МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2005 г. N 17/3-156
О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ
Направляем для
руководства в работе Положение о функциональной подсистеме предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования.
Одновременно просим
предоставить до 15 октября 2005 г. ежегодный доклад о состоянии гражданской
обороны по прилагаемой форме.
Заместитель
Руководителя
А.А.КАЗЕНОВ
Утверждаю
Руководитель Федерального
агентства по
образованию
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
Г.А.БАЛЫХИН
7 сентября 2005
года
Согласовано
Заместитель
Министра
Российской
Федерации
по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным
ситуациям
и ликвидации
последствий
стихийных бедствий
Р.Х.ЦАЛИКОВ
25 августа 2005
года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОСОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящее
Положение определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств,
порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также
регулирует основные вопросы деятельности функциональной подсистемы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности
Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема Рособразования).
Положение
разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", Постановлений Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N
335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794".
2. Основными
задачами функциональной подсистемы Рособразования являются:
участие в
разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты
обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций от чрезвычайных ситуаций;
участие в
осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования
образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение
готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы
Рособразования к действиям при угрозе возникновения и возникновении
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка,
обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
создание,
совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников
органов управления и специалистов функциональной подсистемы Рособразования;
организация
подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
организация
обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности
жизнедеятельности;
повышение
квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности";
участие во
Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях
"Юный спасатель";
подготовка
обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области
защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях;
осуществление
мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников
образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение
реализации прав и обязанностей обучающихся, работников подведомственных
образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;
осуществление
взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
руководителями учреждений и организаций.
3. Функциональная
подсистема Рособразования создается для организации работы по защите
обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом
уровнях.
4. На каждом уровне
функциональной подсистемы Рособразования создаются координационные органы,
постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы
и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие
спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и
материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
5. Координационными
органами функциональной подсистемы Рособразования являются:
на федеральном
уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности Рособразования;
на объектовом
уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций.
6. Основными
задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Рособразования являются:
руководство
разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических
мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению
устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и
организаций в чрезвычайных ситуациях;
участие в
разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в
области защиты от чрезвычайных ситуаций;
осуществление
контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям
при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и
организациях;
организация
подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных
формирований, обеспечение их необходимым имуществом;
координация работ
по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в
подведомственных учреждениях и организациях;
сбор, обработка и
обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
образовательными учреждениями и организациями;
поддержание
взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС;
обеспечение и
контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников
подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных
ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация
разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области
защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от
чрезвычайных ситуаций.
7. Основными
задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций
являются:
руководство
разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических
мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости
функционирования подведомственных образовательных учреждений и организаций, в
том числе имеющих потенциальноопасные объекты;
организация работ
по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи;
организация защиты
обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций от чрезвычайных ситуаций, а также, при необходимости, их эвакуации;
обеспечение
готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к
защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
руководство
созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация
подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований,
спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных
учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях;
поддержание
взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями
и организациями.
8. Постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы Рособразования
являются:
на федеральном
уровне - структурное подразделение Рособразования для решения задач в области
защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
на объектовом уровне
- структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение
задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
9. Органами
повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования являются:
пункт управления
Рособразования (приемная руководителя Рособразования);
дежурно-вахтенные
службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций.
Органы
повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования оснащаются
средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые
поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.
10. При отсутствии
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы
функциональной подсистемы Рособразования функционируют в режиме повседневной
деятельности.
В зависимости от
обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации
решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих
режимов функционирования:
режим повышенной
готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной
ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Основными
мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной
подсистемы Рособразования, являются:
а) в режиме
повседневной деятельности:
планирование и
выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся,
работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а
также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в том числе имеющих потенциально опасные объекты
в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование
подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация
обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности
жизнедеятельности;
организация
подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных
формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и
организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации;
обеспечение
создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной
готовности:
усиление наблюдения
и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой
в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально
опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
усиление
дежурно-вахтенной службы;
непрерывный сбор и
передача органам управления и силам функциональной подсистемы Рособразования
данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и
работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о приемах
и способах защиты от них;
принятие мер по
защите обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций от чрезвычайных ситуаций;
осуществление
мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных
учреждений и организаций;
приведение в
состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы Рособразования,
уточнение планов их действий;
проведение при
необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме
чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей
соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций о возникших
чрезвычайных ситуациях;
выполнение
мероприятий в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
выдвижение
оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
проведение
мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций;
организация работ
по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями,
спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в
установленном порядке дополнительных сил и средств.
Дополнительно на
потенциальноопасных объектах организуется:
усиление охраны;
ограничение или
прекращение доступа на объекты;
проведение
мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с
установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий
(чрезвычайных ситуаций).
12. Для ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются:
резервы финансовых
и материальных ресурсов Рособразования;
объектовый резерв
финансовых средств и материальных ресурсов за счет собственных средств
образовательных учреждений и организаций.
Номенклатура и
объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также контроль за их созданием, хранением,
использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами,
учреждениями и организациями.
13. К ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования,
спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территориях
которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих
руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если масштабы
чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и
ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке
дополнительных сил и средств.
14. Финансирование
функциональной подсистемы Рособразования осуществляется за счет бюджета
Федерального агентства по образованию и средств подведомственных
образовательных учреждений и организаций.
Финансирование
целевых программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Финансирование
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств
образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления,
местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выделение средств
на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного
фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15. В целях
заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их
возникновения осуществляется планирование действий в рамках функциональной
подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих
документов.
Объем и содержание
указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой
достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В случае
необходимости гражданские организации гражданской обороны могут быть
использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, срочном
восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов
жизнеобеспечения населения (Постановление Правительства Российской Федерации от
10 июня 1999 г. N 620).
Доклад о состоянии гражданской обороны
__________________________________________
(наименование
образовательного учреждения)
за 200_ год
1. Состояние
системы управления
Готовность органов,
осуществляющих управление гражданской обороной.
Соответствие
пунктов управления предъявляемым требованиям. Содержание убежища, в котором размещен ПУ, состояние системы жизнеобеспечения.
Общее техническое
состояние системы связи.
Мероприятия по
поддержанию устойчивости системы связи.
Состав, состояние и
готовность формирований связи.
Общее техническое
состояние и готовность системы оповещения. Мероприятия по ее совершенствованию.
Общие выводы о
готовности системы управления, проблемы и пути их решения.
2. Состояние защиты
сотрудников и обучающихся
2.1. Инженерная
защита.
Количество и
вместимость имеющегося фонда защитных сооружений ГО (далее именуются - ЗС ГО).
Обеспеченность
сотрудников и обучающихся убежищами на объектах, расположенных в зонах
возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время.
Готовность ЗС ГО к
приему укрываемых, количество и вместимость убежищ, не готовых к приему (с
указанием причин).
Мероприятия по
наращиванию фонда ЗС ГО.
2.2. Радиационная и
химическая защита.
Обеспеченность
сотрудников, обучающихся и личного состава формирований средствами
индивидуальной защиты (СИЗ), приборами радиационной,
химической разведки и дозиметрического контроля.
Накопление
имущества РХР мобрезерва, проблемы и пути их решения. Состояние и готовность
личного состава постов радиационного и химического наблюдения к выполнению
задач по предназначению.
2.3. Медицинская
защита.
Обеспеченность
сотрудников, обучающихся и личного состава формирований медицинскими средствами
индивидуальной защиты. Состояние их учета, хранения и организация выдачи.
Состояние и готовность санитарных постов к выполнению задач по предназначению.
Создание запасов
медицинского имущества, медикаментов, организация их хранения.
2.4. Эвакуационные
мероприятия.
Планирование
эвакуации сотрудников и обучающихся, материальных и культурных ценностей.
Готовность эвакоорганов и транспорта к выполнению возможных задач. Оценка
возможностей загородной зоны к приему эвакуируемых по
показателям жизнеобеспечения, проблемы и пути их решения.
2.5. Общие выводы и
оценка состояния защиты персонала и обучающихся.
3. Подготовка
объектов к работе в условиях военного времени
3.1. Разработка и
осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на поддержание
устойчивого функционирования объектов и выживания сотрудников и обучающихся в
военное время.
На объектах:
Подготовка к
безаварийной остановке учебного оборудования по сигналу "Воздушная
тревога" или при внезапном отключении электроснабжения.
Мероприятия по
подготовке систем электро-, газо-, водо- и
теплоснабжения к работе в военное время и восстановление их функционирования
при авариях.
Разработка
мероприятий по светомаскировке. Возможность управления объектом из защищенного
сооружения.
4. Силы и средства
ГО
4.1. Состав,
оснащение и состояние готовности сил ГО (формирований) к выполнению задач по
предназначению.
4.2. Предложения по
дальнейшему совершенствованию организационной структуры и оснащению сил ГО
(формирований).
5. Обучение
студентов и учащихся по гражданской обороне
Организация
обучения и результаты подготовки руководящего, командно-начальствующего
состава, личного состава сил ГО (формирований), сотрудников и обучающихся.
6. Состояние
учебно-материальной базы
Общие выводы и
оценка состояния гражданской обороны, существующие проблемы и предложения по их
устранению.
Обучение учащихся и
студентов
По примерным
программам "ОБЖ", "БЖД", рекомендованным
научно-методическим центром Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации изд., 1999 г., раздел 3-й "Защита населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях".
По программам
"Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" Госкомвуза
России, изд. 1993 г., и "Медико-биологической подготовки и БЖД"
Министерства образования Российской Федерации, изд. 1995 г.
1. На каких курсах и по каким направлениям
(специальностям) проводится обучение учащихся и студентов по ГО (медицинской
подготовке).
2. Дать оценку
проводимых учебных занятий с учащимися и студентами по ГО (медицинской
подготовке).
3. Количество
студентов, включивших в дипломные работы вопросы гражданской обороны.
4. Состояние
учебно-материальной базы (для преподавания ГО и медицинской подготовки).
5. Сведения о
преподавателях.
6. Выводы и
предложения.
Материал высылать в
Министерство образования Российской Федерации с итоговым докладом о состоянии
гражданской обороны за отчетный период отдельным приложением, не секретно.
Приложения:
1. Сведения о
наличии защитных сооружений, 1 л.
2. Сведения о
наличии средств противорадиационной и противохимической
защиты, 1 л.
3. Наличие
медицинского имущества, 1 л.
4. Сведения о
наличии средств связи и оповещения, 1 л.
5. Наличие
невоенизированных формирований, 1 л.
6. Данные по
эвакуации, 1 л.
7. Сведения о
штатных работниках ГО, 1 л.
8. Сведения о
профессорско-преподавательском составе, 1 л.
Начальник ГО
объекта
Ректор (директор)