МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. N 03-1230
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПО ИЗУЧЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СИМВОЛОВ РОССИИ
В целях
реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов
России до 2010 года, одобренной распоряжением Президента Российской Федерации
от 7 декабря 2004 г. N 572-рп, и исполнения Приказа Минобрнауки
России "О плане действий по реализации программы мероприятий по
популяризации государственных символов России до 2010 года" от 27 апреля
2005 г. N 129 направляем рекомендации для организации работы с обучающимися и воспитанниками по изучению и использованию государственных символов
Российской Федерации и их популяризации.
Изучение и
использование государственных символов России имеет большое значение в деле
воспитания подрастающего поколения. Знакомство обучающихся и воспитанников с
государственными символами России способствует воспитанию бережного отношения и
уважения к существовавшим и существующим символам государства как памятникам
прошлого и достоянию современности.
Изучение и
использование государственных символов Российской Федерации необходимо
осуществлять в соответствии с Федеральными конституционными законами: "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25
декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (в редакции от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г., от 7
марта 2005 г.), "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25
декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (в редакции от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г.),
"О Государственном гимне Российской Федерации" от 25 декабря
2000 г. N 3-ФКЗ (в редакции от 22 марта 2001 г.).
Государственный
флаг Российской Федерации является официальным государственным символом
Российской Федерации.
Государственный
флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях образовательных учреждений в
дни:
государственных
праздников Российской Федерации, установленных законодательством Российской
Федерации;
траура (в верхней
части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента,
длина которой равна длине полотнища флага).
Флаг может быть
установлен во время проведения в образовательных учреждениях торжественных
собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также
при проведении других торжественных мероприятий регионального, местного
значения и мероприятий образовательных учреждений.
При одновременном
подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага
субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного
объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг
Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если
стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа
флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при
подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра.
Размер других флагов не может превышать размер Государственного флага
Российской Федерации.
Государственный
флаг Российской Федерации хранится в специально отведенном и оформленном месте.
Государственный
герб Российской Федерации является официальным государственным символом
Российской Федерации.
Государственный
герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих
личность гражданина Российской Федерации, помещается на печатях органов,
организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных
отдельными властными полномочиями, знаменах федеральных органов исполнительной
власти; государственных наградах Российской Федерации и др. Документы
государственного образца об образовании и приложения к ним также заверяются
гербовой печатью.
Государственный
гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое
произведение. Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом
либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться
средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле-
и радиотрансляции.
Государственный
гимн Российской Федерации может исполняться в образовательных учреждениях при
открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным
праздникам Российской Федерации, открытии и завершении учебного года, а также
при проведении иных торжественных мероприятий.
Государственный
гимн Российской Федерации слушают и поют стоя.
Изучать
государственную символику Российской Федерации рекомендуется в процессе
преподавания истории, литературы, обществознания, права, а также музыки, курса
мировой художественной культуры, факультативных курсов. Изучение исторических,
политических, художественных и других аспектов государственной символики России
может происходить в процессе учебно-исследовательской деятельности обучающихся
и воспитанников. Обучающимся и воспитанникам важно знать не только
Государственный герб Российской Федерации и его историю, но символику своего
региона, района, города.
Формирование
уважения к символам государства у обучающихся и воспитанников складывается на
уроках, факультативных курсах, во внеклассной работе, учебных занятиях, в
системе дополнительного образования детей, а также в процессе проведения
гражданских ритуалов, связанных с государственной символикой Российской
Федерации.
Значительное
влияние на процесс изучения и воспитания уважительного отношения к
государственной символике Российской Федерации оказывает и отражение
государственных символов в оформлении залов, фойе и учебных кабинетов
образовательных учреждений.
Особая роль в
организации работы по изучению символики России принадлежит библиотекам
образовательных учреждений. В библиотеках образовательных учреждений
рекомендуется организовывать выставки изданий, посвященных государственной
символике России, составлять списки рекомендуемой литературы, разрабатывать
тематику бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогических
работников, а также размещать плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные
материалы о государственных символах Российской Федерации.
В целях обеспечения
деятельности образовательных учреждений по изучению государственных символов
Российской Федерации и их популяризации следует руководствоваться настоящими
рекомендациями и документами Министерства образования Российской Федерации, а
именно:
письмом
Департамента общего образования Минобразования России от 1 октября 2002 г. N
13-51-111/13 "О проведении "Урока России" в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации накануне дня Конституции Российской
Федерации";
методическими
рекомендациями по проведению "Урока гражданина" в первом классе
(письмо Департамента общего образования Минобразования России от 4 июня 2003 г.
N 13-51-68/13);
рекомендациями
"Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и
значением официальных государственных символов Российской Федерации и их
популяризации" (письмо Министерства образования Российской Федерации от 1
марта 2002 г. N 30-51-131/16).
При изучении
государственных символов России рекомендуем использовать специальные учебные
пособия, которые были поставлены Минобразованием
России в адрес всех органов управления образованием субъектов Российской
Федерации в 2002 - 2004 годах:
- Алексеев Ю.А.
Государственные символы России "Моя Родина - Россия". М., 2002.
Учебное пособие для начальной школы;
- Пчелов Е.В. Государственные символы Российской Федерации.
Герб. Гимн. Флаг. М., Русское слово, 2002. Учебное пособие для основной школы;
- Романковский В.К. Символы российской государственности:
история и современность. М., Русское слово, 2002. Методическое пособие для
учителей;
-
"Государственная символика России. История и современность". М.,
ЦНСО, 2003. Наглядное пособие (методические рекомендации и компакт-диск);
- Серов Б.Н.
Поурочные разработки по курсу "Государственная символика. Гимн. Герб.
Флаг". М., ВАКО, 2004.
Обращаем внимание
руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации,
муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и
педагогических коллективов на необходимость организации систематической и
целенаправленной работы по разъяснению значения государственных символов
Российской Федерации.
Органам управления
образованием субъектов Российской Федерации предлагается:
довести до сведения
руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных
учреждений всех типов, в том числе негосударственных образовательных
организаций настоящие рекомендации для использования в работе;
организовать работу
по реализации мероприятий по популяризации государственных символов России;
обеспечить
соблюдение в образовательных учреждениях всех типов соответствующих ритуалов,
связанных с использованием государственных символов Российской Федерации.
Заместитель
Директора
Департамента государственной
политики в
образовании
Н.В.ТРЕТЬЯК