных учреждениях среднего и
высшего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования,
в том числе дополнительного образования детей;
лекторскую,
журналистскую, редакторскую и критическую деятельность в средствах массовой
информации и учреждениях культуры (концертных организациях, агентствах,
творческих союзах, издательствах и иных организациях);
культурно-просветительскую
деятельность в области культуры и музыкального искусства;
творческую и
организационную деятельность, менеджерскую деятельность в области
музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства, работу в
органах управления культуры.
4.2. Объектом
профессиональной деятельности специалистов являются:
исторические
процессы в развитии музыкальной культуры и искусства;
музыкально-исторические
и музыкально-теоретические концепции;
социально-культурная
среда;
авторы-создатели
произведений искусства;
творческие
коллективы;
исполнители;
музыкальные
произведения в различных формах существования;
учреждения культуры
(театры, библиотеки, музеи, архивы, издательства, редакции газет и журналов);
деятели различных
учреждений искусства и культуры;
средства массовой
информации;
различные категории
обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального
образования;
образовательные
учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждения
дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.
4.3. Специалист по
направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение готовится к
следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
культурно-просветительская,
музыкально-журналистская и редакторская;
творческая;
педагогическая;
организационно-управленческая
(менеджерская).
Конкретные виды
профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист,
определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися,
научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями
работодателей.
4.4. Специалист по
направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение должен решать
следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной
деятельности:
в области
научно-исследовательской деятельности:
выполнение работы,
научных исследований (как в составе исследовательской группы, так и
самостоятельно), осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках
и монографиях, исследование музыкально-исторических процессов профессиональной
и народной музыки, разработки в области социологии музыки, исследование
музыкально-теоретических концепций, изучение музыкальных произведений,
руководство исследовательскими проектами, осуществление критической
деятельности;
в области
педагогической деятельности:
преподавание
музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин;
подготовка
учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам;
выполнение
методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на
оценку результатов художественно-педагогического процесса;
в области
творческой деятельности:
овладение
исполнительскими навыками в сфере изучаемых традиционных музыкальных культур
разных регионов и эпох, реконструирование и практическое освоение малоизвестных
исторических стилей;
художественное
руководство различными творческими коллективами и составление концертных
программ;
в области
культурно-просветительской, музыкально-журналистской и редакторской
деятельности:
организация работы,
связанной с пропагандой достижений в области музыкального искусства и культуры
(в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, интернета,
периодических изданий); участие в проведении пресс-конференций и других акций;
выступление с лекциями, комментариями в лекциях-концертах; осуществление
консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального
искусства и культуры; готовность к работе в разнообразных средствах массовой
информации, информационно-рекламных службах, структурах связи с
общественностью; осуществление редакционной работы в издательствах, в редакциях
периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах
культуры и искусства изданий общего профиля; организация и участие в
издательской деятельности и организациях отрасли культуры и искусства,
подготовка авторских материалов, предназначенных для публикации или выхода в
эфир в соответствии с требованиями, принятыми в средствах массовой информации;
осуществление критической деятельности в форме статей в периодических изданиях;
в области
организационно-управленческой (менеджерской) деятельности:
осуществление
функций специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных
подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в
организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные
организации), в творческих союзах и обществах; руководство подразделениями,
осуществляющими в организациях культуры и искусства связь со средствами
массовой информации; работа с авторами разного профиля; рассмотрение авторских
заявок и вынесение по ним заключений, подготовка авторских договоров, ведение
их учета, контроль за выполнением договорных обязательств; участие в работе по
организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов,
мастер-классов, юбилейных мероприятий).
V.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
5.1. Выпускник
должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью
представить современную картину мира на основе целостной системы
естественнонаучных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
(ОК-1);
способен к анализу
социально значимых процессов и явлений, к участию в общественно-политической
жизни (ОК-2);
способностью к
осуществлению просветительской и воспитательной деятельности, владеет методами
пропаганды научных достижений (ОК-3);
демонстрацией
активной гражданской позиции, нацеленность на совершенствование современного
общества на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
свободным владением
литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками
публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты
профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как
средством делового общения (ОК-5);
способностью к
социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм,
способен проявлять уважение к историческому наследию и культурным традициям,
толерантность к другой культуре, способен создавать в коллективе отношения
сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации (ОК-6);
владением культурой
мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации,
прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7);
способностью
самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля
для приобретения новых знаний и умений, в том числе в областях, непосредственно
не связанных со сферой деятельности, для развития социальных и профессиональных
компетенций (ОК-8);
способностью
выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного,
нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования
(ОК-9);
способностью
организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, готов к достижению должного уровня физической
подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной
деятельности (ОК-10).
5.2. Выпускник
должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью
ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с
учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на
рынке труда, владеть методами экономической оценки научных исследований,
интеллектуального труда (ПК-1);
способностью
самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые
знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях,
непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);
способностью к
работе в многонациональном коллективе, в качестве руководителя формировать цели
и команды, принимать решения в сложной ситуации, вести обучение и оказывать
помощь сотрудникам (ПК-3);
способностью на
научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей
деятельности; владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере
проведения научных исследований (ПК-4);
демонстрацией
понимания значимости своей будущей специальности, ответственно относится к
своей трудовой деятельности (ПК-5);
способностью
самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные
средства и методы получения нового знания (ПК-6);
способностью
понимать сущность и значение информации в жизни современного общества,
соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-7);
владением основными
методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации,
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);
владением основными
методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
(ПК-9);
научно-исследовательская
деятельность:
способностью осмыслить
закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте
и в связи с другими видами искусства; способен учитывать особенности
религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического
периода (ПК-10);
способностью
собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по
соответствующим научным проблемам (ПК-11);
способностью
ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства и
науки, выполнять научно-техническую работу, научные исследования как в составе
исследовательской группы, так и самостоятельно; осуществлять авторскую
деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-12);
способностью
участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в
социально-культурной сфере, а также исследования в области музыкальной
культуры, искусства и педагогики (ПК-13);
способностью
руководить научно-исследовательской работой (как отдельными этапами, разделами,
так и в целом), составлять научные тексты на иностранных языках (ПК-14);
способностью
осуществлять исследования по изучению социально-культурной среды, в том числе
зрительской (слушательской) аудитории (ПК-15);
педагогическая
деятельность:
способностью
преподавать дисциплины, связанные с историей и теорией музыкального искусства,
культуры, и педагогики (ПК-16);
способностью
планировать учебный процесс, вести научно-методическую работу, разрабатывать
методические материалы, анализировать различные педагогические системы и
методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения
(ПК-17);
творческая
деятельность:
способностью
организовывать работу, связанную с собиранием, исследованием и хранением
образцов старинной музыки, музыкально-фольклорного творчества, проведением
творческих акций (ПК-18);
способностью
организовывать консультации по музыкально-культурным и музыкально-историческим
вопросам при создании, исполнении или постановке произведений музыкального и
(или) музыкально-театрального искусства (ПК-19);
способен осуществлять
экспертную работу при формировании репертуара театров, филармоний и средств
массовой информации (ПК-20);
способностью
принимать участие в работе творческих коллективов разного профиля (ПК-21);
культурно-просветительская,
музыкально-журналистская и редакторская деятельность:
способностью
осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью
просветительства, популяризации и пропаганды достижений музыкальной культуры,
готовить необходимые материалы о профессиональной деятельности творческих
коллективов, авторов-создателей произведений искусства; участвовать в
проведении пресс-конференций и других акций; организовывать работу по
пропаганде музыкального и музыкально-театрального искусства, в том числе с
использованием возможностей радио, телевидения, интернета (ПК-22);
способностью
осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области
музыкального искусства и культуры (репертуарные планы, программы фестивалей,
творческих конкурсов) (ПК-23);
способностью
разрабатывать темы лекций (лекций-концертов), выступать с лекциями, уметь
комментировать исполняемые в лекциях (лекциях-концертах) произведения (ПК-24);
способностью
освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального
искусства, науки и педагогики в газетах, журналах, информационных агентствах,
на телевидении и радио, в сетевых средствах массовой информации,
информационно-рекламных службах (ПК-25);
способностью
анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального
произведения или постановки музыкально-театрального произведения, уметь
проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-26);
способностью
редактировать музыкальные программы на радио и телевидении, редактировать
литературные тексты в области музыкального искусства, культуры и педагогики в
издательствах, редакциях периодических изданий искусств, а также осуществлять
редакторскую работу изданий общего профиля по разделам культуры и искусства;
участвовать в издательской деятельности организаций культуры и искусства
(ПК-27);
способностью
осуществлять авторскую журналистско-критическую деятельность в форме статей,
крупных обзоров, книг (разделов книг) (ПК-28);
способностью
организовывать издательскую деятельность в учреждениях культуры и искусства
(ПК-29);
организационно-управленческая
(менеджерская) деятельность:
способностью
осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий
(фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-30);
способностью
осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя
структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления
культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах,
союзах и обществах (ПК-31);
способностью
проводить работу с авторами, выполняющими заказы организаций в области
музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства (ПК-32);
способностью
осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним
заключения; работу по подготовке договоров, ведению их учета, контроля за
исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов
(ПК-33);
способностью
выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах
управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих
союзах и обществах (ПК-34);
способностью
разрабатывать перспективные и текущие планы деятельности организаций культуры и
искусства (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов)
(ПК-35);
способностью
применять знания в области организации менеджмента искусства, планирования и
финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности
(ПК-36);
выполнением
руководящих функций в издательствах, в периодических изданиях искусств, а также
в отделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-37).
VI.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТА
6.1. ООП подготовки
специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный,
социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный
цикл;
профессиональный
цикл;
и разделов:
физическая
культура;
учебная и производственная
практики, научно-исследовательская работа;
итоговая
государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный
цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний,
умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных)
дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить
углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или)
дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского
профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая
(обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический
цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин:
"История отечества", "История медицины",
"Философия", "Иностранный язык".
Базовая
(обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединенно с
"Экстремальной медициной".
Таблица 2
Структура
ООП подготовки специалиста
┌───┬────────────────────────────────┬────────┬──────────────────┬────────┐
│Код│
Учебные циклы и проектируемые
│Трудоем-│Перечень дисциплин│Коды │
│УЦ
│ результаты их освоения │кость
│ для разработки │формиру-│
│ООП│ │(Зачет-
│ программ │емых │
│ │ │ные
еди-│ (примерных), а │компе-
│
│ │
│ницы) │также
учебников и │тенций │
│ │
│<*> │
учебных пособий │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│С.1│Гуманитарный, социальный и │
35 │ │ │
│ │экономический цикл │ │ │ │
│
├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Базовая часть │ 31
│
│ │
│ │В результате изучения базовой │ │История │ОК-1 │
│ │части цикла обучающийся должен:
│ │Философия │ОК-2 │
│ │знать: │ │Эстетика │ОК-3 │
│ │
основные этапы развития
│ │Иностранный
язык │ОК-4 │
│ │государства и общества в │ │ │ОК-5 │
│ │становлении цивилизаций,
историю│ │ │ОК-6 │
│ │России в ее важнейших событиях;
│ │ │ОК-7 │
│ │
сущность научных,
│ │ │ОК-8 │
│ │художественных и религиозных │ │ │ОК-9 │
│ │представлений о мироздании; │ │ │ПК-1 │
│ │
социальную значимость своей
│ │ │ПК-2 │
│ │будущей профессии, основные │ │ │ПК-3 │
│ │школы, учения и концепции в │ │ │ПК-7 │
│ │сфере гуманитарных и социально-
│ │ │ │
│ │экономических наук; этические │ │ │ │
│ │нормы, регулирующие
человеческие│ │ │ │
│ │отношения и жизнь общества; │ │ │ │
│ │
формы и типы культур, основные│ │ │ │
│ │культурно-исторические центры и
│ │ │ │
│ │регионы мира; культуру России, │
│ │ │
│ │ее место в системе мировой │ │ │ │
│ │цивилизации; │ │ │ │
│ │
цель, задачи, закономерности, │ │ │ │
│ │принципы воспитания,
образования│ │ │ │
│ │и обучения в современной │ │ │ │
│ │трактовке, формы, методы и │ │ │ │
│ │средства образовательной │ │ │ │
│ │деятельности; психолого- │ │ │ │
│ │педагогические, физиологические
│ │ │ │
│ │и медико-гигиенические основы │ │ │ │
│ │воспитания и обучения; │ │ │ │
│ │
основы экокультуры;
│ │ │ │
│ │
основные категории эстетики,
│ │ │ │
│ │особенности исторического │ │ │ │
│ │взаимодействия музыки и других │
│
│ │
│ │видов искусства; │ │ │ │
│ │
основы крупнейших религий
│ │ │ │
│ │мира; │
│
│ │
│ │
этические нормы, регулирующие │ │ │ │
│ │человеческие взаимоотношения; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │
│
│ │
объяснить феномен культуры, ее│ │ │ │
│ │роль в человеческой │ │ │ │
│ │жизнедеятельности, способы │ │ │ │
│ │приобретения, хранения и │ │ │ │
│ │передачи социального опыта, │ │ │ │
│ │базисных ценностей культуры; │ │ │ │
│ │
оценивать достижения культуры │ │ │ │
│ │на основе знания исторического │
│ │ │
│ │контекста их создания; │ │ │ │
│ │
анализировать основные
│ │ │ │
│ │культурно-политические события
в│ │ │ │
│ │России и за рубежом; │ │ │ │
│ │
грамотно использовать в работе│ │ │ │
│ │профессиональную лексику, вести
│ │ │ │
│ │диалог с зарубежными коллегами │
│ │ │
│ │на иностранном языке и читать │ │ │ │
│ │иноязычные работы без словаря; │
│ │ │
│ │
использовать знания,
│ │ │ │
│ │полученные в области │ │ │ │
│ │гуманитарных наук, в своей │ │ │ │
│ │музыкально-педагогической, │ │ │ │
│ │просветительской и научной │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │
культурой гуманитарного
│ │ │ │
│ │мышления, методами анализа
своих│ │ │ │
│ │профессиональных возможностей и
│ │ │ │
│ │путей повышений квалификации; │ │ │ │
│ │
методологией профессии,
│ │ │ │
│ │элементами планирования │ │ │ │
│ │профессиональной деятельности; │
│
│ │
│ │основами ораторского, │ │ │ │
│ │лекторского искусства, культуры
│ │ │ │
│ │ведения научной дискуссии; │
│ │ │
│ │
методами преломления в области│ │ │ │
│ │музыковедения общей методологии
│ │ │ │
│ │истории, философии и
психологии;│ │ │ │
│ │методами организационной │ │ │ │
│ │деятельности. │ │ │ │
│
├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Вариативная часть (знания, │
4 │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП
│ │ │ │
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│С.2│Общепрофессиональный цикл │
32 │ │ │
│
├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Базовая часть │ 29
│ │
│
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │В результате изучения базовой │ │История искусств │ОК-2
│
│ │части цикла обучающийся должен:
│ │Фортепиано │ОК-3 │
│ │знать: │ │Сольфеджио │ОК-4 │
│ │
основные этапы и направления в│ │Музыкальная │ОК-5 │
│ │истории смежных искусств │ │критика и │ОК-6 │
│ │(театра, киноискусства), │ │журналистика │ОК-7 │
│ │составные части культуры, в том
│ │ │ПК-1 │
│ │числе художественной, общие │ │ │ПК-2 │
│ │закономерности художественного │
│
│ПК-3 │
│ │творчества и знаковой специфики
│ │ │ПК-4 │
│ │разных искусств; │ │ │ПК-5 │
│ │
основы фортепианной техники;
│ │ │ПК-6 │
│ │
мировые системы обучения
│ │ │ПК-7 │
│ │сольфеджио; │ │ │ПК-8 │
│ │
строение современной
│ │ │ПК-10 │
│ │музыкальной культуры
(творчество│ │ │ПК-22 │
│ │композиторов и исполнителей, │ │ │ПК-25 │
│ │жанры театральные и концертные;
│ │ │ПК-27 │
│ │
направления - художественная
│ │ │ПК-28 │
│ │(классическая) музыка,
массовая,│ │ │ │
│ │"третье течение"), формы
работы │ │ │ │
│ │через средства массовой │ │ │ │
│ │информации с различными слоями │
│
│ │
│ │общества; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │
объяснить феномен культуры, ее│ │ │ │
│ │роль в человеческой │ │ │ │
│ │жизнедеятельности, способы │ │ │ │
│ │приобретения, хранения и │ │ │ │
│ │передачи социального опыта, │ │ │ │
│ │базисных ценностей культуры; │ │ │ │
│ │
оценивать достижения культуры │ │ │ │
│ │на основе знания исторического │
│ │ │
│ │контекста; │ │ │ │
│ │
художественно убедительно
│ │ │ │
│ │исполнять музыкальное │ │ │ │
│ │произведение, свободно читать с
│ │ │ │
│ │листа, аккомпанировать солисту;
│ │ │ │
│ │
всесторонне развивать
│ │ │ │
│ │музыкальный слух; │ │ │ │
│ │
писать критические статьи и
│ │ │ │
│ │журналистские репортажи, │ │ │ │
│ │осуществлять связь со
средствами│ │ │ │
│ │массовой информации │ │ │ │
│ │(периодическими изданиями, │ │ │ │
│ │радио, телевидением, сетью │ │ │ │
│ │Интернет); │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │
методологией анализа различных│ │ │ │
│ │видов искусства; │ │ │ │
│ │
профессиональными навыками
│ │ │ │
│ │игры на фортепиано; │ │ │ │
│ │
навыками сольфеджирования с
│ │ │ │
│ │листа, в том числе в │ │ │ │
│ │транспозиции, в различных │ │ │ │
│ │ключах, с игрой на инструменте │
│ │ │
│ │полифонического произведения; │ │ │ │
│ │стилем музыкального критика и │ │ │ │
│ │журналиста, умением обращаться
к│ │ │ │
│ │массовой аудитории. │
│
│ │
│
├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Вариативная часть (знания, │
3 │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП
│ │ │
│
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│С.3│Профессиональный цикл │ 198
│ │ │
│ ├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Базовая часть │ 178
│
│ │
│
├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │В результате изучения базовой │
163 │Музыковедческий │ОК-1 │
│ │части цикла обучающийся должен:
│ │модуль │ОК-2 │
│ │знать: │ │Введение в │ОК-3 │
│ │
методологию музыкознания,
│
│специальность
│ОК-4 │
│ │методологические подходы к │ │Методология │ОК-5 │
│ │историческим и теоретическим │ │музыковедческого │ОК-6
│
│ │исследованиям; │ │исследования │ОК-7 │
│ │
ведущую историографическую
│ │Специальный
класс │ОК-8 │
│ │проблематику, закономерности │ │Основы │ОК-9 │
│ │музыкально-исторического │ │редактирования │ПК-1 │
│ │процесса, его периодизацию; │
│Гармония │ПК-2 │
│ │
научные труды, посвященные
│ │Полифония │ПК-3 │
│ │истории и теории музыки; │ │Музыкальная форма
│ПК-4 │
│ │
особенности речи как сферы
│ │Теория
современной│ПК-5 │
│ │общения, типы аудитории, основы
│ │композиции │ПК-6 │
│ │современного публичного
монолога│
│Музыкально-
│ПК-7 │
│ │(устного выступления): лекция, │
│теоретические
│ПК-8 │
│ │беседа, интервью; │ │системы │ПК-9 │
│ │
основы редактирования
│
│Инструментоведение│ПК-10
│
│ │литературного и музыкального │ │Чтение партитур │ПК-11 │
│ │текстов; │ │Инструментовка │ПК-12 │
│ │
классическую и современную
│ │История │ПК-13 │
│ │гармонию; │ │оркестровых
стилей│ПК-14 │
│ │
старинную и современную
│ │История
зарубежной│ПК-15 │
│ │полифонию; │ │музыки │ПК-16 │
│ │
особенности развития
│ │История
русской │ПК-17 │
│ │музыкальных жанров, историю и │ │музыки │ПК-18 │
│ │теорию музыкальных форм; │ │Народное │ПК-19 │
│ │
важнейшие проблемы теории
│ │творчество │ПК-20 │
│ │современной композиции,
основные│
│Музыкальная
│ПК-21 │
│ │художественные направления в │ │информатика │ПК-23 │
│ │музыке XX - XXI веков
├────────┼──────────────────┤ПК-26 │
│ │(зарубежной и отечественной); │
13 │Модуль │ПК-29 │
│ │
проблематику научной теории
│
│педагогической
│ПК-31 │
│ │музыки через освещение основных
│ │подготовки │ │
│ │положений исторически наиболее │
│Музыкальная │ │
│ │важных теоретических систем; │ │психология │ │
│ │
особенности оркестрового │
│Методика
│ │
│ │письма различных эпох и │ │преподавания │ │
│ │национальных школ, правила │ │Профессиональная и│ │
│ │записи оркестровых и хоровых │ │педагогическая │
│
│ │партитур; │ │подготовка │ │
│ │
исторические этапы в развитии │ │ │ │
│ │национальных музыкальных │ │ │ │
│ │культур, художественно-стилевые
│ │ │ │
│ │и национально-стилевые │ │ │ │
│ │направления в области │ │ │ │
│ │музыкального искусства от │ │ │ │
│ │древности до XXI века; │ │ │ │
│ │
композиторское творчество в
│ 2 │Безопасность │ │
│ │культурно-эстетическом и │ │жизнедеятельности │ │
│ │историческом контексте; │ │ │ │
│ │
основные периоды и концепции в│ │ │ │
│ │истории древнерусского │ │ │ │
│ │певческого искусства; │ │ │ │
│ │
этапы и тенденции
│ │ │ │
│ │исторического развития │ │ │ │
│ │отечественной и зарубежной │ │ │ │
│ │этномузыкологии, методы │ │ │ │
│ │этномузыковедческого │ │ │ │
│ │исследования, основы полевой │ │ │ │
│ │работы; │ │ │ │
│ │
особенности инструментария;
│ │ │ │
│ │
исторические этапы в развитии │ │ │ │
│ │традиционных национальных │ │ │ │
│ │культур народов России, СССР и │
│ │ │
│ │Восточной Европы; │ │ │ │
│ │
историческую периодизацию и
│ │ │ │
│ │жанровую систему народного │ │ │ │
│ │музыкального творчества; │ │ │ │
│ │
ведущие типы нотации
│ │ │ │
│ │(старинной и новейшей); │ │ │ │
│ │
сферы и цели применения
│ │ │ │
│ │информатики, возможности │ │ │ │
│ │компьютера для работы по │
│ │ │
│ │специальности, основные базы │ │ │ │
│ │данных, редакторы различной │ │ │ │
│ │степени сложности; │ │ │ │
│ │
основы современной педагогики │ │ │ │
│ │и музыкальной психологии, │ │ │ │
│ │назначение и роль музыковеда- │ │ │ │
│ │преподавателя на современном │ │ │ │
│ │этапе; принципы планирования │ │ │ │
│ │учебного процесса, составления │
│ │ │
│ │учебных планов, учебных │ │ │ │
│ │программ, методических │ │ │ │
│ │разработок, учебников и учебных
│ │ │ │
│ │пособий; данные о чрезвычайных │
│ │ │
│ │ситуациях мирного и военного │ │ │ │
│ │времени, природного и │ │ │ │
│ │техногенного характера, способы
│ │ │ │
│ │защиты и обеспечения населения
в│ │ │ │
│ │этих условиях; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │
выбирать необходимые методы,
│ │ │ │
│ │исходя из задач конкретного │ │ │ │
│ │исследования; │ │ │ │
│ │
осуществлять музыкально-
│ │ │ │
│ │редакторские функции; │ │ │ │
│ │
пользоваться справочной
│ │ │ │
│ │литературой; │ │ │ │
│ │
излагать и критически │
│
│ │
│ │осмысливать базовые │ │ │ │
│ │представления по истории и │ │ │ │
│ │теории музыкального искусства; │
│ │
│
│ │
собирать, хранить и
│ │ │ │
│ │обрабатывать информацию, │ │ │ │
│ │применяемую в сфере │ │ │ │
│ │профессиональной деятельности; │
│
│ │
│ │
сочинять фрагменты и целые
│ │ │ │
│ │пьесы на собственные или │ │ │ │
│ │заданные музыкальные темы в │ │ │ │
│ │курсе гармонии, полифонии и │ │ │ │
│ │музыкальной формы; │ │ │ │
│ │
анализировать музыкальные
│ │ │ │
│ │произведения различных │ │ │ │
│ │исторических эпох, стилей, │ │ │ │
│ │жанров в историко-эстетическом │
│ │ │
│ │контексте; │ │ │ │
│ │
различать при анализе
│ │ │ │
│ │музыкального произведения общие
│ │ │ │
│ │и частные закономерности его │ │ │ │
│ │построения и развития; │ │ │ │
│ │рассматривать музыкальное │ │ │ │
│ │произведение в динамике │ │ │ │
│ │исторического, художественного
и│ │ │ │
│ │социально-культурного процесса;
│ │ │ │
│ │
рассматривать современную
│ │ │ │
│ │композицию как явление │ │ │ │
│ │исторического, художественного
и│ │ │ │
│ │социально-культурного процесса;
│ │ │ │
│ │
выделять главнейшие этапы
│ │ │ │
│ │развития музыкально- │ │ │ │
│ │теоретических систем; │ │ │ │
│ │
определять выразительные
│ │ │ │
│ │возможности различных типов │ │ │ │
│ │оркестра, озвучивать партитуру │
│ │ │
│ │(оркестровую, хоровую) на │ │ │ │
│ │фортепиано; │ │ │ │
│ │
проводить сравнительный анализ│ │ │ │
│ │исторической литературы, │ │ │ │
│ │объяснить закономерность смен │ │ │ │
│ │научных исторических концепций;
│ │ │ │
│ │
излагать и критически
│ │ │ │
│ │осмысливать базовые │ │ │ │
│ │представления по истории │ │ │ │
│ │музыкальных культур народов │ │ │ │
│ │мира; │ │ │ │
│ │
обосновать жанровую, историко-│ │ │ │
│ │стилевую и этнокультурную │ │ │ │
│ │принадлежность явлений,
работать│ │ │ │
│ │в полевых условиях; │ │ │ │
│ │
добиваться достоверности в
│ │ │ │
│ │воссоздании различных │ │ │ │
│ │инструментальных, певческих │ │ │ │
│ │стилей и традиций (восточной │ │ │ │
│ │музыки, знаменного пения, │ │ │ │
│ │русского народного │ │ │ │
│ │музицирования); │ │ │ │
│ │
осуществлять анализ,
│ │ │ │
│ │дешифровку и систематизацию │ │ │ │
│ │образцов фольклорного │ │ │ │
│ │творчества; │ │ │ │
│ │
осуществлять запись образцов
│ │ │ │
│ │народного музыкального │ │ │ │
│ │творчества, расшифровывать их, │
│
│ │
│ │осуществлять описание и │ │ │ │
│ │систематизацию; │ │ │ │
│ │
осуществлять быстрый поиск
│ │ │
│
│ │любой информации на компьютере,
│ │ │ │
│ │набирать и форматировать текст;
│ │ │ │
│ │
осуществлять выбор программы
│ │ │ │
│ │деятельности, подбор │ │ │ │
│ │художественного, информационно-
│ │ │ │
│ │библиографического и │ │ │ │
│ │дидактического материала; │ │ │ │
│ │
пользоваться международными
│ │ │ │
│ │специальными изданиями в сфере │
│ │ │
│ │музыкального источниковедения, │
│ │ │
│ │такими, как RISM (Международный
│ │ │ │
│ │каталог музыкальных │ │ │ │
│ │первоисточников), RILM │ │ │ │
│ │(Международный каталог │ │ │ │
│ │литературы о музыке), RIPM │ │ │ │
│ │(Международный каталог │ │ │ │
│ │музыкальной периодики) и
другими│ │ │ │
│ │базами данных; │ │ │ │
│ │
проектировать и планировать
│ │ │ │
│ │педагогическую деятельность, │ │ │ │
│ │определять ведущие │ │ │ │
│ │профессиональные задачи │ │ │ │
│ │воспитания и обучения; │ │ │ │
│ │
самостоятельно составлять
│ │ │ │
│ │планы учебных занятий, │ │ │ │
│ │определять специфику │ │ │ │
│ │педагогической работы в группах
│ │ │ │
│ │разного возрастного уровня; │ │ │ │
│ │
использовать средства
│ │ │ │
│ │индивидуальной защиты,
оказывать│ │ │ │
│ │первую медицинскую помощь; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │
методологией и навыками
│ │ │ │
│ │музыковедческой интерпретации │
│ │ │
│ │различных музыкально- │ │ │ │
│ │исторических источников; │ │ │ │
│ │
принципами музыкально-
│ │ │ │
│ │литературного анализа │ │ │ │
│ │музыкальных произведений и │ │ │ │
│ │явлений в области музыкального │
│ │ │
│ │искусства; │ │ │ │
│ │
проблематикой и методологией
│ │ │ │
│ │избранного профиля │ │ │ │
│ │музыковедения; навыками │ │ │ │
│ │музыкально-редакторской │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │
навыками описания и хранения
│ │ │ │
│ │информации, работы с каталогами
│ │ │ │
│ │и библиографическими изданиями;
│ │ │ │
│ │
методом конкретно-
│ │ │ │
│ │исторического рассмотрения │ │ │ │
│ │исторических явлений в связи с │
│ │ │
│ │общенаучными, философскими и │ │ │ │
│ │эстетическими представлениями │ │ │ │
│ │эпохи; │ │ │ │
│ │
профессиональным понятийным
│ │ │ │
│ │аппаратом в области истории и │ │ │ │
│ │теории музыки, образным │ │ │ │
│ │мышлением, способностью к │ │ │ │
│ │художественному восприятию
мира;│ │ │ │
│ │
профессиональными навыками │
│
│ │
│ │анализа музыкальных форм, │ │ │ │
│ │профессиональной лексикой, │ │ │ │
│ │грамотно использовать ее в
своей│ │ │
│
│ │деятельности при общении со │ │ │ │
│ │слушательской аудиторией; │ │ │ │
│ │
навыками эстетического анализа│ │ │ │
│ │содержания музыкального │ │ │ │
│ │произведения; │ │ │ │
│ │
приемами аранжировки,
│ │ │ │
│ │переложения музыкального текста
│ │ │ │
│ │для различного исполнительского
│ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │
│ │
навыками по изучению,
│ │ │ │
│ │описанию и расшифровке
старинных│ │ │ │
│ │рукописей; │ │ │ │
│ │
навыками расшифровки, анализа │ │ │ │
│ │и систематизации музыкального │ │ │ │
│ │материала; │ │ │ │
│ │
комплексным анализом
│ │ │ │
│ │современной музыки (зарубежной,
│ │ │ │
│ │отечественной), включая │ │ │ │
│ │собственно музыкально- │ │ │ │
│ │теоретические проблемы и │ │ │ │
│ │проблемы истории, хронологии, │ │ │ │
│ │эстетики; │ │ │ │
│ │
современными методами
│ │ │ │
│ │этномузыкологии, системным │ │ │ │
│ │подходом к изучению традиций │ │ │ │
│ │народной культуры, навыками │ │ │ │
│ │расшифровки, систематизации │ │ │ │
│ │этнографических материалов; │ │ │ │
│ │
понятийным аппаратом в области│ │ │ │
│ │истории традиционной музыки │ │ │ │
│ │народов России, СССР и
восточной│ │ │ │
│ │Европы; │ │ │ │
│ │
основополагающими концепциями,│ │ │ │
│ │знаменующими главные вехи в │
│ │ │
│ │эволюции европейского │ │ │ │
│ │музыкально-теоретического │ │ │ │
│ │мышления; │ │ │ │
│ │
технологией работы с
│ │ │ │
│ │компьютером, в том числе │ │ │ │
│ │нотонаборным методом на │ │ │ │
│ │конкретных нотаторах; │ │ │ │
│ │
методикой ведения урока и
│ │ │ │
│ │проверки знаний; │ │ │ │
│ │
умением адекватного поведения │ │ │ │
│ │в чрезвычайных ситуациях. │ │ │ │
│
├────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Вариативная часть (знания, │
20 │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП
│ │ │ │
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│С.4│Учебная и производственная │
23 │Педагогическая │ОК-1 │
│ │практики, научно- │ │Фольклорно- │ОК-2 │
│ │исследовательская работа │ │этнографическая │ОК-3 │
│ │(практические умения и навыки │
│Лекторско- │ОК-4 │
│ │определяются ООП вуза) │ │филармоническая │ОК-5 │
│ │ │ │Музыкально- │ОК-7 │
│ │ │ │журналистская │ПК-23 │
│ │ │ │Архивно- │ПК-24 │
│ │ │ │библиографическая
│ПК-25 │
│ │ │ │ │ПК-26 │
│ │ │ │ │ПК-27 │
│ │ │ │ │ПК-28 │
│ │ │ │ │ПК-30 │
│ │ │ │ │ПК-31 │
│ │ │ │ │ПК-32 │
│ │ │ │ │ПК-33 │
│ │ │ │ │ПК-34 │
│ │ │ │ │ПК-35 │
│ │ │ │ │ПК-36 │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│С.5│Физическая культура │ 2
│
│ОК-9 │
│ │ │ │ │ОК-10 │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│С.6│Итоговая
государственная │ 10
│ │ │
│ │аттестация │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤
│ │Общая трудоемкость ООП │ 300
│
│ │
└───┴────────────────────────────────┴────────┴──────────────────┴────────┘
--------------------------------
<*>
Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей
и промежуточной аттестаций.
VII.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
7.1.
Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП
подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы
учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические
материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной
технологии.
Абзац исключен. -
Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.
Высшие учебные
заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке
ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в
формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального
взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного
характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия,
необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан
способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса,
включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих
обществ.
7.3. Реализация
компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в
учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и
иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и
развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны
быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний,
государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и
специалистов.
Удельный вес
занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП
подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием
конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не
менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для
соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов
аудиторных занятий.
7.4. В учебной
программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные
результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и
приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость
дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам,
трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна
выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки
специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее
одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок
формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный
объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной
программы в очной форме обучения составляет 54 академических часа.
7.7. Максимальный
объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной
программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16
академических часов.
7.8. Максимальный
объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной
программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических
часов.
7.9. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в
которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба,
продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии
с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы
<*>.
--------------------------------
<*> Статья 30
Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения
военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N
38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая
культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме
обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том
числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан
обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей
программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных
программ.
7.12. Вуз обязан
ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить,
что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них
обязательными.
7.13. ООП
подготовки специалистов вуза должна включать практические занятия по следующим
дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки
в области специального класса, методологии музыкального исследования, гармонии,
полифонии, музыкальной формы, истории зарубежной музыки, истории русской
музыки, инструментовки, чтения партитур, музыкальной критики и журналистики,
основ редактирования, народного творчества, музыкальной информатики,
фортепиано, а также практик педагогической, фольклорно-этнографической,
лекторско-филармонической, архивно-библиографической, а также по дисциплинам
(модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели
формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с
установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами
и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин
(модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины
(модули);
при формировании
своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить
консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую
специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при
переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих
документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на
основании аттестации;
обучающиеся обязаны
выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Прием на ООП
подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом
знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего
профессионального образования по специальностям в области музыкального
искусства.
7.16. Практика
является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки
специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного
процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую
подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалиста по данному
направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики,
которые могут включать следующие виды практик: педагогическую,
фольклорно-этнографическую, лекторско-филармоническую, журналистскую,
архивно-библиографическую.
Конкретные виды
практик определяются ООП вуза.
Цели и задачи,
программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся
в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих
необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия
реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:
Практики
педагогическая, лекторско-филармоническая, музыкально-журналистская и
архивно-библиографическая проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения;
практика фольклорно-этнографическая - за пределами теоретического обучения.
Педагогическая
практика проводится на базе, определяемой самим учебным заведением (сектор
практики, школа, училище); фольклорно-этнографическая - в полевых условиях
(экспедициях), а также при кабинетах народного творчества;
лекторско-филармоническая - при филармониях, концертных залах, клубах, дворцах
и домах культуры; музыкально-журналистская - при редакциях газет, журналов, при
информационных агентствах, в сетевых средствах массовой информации;
архивно-библиографическая - в музеях, архивах, хранилищах, где содержатся
актуальные для музыковедения материалы.
Аттестация по
итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с
установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики
от организации. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.17.
Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки
специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При
разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение
должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную
литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим
дисциплинам;
осуществлять сбор,
обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой
научной работы;
использовать новые
методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;
составлять отчеты
по теме проведенной работы;
выступать с
докладами на внутривузовской конференции.
В процессе
выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно
проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с
привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций,
сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций,
связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного
уровня культуры.
7.18. Реализация
ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или)
научно-методической деятельностью.
Доля
преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной
образовательной программе, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о
присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления
эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10
процентов преподавателей.
К преподавателям с
учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых
степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты
международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в
соответствующей профессиональной сфере.
Не менее 70
процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые
степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание
профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному
процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа
действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и
учреждений.
До 20 процентов от
общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание,
может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по
данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более
10 последних лет.
Общее руководство
содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно
осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую
степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или
доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и
практической подготовки по специализации может быть привлечен
высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной
деятельности.
7.19. ООП
подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией
и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной
образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин
(модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети
образовательного учреждения.
Внеаудиторная
работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся
должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к
электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной,
учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и
сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Абзац исключен. -
Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.
Библиотечный фонд
должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной
учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние
10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического
цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких
изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной
литературы помимо учебной должен включать официальные,
справочно-библиографические и специализированные периодические издания в
расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная
система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого
обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен
информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен
осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации
об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской
Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть
обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
7.20. Ученый совет
высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает
размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование
реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже
установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2
статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля
1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3,
ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1,
ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.21. Высшее
учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и
научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом
вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам.
Минимально
необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов
перечень материально-технического обеспечения включает в себя: библиотеку,
читальный зал, лингафонный кабинет, фонотеку, видеотеку, необходимую аппаратуру
для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеоматериалов, лабораторию
(кабинет) народной музыки. Для проведения занятий по информатике необходимо
специальное помещение, оборудованное персональными компьютерами и клавиатурами,
соответствующими программному обеспечению. Для проведения занятий по фортепиано
учебное заведение должно быть обеспечено роялями. Для проведения занятий в
области журналистской деятельности, а также в сфере фольклорной практики
необходимо обеспечение диктофонами (не менее одной единицы на двух
обучающихся), магнитофонами и видеомагнитофонами, техникой для видеосъемки (не
менее одной единицы каждого вида на учебную группу). Необходимо наличие
издательской базы, лаборатории аудио- и видеозаписи. Для обучающихся должен
быть обеспечен доступ к крупнейшим отечественным библиотечным фондам и архивам,
соответствующим профилю ООП специалиста, а также возможность обмена информацией
с отечественными и зарубежными учебными заведениями, научно-исследовательскими
учреждениями культуры и искусства.
При использовании
электронных изданий вуз должен иметь не менее двух компьютеров с выходом в сеть
Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть
обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
8.1. Высшее учебное
заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки
стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением
представителей работодателей;
мониторинга,
периодического рецензирования образовательных программ;
разработки
объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций
выпускников;
обеспечения
компетентности преподавательского состава;
регулярного
проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности
(стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с
привлечением представителей работодателей;
информирования
общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка
качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные
формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по
каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации
обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям
соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и
методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности
компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных
средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по
данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам
конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны
обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций,
приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть
созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля
компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности.
С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних
экспертов должны активно использоваться работодатели (представители
заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся
должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и
качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая
государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня
профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
8.7. Итоговая
государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы
(дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению
ученого совета вуза.
Требования к
содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного
проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии)
определяются вузом.