Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта
2010 г. N 16535
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 декабря 2009 г. N 761
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 260200 ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ЖИВОТНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)
"МАГИСТР")
В соответствии с
пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N
25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990;
N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110),
приказываю:
Утвердить
прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 260200 Продукты питания
животного происхождения (квалификация (степень) "магистр") и ввести
его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 21 декабря 2009
г. N 761
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 260200 ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ЖИВОТНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)
"МАГИСТР")
I. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных
при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению
подготовки 260200 Продукты питания животного происхождения образовательными
учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными
заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими
государственную аккредитацию.
1.2. Право на
реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет
только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
II.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем
стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ
ООП - учебный цикл основной
образовательной программы;
ФГОС
ВПО - федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок,
общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)
<*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна
зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки,
трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень)
выпускников
Наименование
ООП
|
Квалификация (степень)
|
Нормативный
срок
освоения ООП
(для очной формы
обучения),
включая
последипломный
отпуск
|
Трудоемкость
(в зачетных
единицах)
|
код в
соответствии с
принятой
классификацией
ООП
|
наименование
|
ООП
магистратуры
|
68
|
магистр
|
2 года
|
120 <*>
|
--------------------------------
<*>
Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за
учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения
основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в
таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная
направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением,
реализующим образовательную программу по соответствующему направлению
подготовки.
IV.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
4.1. Область
профессиональной деятельности магистров включает: знание законодательной базы
пищевой промышленности; организацию и ведение технологических процессов,
организацию и анализ полученных данных по входному контролю качества сырья и
вспомогательных материалов; организацию производственного контроля
полуфабрикатов; управление качеством готовой продукции с применением методов
математического моделирования и оптимизации химического состава, пищевой и
биологической ценности готовых продуктов; разработку технических заданий на
проектирование и изготовление нестандартного оборудования и средств
технологического оснащения предприятий; разработку технической документации и
технических регламентов; организацию контроля качества продукции в соответствии
с требованиями санитарных, ветеринарных норм и правил; организацию контроля за
соблюдением экологической чистоты производственных процессов; разработку новых
видов продукции и технологий в соответствии с государственной политикой
Российской Федерации в области здорового питания населения на основе научных
исследований; участие в подготовке проектно-технологической документации с
учетом международного опыта; организацию и проведение научно-исследовательских
работ в области сырья и продуктов животного происхождения и анализ результатов
исследования; знание основ педагогической деятельности.
4.2. Объектами
профессиональной деятельности магистров являются: сырье, полуфабрикаты и
продукты животного происхождения и гидробионты, продукты переработки
(вторичное) и отходы, пищевые ингредиенты и добавки; технологическое
оборудование; приборы; нормативная, проектно-технологическая документация,
санитарные, ветеринарные и строительные нормы и правила; международные
стандарты; методы и средства контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых
продуктов; простые инструменты качества; системы качества; базы данных
технологического, технического характера; данные мониторинга экологической и
биологической безопасности продовольствия и окружающей среды.
4.3. Магистр по
направлению подготовки 260200 Продукты питания животного происхождения
готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологической;
организационно-управленческой;
научно-педагогической;
проектной.
Конкретные виды
профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр,
определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися,
научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями
работодателей.
По окончании
обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию,
наряду с квалификацией (степенью) "магистр" присваивается специальное
звание "магистр-инженер".
4.4. Магистр по
направлению подготовки 260200 Продукты питания животного происхождения должен
быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной
направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая
деятельность:
обеспечение
проведения технологических процессов и выпуска продукции в соответствии с санитарными
и ветеринарными нормами и правилами;
разработка новых
рецептур и новых видов продукции из сырья животного происхождения;
обеспечение выпуска
продукции высокого качества;
проектирование
технологических процессов с использованием систем автоматического
проектирования. Разработка норм выработки; технологических нормативов на расход
материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, выбор технологического
оборудования предприятий;
разработка
технических заданий на проектирование и изготовление нестандартного
оборудования и средств технологического оснащения предприятий;
оценка критических
контрольных точек и инновационно-технологических рисков при внедрении новых
технологий;
анализ уровня
качества. Исследование причин брака в производстве и разработка предложений по
его предупреждению и устранению;
выбор систем
обеспечения экологической и биологической безопасности производства;
организационно-управленческая
деятельность:
организация работы
коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра
мнений, определение порядка выполнения работ;
поиск оптимальных
решений при создании продукции с учетом требований качества и стоимости, а
также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической
чистоты;
разработка
мероприятий по предотвращению производственного травматизма, профессиональных
заболеваний и экологических нарушений;
подготовка заявок
на изобретения и промышленные образцы;
оценка стоимости
объектов интеллектуальной деятельности;
организация в подразделении
работы по совершенствованию технологии и по разработке проектов стандартов и
сертификатов;
организация
повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области
инновационной деятельности;
адаптация
современных версий систем управления качеством к конкретным условиям
производства на основе международных стандартов;
подготовка отзывов
и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и
изобретения;
поддержка единого
информационного пространства планирования и управления предприятием на всех
этапах жизненного цикла производимой продукции;
проведение
маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и
конкурентоспособных изделий. Разработка планов и программ организации
инновационной деятельности на предприятии;
управление
программами освоения новых технологий. Координация работы персонала для
комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства;
организация защиты
объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок
как коммерческой тайны предприятия;
научно-педагогическая
деятельность:
руководство
составлением рабочих планов и программ проведения научных исследований и
технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
сбор, обработка,
анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования,
выбор методик и средств решения задачи;
разработка методики
и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
подготовка
научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных
исследований;
разработка
физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов,
относящихся к профессиональной сфере;
фиксация и защита
объектов интеллектуальной собственности;
управление
результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на
объекты интеллектуальной собственности;
проведение
патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных
решений и патентоспособности, а также определения показателей технического
уровня проектируемых технологий продуктов из сырья животного происхождения;
знание основ
психологии и педагогики;
проектная
деятельность:
подготовка заданий
на разработку проектных решений;
проведение
технических расчетов по проектам, технико-экономического и
функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых технологий
продуктов из сырья животного происхождения. Оценка инновационного потенциала
проекта;
математическое
моделирование процессов и объектов на базе прикладных пакетов
автоматизированного проектирования и исследований;
разработка
методических документов, технических регламентов, а также предложений и
мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
оценка
инновационных рисков коммерциализации проектов;
разработка проектов
новых и реконструкции действующих предприятий или цехов.
V.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
5.1. Выпускник
должен обладать следующими Общекультурные компетенции (ОК):
способность
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
(ОК-1);
способность к
самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и
научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способность
свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового
общения (ОК-3);
использовать на
практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в
управлении коллективом (ОК-4);
способность
проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту
ответственности (ОК-5);
способность
самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в
практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях
знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
готовность к
активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах
деятельности (ОК-7);
готовность к
преподавательской деятельности по профилю подготовки (ОК-8).
5.2. Выпускник
должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к
профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в
соответствии с целями ООП магистратуры) (ПК-1);
способностью использовать
на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и
научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование
целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном
для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
(ПК-2);
способностью
ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать
средства ее решения (ПК-3);
способностью и
готовностью применять знания современных методов исследований (ПК-4);
способностью
осваивать знания в области современных проблем науки, естествознания,
молекулярной биологии, микробиологии, техники и технологии продукции животного
происхождения (ПК-5);
способностью
собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и
интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по
соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ПК-6);
способностью
оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-7);
в
производственно-технологической деятельности:
готовностью
проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных
систем технологической подготовки производства продуктов, разрабатывать нормы
выработки, технологические нормативы на расход материалов, заготовок, топлива и
электроэнергии, выбору технологического оборудования (ПК-8);
способностью
оценивать критические контрольные точки и инновационно-технологические риски
при внедрении новых технологий продуктов (ПК-9);
в
организационно-управленческой деятельности:
способностью
организовать работу коллектива исполнителей, принимать решения в условиях
спектра мнений, определять порядок выполнения работ (ПК-10);
способностью
осуществлять поиск и принятие оптимальных решений при создании продукции с
учетом требований качества и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности
жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-11);
готовностью к
управлению программами освоения новых технологий, координации работ персонала
для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства
(ПК-12);
готовностью
адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным
условиям производства на основе международных стандартов (ПК-13);
готовностью
использовать приемы и методы работы с персоналом, методы оценки качества и результативности
труда персонала (ПК-14);
готовностью к
проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и
реализации перспективных и конкурентоспособных изделий и разработке планов и
программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-15);
в
научно-педагогической деятельности:
способностью
использовать современные достижения науки и передовой технологии в
научно-исследовательских работах (ПК-16);
способностью
ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы,
интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-17);
способностью
самостоятельно выполнять исследования для решения научно-исследовательских и
производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов
исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении
исследований в области проектирования новых продуктов (ПК-18);
способностью
оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых
новых технологий и продуктов (ПК-19);
способностью
представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и
публичных обсуждений (ПК-20);
в проектной
деятельности:
способностью
разрабатывать новый ассортимент продуктов и технологий с заданными составом и
свойствами (ПК-21);
способностью
проектировать научно-исследовательские работы по заданной проблеме (ПК-22).
VI.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
МАГИСТРАТУРЫ
6.1. Основная
образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих
учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный
цикл;
и разделов:
практики и
научно-исследовательская работа;
итоговая
государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный
цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную),
устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность
расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет
студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной
профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура
ООП магистратуры
┌───┬───────────────────────────────┬─────────┬───────────────┬───────────┐
│Код│ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │ Перечень
│ Коды │
│ │
проектируемые результаты
│кость │ дисциплин
для │формируемых│
│ │ их освоения │(зачетные│ разработки
│компетенций│
│ │ │единицы)
│ примерных │ │
│ │ │ │ программ, а
│ │
│ │ │ │также учебников│ │
│ │ │ │ и учебных
│ │
│ │ │ │ пособий
│ │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│М.1│Общенаучный цикл │ 10 - 20
│Математическое │ОК-1,
│
│ │Базовая часть │ 1 - 10 │моделирование,
│ОК-3, │
│ │В результате изучения базовой │ │Философские │ОК-5, │
│ │части цикла обучающийся
должен:│ │проблемы
науки │ОК-6, │
│ │знать: │ │и техники │ПК-6, │
│ │- философские аспекты развития
│ │ │ПК-11, │
│ │отдельных разделов │ │ │ПК-14, │
│ │естествознания и технических │ │ │ПК-15 │
│ │наук, связанные с
формированием│ │ │ │
│ │форм и структур питания │ │ │ │
│ │человечества; │ │ │ │
│ │- теории питания; │ │ │ │
│ │- историю развития │ │ │ │
│ │фундаментальных исследований в
│ │ │ │
│ │технологии продуктов питания; │ │ │ │
│ │- современные методы │ │ │ │
│ │исследования ГМО, сырья │ │ │ │
│ │животного происхождения и │ │ │ │
│ │гидробионтов и готовых изделий
│ │ │ │
│ │с целью создания безопасной
для│ │ │ │
│ │здоровья населения России │ │ │ │
│ │продукции; │ │ │ │
│ │- методологию научных │ │ │ │
│ │исследований; │ │ │ │
│ │- правовое регулирование │ │ │ │
│ │финансового управления │ │ │ │
│ │персоналом организации; │ │ │ │
│ │- математические расчеты │ │ │ │
│ │адекватности основных │ │ │ │
│ │компонентов пищи при │ │ │ │
│ │проектировании новых видов │ │ │ │
│ │продукции; │ │ │ │
│ │- технологические приемы, │ │ │ │
│ │аспекты и способы переработки │ │ │ │
│ │сырья животного происхождения
и│ │ │ │
│ │гидробионтов, │ │ │ │
│ │физико-химические, │ │ │ │
│ │биохимические, │ │ │ │
│ │микробиологические процессы, │ │ │ │
│ │структурно-механические │ │ │ │
│ │показатели; │ │ │ │
│ │- методы решения основных │ │ │ │
│ │вероятностных задач; │ │ │ │
│ │- математические расчеты │ │ │ │
│ │адекватности основных │ │ │ │
│ │компонентов пищи при │ │ │ │
│ │проектировании новых видов │ │ │ │
│ │продукции; │ │ │ │
│ │- вероятностные модели для │ │ │ │
│ │конкретных процессов и │ │ │ │
│ │проводить расчеты в рамках │ │ │ │
│ │построенных моделей; │ │ │ │
│ │- основные элементы теории │ │ │ │
│ │проверки статистических │ │ │ │
│ │гипотез; │ │ │ │
│ │- критерии значимости для │ │ │ │
│ │параметров; │ │ │ │
│ │- построение наиболее мощных │
│ │ │
│ │критериев; │ │ │ │
│ │- критерии на зависимость │ │ │ │
│ │признаков и однородных данных;
│ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- применять и использовать │ │ │ │
│ │накопленный человеческий опыт
в│ │ │ │
│ │научных исследованиях; │ │ │ │
│ │- оценивать эффективность и │ │ │ │
│ │результаты научной │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- выбирать параметры критериев
│ │ │ │
│ │в зависимости от требований к │ │ │ │
│ │качеству продукции и издержек │ │ │ │
│ │производства; │ │ │ │
│ │- выбрать статистику, выявить │ │ │ │
│ │ее функции распределения, │ │ │ │
│ │обосновать параметры критерия;
│ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- теориями питания; │ │ │ │
│ │- приемами проведения научных │ │ │ │
│ │исследований; │ │ │ │
│ │- методами применения │ │ │ │
│ │математических методов в │ │ │ │
│ │технических приложениях; │ │ │ │
│ │- патентным поиском, │ │ │ │
│ │конъюнктурными исследованиями.
│ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│ │Вариативная часть (знания, │ │Информационные │ │
│ │умения, навыки определяются
ООП│
│технологии, │ │
│ │вуза) │ │Деловой │
│
│ │ │ │иностранный │ │
│ │ │ │язык │ │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│М.2│Профессиональный цикл │ 40 - 50
│Методология │ОК-2 │
│ │Базовая (общепрофессиональная)
│ 5 - 15 │проектирования
│ОК-5, │
│ │часть │ │продуктов │ПК-1, │
│ │В результате изучения базовой │ │питания с │ПК-4, │
│ │части цикла студент должен: │ │заданными │ПК-5, │
│ │знать: │ │свойствами и │ПК-8, │
│ │- основные принципы и подходы
к│ │составом, │ПК-9, │
│ │созданию новых рецептур и │ │Управление │ПК-10, │
│ │технологий; │ │качеством │ПК-11, │
│ │- основные принципы │ │продукции │ПК-12, │
│ │квалиметрии, приемы │ │ │ПК-13, │
│ │ранжирования показателей │ │ │ПК-16, │
│ │качества; │ │ │ПК-18, │
│ │- отношения в сфере
обеспечения│ │ │ПК-19, │
│ │качества и безопасности │ │ │ПК-20, │
│ │продуктов питания; │ │ │ПК-21, │
│ │- медико-биологические │ │ │ПК-22 │
│ │требования к проектируемому │ │ │ │
│ │продукту; │ │ │ │
│ │- методологию проектирования │ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │
│ │- математический аппарат для │ │ │ │
│ │расчета рецептур; │ │ │ │
│ │- имитационное моделирование; │ │ │ │
│ │- критерий оптимальности; │ │ │ │
│ │- этапы решения задачи │ │ │ │
│ │оптимизации; │ │ │ │
│ │- виды задач оптимизации │ │ │ │
│ │технологических процессов; │ │ │ │
│ │- аналитические методы │ │ │ │
│ │оптимизации; многокритериальные│ │ │ │
│ │задачи оптимизации; │ │ │ │
│ │- методологию всеобщего │ │ │ │
│ │управления качеством на основе
│ │ │ │
│ │международных стандартов; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- использовать современные │ │ │ │
│ │программные и технические │ │ │ │
│ │средства информационных │ │ │ │
│ │технологий; │ │ │ │
│ │- использовать модели систем │ │ │ │
│ │качества; │ │ │ │
│ │- принимать управленческие │ │ │ │
│ │решения; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- методологией разработки и │ │ │ │
│ │анализом информационных
потоков│ │ │ │
│ │и информационных моделей; │ │ │ │
│ │- методикой сбора, обработки и
│ │ │ │
│ │представления информации для │ │ │ │
│ │анализа и улучшения качества, │
│ │ │
│ │формирования документации по │ │ │ │
│ │системам качества в │ │ │ │
│ │соответствии с требованиями │ │ │ │
│ │международных стандартов и │ │ │ │
│ │других моделей систем
качества;│ │ │ │
│ │- методами организации │ │ │ │
│ │процессов групповой выработки │ │ │ │
│ │принятия управленческих
решений│ │ │ │
│ │по вопросам качества
продукции.│ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│ │Вариативная часть (знания, │ │ │ │
│ │умения, навыки определяются
ООП│ │ │ │
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│М.3│Практики и научно- │ 57
│ │ОК-4, │
│ │исследовательская работа │ │ │ОК-5, │
│ │практические умения и навыки │ │ │ОК-7, │
│ │определяются ООП вуза │ │ │ОК-8 │
│ │ │ │ │ПК-2, │
│ │ │ │ │ПК-3, │
│ │ │ │ │ПК-10, │
│ │ │ │ │ПК-16, │
│ │ │ │ │ПК-17, │
│ │ │ │ │ПК-18, │
│ │ │ │ │ПК-20, │
│ │ │ │ │ПК-22 │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│М.4│Итоговая государственная │ 3
│ │ПК-3, │
│ │аттестация │ │ │ПК-7, │
│ │ │ │ │ПК-8, │
│ │ │ │ │ПК-17, │
│ │ │ │ │ПК-20, │
│ │ │ │ │ПК-22 │
├───┼───────────────────────────────┼─────────┼───────────────┼───────────┤
│ │Общая трудоемкость основной │
120 │ │ │
│ │образовательной программы │ │ │ │
└───┴───────────────────────────────┴─────────┴───────────────┴───────────┘
--------------------------------
<*>
Трудоемкость циклов М.1, М.2, М.3 и разделов М.4 включает все виды текущей и
промежуточной аттестаций.
VII.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МАГИСТРАТУРЫ
7.1.
Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП
магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание
и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и
научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации,
календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию
соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные
заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с
учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной
сферы.
7.2. При разработке
ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии
общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального
взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного
характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия,
необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация
компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в
учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в
диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр,
разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью
формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных
активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того
вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр
(научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, производственно-технологической,
организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар,
продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого
привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой
корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов
должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных
компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и
специалистов.
Удельный вес
занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП,
особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в
целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных
занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут
составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы
базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания,
способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой
готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие
общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП
магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору
обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок
формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических
часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной)
учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных
дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных
дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения
обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный
объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной
программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов.
7.8. В случае
реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем
аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об
образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем
учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных
заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба,
продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии
с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы
<*>.
--------------------------------
<*> Статья 30
Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения
военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N
38, ст. 4534).
7.10. Вуз обязан
обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей
программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных
программ.
7.11. Вуз обязан
ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании
индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные
обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их
суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным
планом.
7.12. В вузе должно
быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, например,
развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия
решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых
дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и
имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий),
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на
основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и
формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП
магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические
занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся
умения и навыки в области математического моделирования, философских проблем
науки и техники, методологии проектирования продуктов питания с заданными
свойствами и составом, управления качеством продукции, а также по дисциплинам
(модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели
формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся
имеют следующие права и обязанности:
право в пределах
объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору,
предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при
формировании своей индивидуальной образовательной программы получить
консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую
профессиональную подготовку;
право при переводе
из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на
перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обязанность
выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика
является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид
учебных занятий, непосредственно ориентированных на
профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП
магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды
практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая.
Конкретные виды
практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности
определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся
в сторонних или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым
кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16.
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП
магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных
компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля
научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование
научно-исследовательской работы;
патентный и
литературный поиск;
написание реферата
по избранной теме;
изучение и подбор
методик для проведения эксперимента;
экспериментальная
часть научно-исследовательской работы;
составление отчета
о научно-исследовательской работе;
публичная защита
выполненной работы.
Основной формой
планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской
работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных
результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В
процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее
результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с
привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить
уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо
также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального
мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация
ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую
степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К
образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть
привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих
руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и
учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным
значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные
ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том
числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли
установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое
звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП
магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических
кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс,
должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень,
присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную
процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство
научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно
осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую
степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о
присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности,
и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех
лет.
Для основного
штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку,
допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для
внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.
Непосредственное
руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и
ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя
магистрами.
Руководители ООП
магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские
(творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах,
иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых
журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по
профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. Основная
образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям)
основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных
дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети
образовательного учреждения.
Каждый обучающийся
должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к
электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной,
учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и
сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Абзац исключен. -
Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.
Библиотечный фонд
должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной
учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального
циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров
таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной
литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические
и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые
100 обучающихся.
Электронно-библиотечная
система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого
обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен
информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен
осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации
об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской
Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть
обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет
высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер
средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование
реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не
ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения
<*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2
статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля
1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3,
ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1,
ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.20. Высшее
учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и
научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом
вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам.
Минимально
необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического
обеспечения включает в себя специально оборудованные кабинеты, аудитории и
лаборатории по дисциплинам:
философские
проблемы науки и техники;
математическое
моделирование;
информационные
технологии;
методология
проектирования продуктов питания с заданными свойствами и составом;
управление
качеством продукции;
и дисциплинам,
прописанным в вариативной части общенаучного цикла, а также профессионального
цикла.
При использовании
электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время
самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в
Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
VIII.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
МАГИСТРАТУРЫ
8.1. Высшее учебное
заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки
стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением
представителей работодателей;
мониторинга,
периодического рецензирования образовательных программ;
разработки
объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций
выпускников;
обеспечения
компетентности преподавательского состава;
регулярного
проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей
деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными
учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования
общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества
освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию
выпускников.
8.2. Конкретные
формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и
доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации
обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям
соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты
и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных
компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных
средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по
данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП
магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных
и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке
оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик
должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями,
навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся
компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к
профессиональной деятельности.
При проектировании
оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к
творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач,
связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием
общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
8.4. Обучающимся,
представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы
отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны
быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и
контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной
деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в
качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели
(представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные
дисциплины.
8.6. Итоговая
государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня
профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая
государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а
также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к
содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются
высшим учебным заведением.
Выпускная
квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде
магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения
научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и
логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением
задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр
(научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной,
производственно-технологической, организационно-управленческой).
Тематика выпускных
квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных
задач.
При выполнении
выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность
и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные
общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на
современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально
излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку
зрения.
8.8. Программа
государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для
объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и
заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из
различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.