МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 октября 2006 г. N 266
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280, с изменениями и Приказом Минобрнауки России
от 13 сентября 2006 г. N 270/к "Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства
образования и науки Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Признать
утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 5 мая
2005 г. N 132 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства
образования и науки Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом Минобрнауки России
от 26 октября 2006
г. N 266
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты
детей (далее именуется - Департамент) является структурным подразделением
Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляющим функции
по выработке и обеспечению реализации и нормативно-правового регулирования в
сфере государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства
над детьми, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической
поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, с
изменениями, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005
г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской
Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи", а также настоящим Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и
агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами
исполнительной власти и структурными подразделениями Министерства.
II.
Полномочия
4. Департамент в
целях выработки и обеспечения реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
4.1. Разрабатывает
предложения по формированию государственной политики в установленной сфере
деятельности и определению приоритетных направлений ее развития.
4.2. Готовит
проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым
требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к
установленной сфере ведения Департамента.
4.3. Разрабатывает
предложения к проекту плана работы и прогнозным показателям деятельности
Министерства, участвует в подготовке предложений к проекту Программы
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу; планам мероприятий Правительства Российской
Федерации и Министерства в целях реализации Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Основных направлений
деятельности Правительства Российской Федерации по реализации Программы
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу; докладу о результатах и основных направлениях деятельности
Министерства как субъекта бюджетного планирования; отчетным докладам о
выполнении мероприятий, а также:
участвует в
подготовке прогнозов развития в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и
попечительства над детьми, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей;
готовит предложения
в части расходов инвестиционного характера Министерства как субъекта бюджетного
планирования в установленной сфере деятельности;
готовит предложения
по содержанию перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета,
ориентированного на результат;
готовит предложения
в установленном порядке предложения для включения в проект федеральной адресной
инвестиционной программы, а также по измерению показателей утвержденного
перечня строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы в ходе
ее реализации;
готовит предложения
по инвестиционным проектам общегосударственного значения, претендующим на
предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда
Российской Федерации.
4.4. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации разрабатывает проекты следующих нормативных
правовых актов:
4.4.1. Порядок
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы
государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над
детьми, психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и защиты обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, специального образования, дополнительного образования детей,
включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение
квалификации руководящих кадров и специалистов в федеральных образовательных
учреждениях.
4.4.2. Перечень
профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное
образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях для
сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей.
4.4.3. Федеральные
требования к образовательным программам дополнительного образования детей,
индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам, к
образовательным стандартам высшего и дополнительного профессионального
образования для подготовки и переподготовки специалистов в сфере молодежной
политики.
4.4.4. Порядок
аттестации руководящих кадров и специалистов сферы молодежной политики,
воспитания, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической
поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей, а также установления образовательных цензов для данных
работников.
4.4.5. Порядок
передачи гражданам детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание, в
том числе усыновление (удочерение).
4.4.6. Порядок
деятельности представительств специально
уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации.
4.4.7. Порядок
создания, функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, учреждений органов
по делам молодежи; специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; образовательных
учреждений дополнительного образования детей; оздоровительных образовательных
учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи; образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей; службы практической психологии
образования; психолого-медико-педагогических комиссий; иных учреждений и служб
сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей, а также по регламентации деятельности
дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.
4.4.8. Формы
документов государственного образца и порядок их выдачи в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4.4.9. Порядок
проведения экспертизы учебников и учебно-методических пособий для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений всех видов, учреждений органов по
делам молодежи.
4.4.10. Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при
осуществлении образовательного процесса в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях всех видов.
4.4.11. Федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к
содержанию образования в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида.
4.4.12. Нормативные
правовые акты по другим вопросам, относящимся к установленной сфере
деятельности Департамента.
4.5. Координирует
формирование и реализацию федеральных целевых и иных программ в части своей
компетенции в установленной сфере деятельности, в том числе участвует в
проведении экспертной оценки программ и мероприятий.
4.6. Разрабатывает
и осуществляет совместно с департаментами Минобрнауки
России, заинтересованными органами государственной власти, общественными
объединениями и организациями систему мер по обеспечению охраны прав и законных
интересов, воспитанию, профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании
и ВИЧ/СПИДа детей и молодежи, их психолого-педагогической,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты; развитию систем специального образования, дополнительного
образования детей, а также по поддержке одаренных детей и молодежи, развитию
эффективной системы служб и учреждений для подростков и молодежи, формированию
здорового образа жизни у детей и молодежи, развитию детско-юношеского,
студенческого и молодежного спорта, созданию правовых условий для решения
социальных, материальных и жилищных проблем молодых граждан, каникулярной
занятости (отдыха, оздоровления и сезонной трудовой занятости) обучающихся,
развитию семейной и демографической политики.
4.7. Участвует в
разработке предложений по приоритетным направлениям международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности и обеспечению их реализации.
4.8. Осуществляет
координацию информационно-аналитического, научного и методического обеспечения
в установленной сфере деятельности.
4.9. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ
реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
4.10. Обеспечивает
деятельность федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей.
4.11. Осуществляет
в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса по выдаче
разрешений на открытие представительств специально
уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации, обеспечивает контроль за
их деятельностью.
4.12. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в ведении Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию
образовательных и иных учреждений и организаций (в т.ч.
всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан"),
согласовывает программы, планы и основные направления их деятельности, а также
осуществляет координацию и контроль их деятельности в пределах своей
компетенции.
4.13. Участвует в
организации проведения конкурсов и заключения государственных контрактов на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для
государственных нужд, осуществляет контроль за
соблюдением условий выполнения контрактов и их юридическое сопровождение.
4.14. Формирует и
утверждает в рамках компетенции Департамента план и порядок проведения
мероприятий для руководящих, педагогических работников, специалистов в
установленной сфере деятельности.
4.15. Определяет
основные направления развития системы информационного обеспечения сферы
молодежной политики, воспитания, социальной защиты, специального образования,
дополнительного образования детей, формирования детских и молодежных
информационных ресурсов, молодежного информационного пространства.
4.16. Определяет
порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в установленной сфере
деятельности.
4.17. Участвует в
формировании и утверждает календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, за исключением всероссийских олимпиад
школьников, способствует его реализации.
4.18. Участвует в
организации разработки проектов нормативных правовых актов в части
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений и их филиалов по реализуемым ими образовательным программам, а также
по оценке качества образования, в установленной сфере деятельности.
4.19. Обеспечивает
ведение Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся
государственной поддержкой.
4.20. Организует
прием и готовит ответы на обращения граждан в соответствии с компетенцией
Департамента.
4.21. Готовит
предложения в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих
государственную тайну.
4.22. Готовит
предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению
квалификации и стажировкам работников Департамента.
4.23. В пределах
своей компетенции осуществляет взаимодействие с аппаратами палат Федерального
Собрания Российской Федерации.
4.24. Готовит
предложения в план организации законопроектных работ Министерства.
4.25. Готовит и
участвует совместно с другими департаментами Министерства в подготовке
заключений и проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации по
проектам федеральных законов, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной
инициативы и направляемым в установленном порядке в Министерство на
согласование.
4.26. Готовит
проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другие документы, по
которым требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам,
относящимся к сфере ведения Департамента.
4.27. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности,
если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации.
5. Департамент в
целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Департамента вопросам.
5.2. Проводить
оценку хода реализации федеральных целевых программ в установленной сфере
деятельности.
5.3. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
5.4. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с
участием при необходимости работников структурных подразделений Министерства и
специалистов организаций, находящихся в ведении Минобрнауки
России.
5.5. Создавать
экспертные группы, советы в установленной сфере деятельности Департамента.
5.6. Вести
служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами
местного самоуправления; общественными объединениями и организациями по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить
предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней,
методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников
и других печатных изданий в установленной сфере деятельности.
5.8. Готовить
предложения для учреждения в установленном порядке печатных средств массовой
информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений,
размещения других материалов по вопросам в установленной сфере деятельности.
5.9. Готовить
предложения по учреждению в установленном порядке знаков отличия в сфере
образования и государственной молодежной политики и представления к награждению
ими работников в указанных областях.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 7 Положения о
Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере
деятельности.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными
подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям
деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения о структурных подразделениях (отделах) Департамента и должностные
инструкции работников.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников
Департамента.
9.5. Готовит
проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим
текущим вопросам организации деятельности Департамента - ненормативного
характера.
9.6. Подчиняется
непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в
соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент
имеет бланки установленного образца.