МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 1998 г. N 938/14-12
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПРИКАЗОВ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 09.02.98 N 322
И ОТ 19.05.98 N 1235 И 1236
В связи с
появившимися публикациями и поступающими вопросами по использованию в учебно -
воспитательном процессе Приказов Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации (от 09.02.98 N 322, от 19.05.98 N 1235, 1236)
разъясняю.
Государственный
образовательный стандарт в соответствии с Законом "Об образовании"
является важнейшим документом, гарантирующим условия для осуществления права на
образование и обеспечивающим развитие демократической системы образования в
России.
Однако создание
стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом сложным и
длительным, до сих пор окончательно не сформулированы методологические подходы
к его структуре и содержанию. Закон "О государственном образовательном
стандарте" еще не принят Государственной Думой.
В то же время
быстрое обновление содержания образования, появление различных видов
общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых
педагогических технологий заставляют искать механизмы управления
демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта,
не форсируя принятие Закона "О государственном образовательном
стандарте".
Совершенно
очевидно, что необходимо сохранить прогрессивные тенденции, наметившиеся в
системе общего среднего образования, и, в то же время, не разрушить единое
образовательное пространство, найти инструменты, обеспечивающие сохранение
качества образования, объективную оценку достижений учащихся, деятельности
учителей и общеобразовательных учреждений.
В
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N
174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие
федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального
профессионального образования" Министерство утвердило Базисный учебный
план, обязательный минимум содержания начального общего образования, временные
требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования,
определяющие деятельность общеобразовательных учреждений в части федерального компонента.
Минимальное
содержание основных образовательных программ было широко обсуждено в печати, на
различных федеральных и региональных совещаниях в 1997 - 1998 годах, получило в
целом положительную оценку.
Упомянутые
документы направлены на развитие демократических инновационных процессов в
общеобразовательных учреждениях.
Обязательный
минимум является основой для создания вариативных программ и учебников, важным
ориентиром для родителей и учащихся, при этом обязательный минимум, составляющий
ядро образования, не позволит снять или сократить отдельные важные
образовательные дисциплины и перенести их в сферу дополнительно оплачиваемых
услуг.
В то же время он
дает возможность высвободить учебное время для удовлетворения образовательных
потребностей обучающихся, реализации их интересов и способностей, избежать
перегрузки учащихся, учителю - условия для творчества, свободного выбора форм и
методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
Следует особенно
подчеркнуть, что минимальное содержание не может являться инструментом для
осуществления контроля за уровнем подготовки
выпускников, аттестации учителей, школ.
Требования к уровню
подготовки выпускников, определяющие степень усвоения обязательного минимума и
являющиеся инструментом объективной оценки достижений обучающихся, находятся
сегодня в стадии разработки и будут введены только после широкого обсуждения
педагогической общественностью и тщательной экспериментальной проверки.
Руководителям
органов управления образованием необходимо провести работу по разъяснению
принятых документов на августовских совещаниях, конференциях работников
образования.
Министр
А.Н.ТИХОНОВ