МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1998 г. N 216/13-12
В
соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12.05.98 N 6/2
"О совместной работе органов управления образованием и органов по труду и
занятости субъектов Российской Федерации по организации профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и
незанятого населения в учреждениях начального профессионального
образования" направляем для использования в практической деятельности
справку по указанному вопросу.
Кроме того, органам
управления образованием (профобразованием) коллегией рекомендовано:
1. Разработать
совместно с заинтересованными организациями, учреждениями и предприятиями
региональные программы развития профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения.
2. Обеспечить
заключение договоров со службами занятости по взаимодействию в организации
переобучения безработных граждан и незанятого населения.
3. Организовать
переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, занимающихся
вопросами организации переобучения безработных граждан и незанятого населения.
Начальник
Управления
начального
профессионального
образования, член
коллегии
Е.Я.БУТКО
Приложение
к письму
Министерства общего
и профессионального
образования РФ
от 24 июня 1998 г.
N 216/13-12
СПРАВКА
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ И
ОРГАНОВ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ,
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
Важность совместной
работы органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов
Российской Федерации по организации профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения
предопределяется ситуацией, сложившейся на рынке труда России. Так, численность
безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января
1998 года, составила 1998,7 тыс. чел., в том числе молодежи в возрасте от 16 до
29 лет - 634,7 тыс. чел.
В 53 субъектах
Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы превысил
среднероссийский показатель, при этом в 15 - в два и более раза. В пятерку
регионов с наиболее кризисной ситуацией на регулируемом рынке труда входят:
Корякский автономный округ, где уровень безработицы равен 8,1%, Архангельская
область - 7,4%, Республика Калмыкия - 6,6%, Ингушская Республика - 6,0%,
Республика Дагестан - 6,2%.
А к пятерке
регионов с относительно благополучной ситуацией относятся г. Москва - 0,6%,
Липецкая область - 1%, г. Санкт - Петербург - 1,2%, Оренбургская область -
0,8%, Ростовская область - 1%.
В составе
безработных граждан около 662 тыс. человек, или 33,1 процента, - это граждане,
не имеющие профессии (специальности), а также имеющие длительный (более 1 года)
перерыв в работе, т.е. те, кто без предварительного обучения практически не
сможет трудоустроиться, а значит, нуждается в переподготовке.
В 1997 году в
образовательных учреждениях разной ведомственной принадлежности по направлению
служб занятости переобучено 201,8 тыс. безработных граждан и незанятого
населения, в том числе 142,4 тыс. человек по рабочим профессиям.
При этом в
профессиональных училищах и лицеях Минобразования России обучено 37,2 тыс.
человек (18,4%) от общего числа переподготовленных, в учебно - курсовых
комбинатах различных ведомств - 64,9 тыс. чел. (32,1%), в центрах службы
занятости - 28,5 тыс. чел. (14,1%), в техникумах и вузах - 24,6 тыс. чел.
(12,2%) и в негосударственных учебных заведениях - 26,9 тыс. чел. (13,3%).
На эти цели из
фонда занятости населения израсходовано 617,3 млн. деноминированных рублей.
Об эффективности
этой работы говорит тот факт, что из общего числа переподготовленных 156,5 тыс.
чел., или 85,8%, были трудоустроены.
Органы
службы занятости осуществляют координирующую роль во взаимодействии органов
управления образованием, образовательных учреждений и работодателей, выступают
в роли заказчика образовательных услуг в учреждениях; осуществляют планомерную
работу по переориентации образовательных учреждений с отраслевого на
территориально - отраслевую систему подготовки кадров.
При этом
нормативно - правовой основой в организации профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого
населения служат Федеральная программа содействия занятости населения на 1996 -
1997 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 8 мая
1996 г. N 570, и договор о сотрудничестве между Минобразованием
России и ФСЗ России от 23 апреля 1996 г.
В
результате совместной работы Минобразования России и Минтруда России
разработаны, утверждены и направлены в регионы:
Положение
об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; Модель
учебного плана; Рекомендации по организации профессионального обучения на базе
профессиональных учебных заведений; инструктивно - методическое письмо о взаимодействии
органов управления образованием и служб занятости и другие материалы по
вопросам переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и
незанятого населения.
В 1996 - 1997 гг.
Институт развития профессионального образования Минобразования России совместно
с Российской академией труда и занятости Минтруда России провел исследования,
направленные на создание методологии проектирования содержания переподготовки и
повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения.
Институтом также
разработаны примерные учебные планы, методика проектирования образовательного
процесса, технология реализации программно - целевого метода организации
обучения и ряд других важных для обучения безработных граждан и незанятого
населения материалов.
Основные
направления сотрудничества и координация деятельности органов управления
образованием и службы занятости определяются в региональных договорах,
разрабатываемых на базе положений договора о сотрудничестве Минобразования
России и Минтруда России.
Исходя из этого,
переобучение указанного контингента в системе начального профессионального
образования приобретает особую значимость и постоянно развивается как по
профессионально - квалификационной структуре, так и объему обучающихся.
В системе
начального профессионального образования кроме переподготовки по направлениям
служб занятости осуществляется обучение взрослого населения
по договорам с предприятиями и физическими лицами за счет их финансовых
средств. В 1997 году по договорам обучено 184,4 тыс. человек, или в 5 раз
больше, чем по направлениям служб занятости. С учетом этого наибольшее число
безработных граждан и незанятого населения проходит обучение в системе
начального профессионального образования.
За переподготовку
взрослого населения профессиональные училища и лицеи получили в 1997 году 563,2
млн. рублей (деноминированных) дополнительно к бюджетному финансированию.
Таким образом,
система начального профессионального образования, осуществляя переподготовку
безработных граждан и незанятого населения, выполняет важнейшую социальную
задачу, а также получает дополнительное финансирование. Причем
эти средства являются практически единственным источником для переоборудования
и модернизации учебно - материальной базы учреждений начального
профессионального образования, поскольку из федерального бюджета за последние 5
лет средства на эти цели не выделялись.
Обучение
осуществлялось более чем по 400 профессиям и специальностям, в том числе для
рыночной инфраструктуры, жилищно - коммунального хозяйства, бытового и сервисного
обслуживания населения.
Расширяется
практика переподготовки рабочих из числа малочисленных народов Крайнего Севера:
в Камчатской области - оленеводов - радистов, в Магаданской - оленеводов -
механизаторов, в Читинской - охотников, звероводов; в Корякском автономном
округе - специалистов рыбного промысла, в профессиональном лицее Народов Севера
(Якутия) - подготовка фермеров, хозяек усадьб.
Одной из форм
сотрудничества с профессиональными училищами и лицеями является создание на их
базе учебных пунктов по переобучению незанятого населения. Главное преимущество
такой формы организации учебного процесса является возможность обучения групп с
разной наполняемостью, включая индивидуальное обучение.
В Самарской
области, например, более половины безработных (52%) обучались в образовательных
учреждениях начального профессионального образования по такой форме обучения.
В Орловской области
организовано на базе училищ четыре межрайонных учебных центра. В Московской
области - семь учебных центров на правах соучредительства
со службой занятости и районными администрациями для переподготовки по
профессиям бытового обслуживания, жилищно - коммунального и сельского
хозяйства.
Пять филиалов
Самарского модельного учебного центра созданы на базе профессиональных училищ.
В Липецкой области
результатом совместной работы явилось увеличение подготовки по договорам с 1150
человек в 1995 году до 1310 - в 1997 году. Обучение безработных граждан и
незанятого населения ведется в 17 учреждениях начального профессионального
образования из 31. За подготовку по заявкам управления труда и занятости ими
получено в 1997 году 72,0 млн. рублей.
Управлением
начального профессионального образования и управлением труда и занятости
населения области разработан прогноз потребности в рабочих кадрах, проводится
сбор и анализ пожеланий работодателей и их требований к подготавливаемым
рабочим различных профессий и специальностей.
Проводится работа
по обеспечению гибкости подготовки с учетом сезонных требований рынка труда. В
настоящее время обучается 114 безработных граждан по профессии тракторист -
машинист. Решается вопрос о создании временных учебных пунктов профессиональных
училищ в сельской местности, определен перечень учебных заведений и
специальностей, по которым может вестись подготовка (11 ПУ).
В целях
оперативного решения вопросов по профессиональной подготовке, переподготовке и
повышению квалификации безработных граждан и незанятого населения в состав членов коллегии управления начального профессионального образования
области введен заместитель начальника управления труда и занятости
населения области.
В Челябинской
области между главным управлением профессионального образования и департаментом
занятости населения определены специальные мероприятия по профессиональному
обучению безработных граждан и незанятого населения, позволившие переобучить в
1997 году 1102 чел., или 17,7%, от всего выпуска рабочих кадров в учреждениях
начального профессионального образования.
Указанные
мероприятия также включают в себя: перепрофилирование профессиональных училищ и
лицеев, согласование объемов и профилей подготовки, создание независимых
аттестационных комиссий, увеличение приема в профессиональные училища
выпускников 9 классов, организация учебных курсов по малому бизнесу с целью
повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
В Удмуртской
Республике учреждения начального профессионального образования за обучение
безработных граждан из фонда занятости в прошлом году получили 4,0 млрд. рублей
(неденоминированных), что позволило провести в них переориентацию
образовательного процесса на новые направления переподготовки кадров. В 1998
году разработана и находится на согласовании специальная программа организации
центров адаптации учащихся к рынку труда.
Учебно -
программная документация для этой категории обучаемых разрабатывается непосредственно
в учебных заведениях, согласовывается с соответствующими подразделениями службы
занятости на этапе заключения договоров на переподготовку кадров.
В каждом учебном
заведении при такой системе качество учебно - программной документации зависит
в основном от квалификации педагогических работников. В связи с этим необходима
соответствующая переподготовка инженерно - педагогических работников,
привлекаемых к работе со взрослым контингентом.
В Воронежской
области работает Методический совет областной службы занятости, в который вошли
представители комитета по образованию администрации Воронежской области,
Института повышения квалификации работников образования, руководители ряда
образовательных учреждений, представители регионального агентства поддержки
малого и среднего бизнеса. На его заседаниях рассматриваются
вопросы учебно - методического обеспечения профобучения
безработных граждан и незанятого населения, отбора учебных баз и др. На
Методическом совете за последние два года рассмотрена и одобрена учебно -
программная документация по 8 курсам, 13 учебным планам и программам по
профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, подготовлен целый ряд
методических пособий.
Департамент
занятости по Астраханской области совместно с департаментом общего и
профессионального образования содействует внедрению образовательными
учреждениями современных интенсивных технологий обучения.
Астраханский
инженерно - консультационный центр использует индивидуальную форму обучения,
проводя обучение по многим строительным профессиям, и с учетом опыта обучающихся корректируются учебные планы. Меняются программы
обучения в зависимости от пожеланий обучающихся при
обучении операторов ЭВМ, включая изучение дополнительных компьютерных программ,
необходимых им в дальнейшей работе.
В Самарской области
при профессиональном обучении безработных граждан широко применяются программы,
разработанные Институтом развития профессионального образования (65 программ).
В течение 1995 - 1996 годов совместно с фирмой АРТ -
ЛОГ разработаны пять обучающих программ на основе технологии мультимедиа.
Проводятся семинары по повышению квалификации преподавателей профессиональных
училищ Самарской области.
В рамках
Федеральной программы содействия занятости населения органы управления
образованием и служб занятости усилили сотрудничество на региональном и
муниципальном уровнях в части координации объемов и профилей профессионально -
квалификационной структуры подготовки квалифицированных кадров с учетом
потребностей рынка труда.
Значительное
внимание при этом уделяется информационно - справочному обеспечению органов и
учреждений начального профессионального образования о состоянии региональных
рынков труда (оперативная информация о профессиях, имеющих спрос на рынке
труда, количестве вакансий в разрезе профессий и квалификации, справочники,
буклеты о региональных учреждениях начального, среднего, высшего и
дополнительного профессионального образования и др.).
Необходимо
отметить, что в ряде органов управления образованием субъектов РФ еще слабо
развита система маркетинга образовательных услуг, опирающаяся на прогнозы
текущей и перспективной потребности отраслей экономики регионов.
Следует отметить
также важность того, что органы службы занятости оказали в 1997 году профориентационные услуги 806 тыс. молодых граждан, из
которых более 117 тыс. чел. направлены на учебу в профтехучилища за счет
средств субъектов РФ. В Самарской области в 1997 году дополнительно направлено
в профессиональные лицеи и училища 303 человека. В 1998 году планируется
направить на обучение 1015 человек.
Во многих
территориях органами службы занятости совместно с органами управления
образованием созданы центры профессиональной адаптации и профессионального
обучения незанятых подростков. В 1997 году в них было обучено свыше 50 тыс.
подростков за счет средств фонда занятости и местных бюджетов. В этом году
подготовка этой категории будет значительно увеличена.
В Воронежской
области в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда по
19 специальностям введены курсы "Основы предпринимательской
деятельности".
В целях изучения
требований работодателей к качеству подготовки специалистов, проходивших обучение по направлению службы занятости, в Воронежской
области с 1996 года проводится мониторинг рынка труда. Заключены договоры с
целым рядом предприятий и организаций о проведении на их базе производственной
практики обучающихся.
С 1995 года
в Астраханской области Департаментом занятости создан общественный орган -
Совет директоров учебных заведений, на который возложены задачи выработки и
согласования политики и организации профессионального обучения безработных
граждан, выявление новых и перспективных профессий, разработка положения о
конкурсном отборе учебных заведений, претендующих на заказ службы занятости,
выработка и апробирование методик обучения взрослого населения.
Вместе с тем из-за
отсутствия единой методики разработки учебно - программной документации
возникли определенные сложности, связанные с необходимостью учитывать
краткосрочность обучения, неоднородность состава обучаемых по возрасту и
образованию, в том числе профессиональному, ориентирование части из них на
конкретные рабочие места. Назрела необходимость в разработке новой учебно -
программной документации и методическом обеспечении переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров.
Специфика
обучения безработных граждан и незанятого населения требует применения
специальных форм и методов ведения учебного процесса, отличных от традиционно
принятых в учебных заведениях начального профессионального образования. В связи с этим необходима соответствующая переподготовка
педагогических работников, привлекаемых к работе со
взрослым контингентом. Переподготовка преподавателей и мастеров
производственного обучения в данный момент чрезвычайно затруднена из-за
отсутствия средств, отсутствует методика и схема разработки региональных
программ переподготовки, не согласованы действия региональных методических
служб органов управления образованием и служб занятости в разработке учебно -
программной документации, нет механизма оценки эффективности обучения
безработных граждан и незанятого населения.
Начальник
Управления начального
профессионального
образования
Е.Я.БУТКО