МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 1998 г. N 89/34-16
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
НА ВЫБОР ПРОГРАММ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации поступает
информация о фактах нарушения прав дошкольных образовательных учреждений при
выборе ими программ и педагогических технологий. В отдельных регионах
установилась негативная практика жесткого регламентирования образовательной
деятельности дошкольных учреждений, принудительного навязывания педагогическим
коллективам определенных программ и технологий. Имеют место случаи, когда
экспертная оценка деятельности ДОУ проводится формально, без всестороннего
учета качественных показателей его работы, на основе статуса программ, по
которым строится образовательный процесс.
В связи с этим
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
разъясняет, что основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является
его аттестация - комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие
требованиям государственного образовательного стандарта. В настоящее время до
введения государственного образовательного стандарта действуют Временные
(примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение к Приказу
Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 N 448).
Государственные органы управления образованием, в том числе Минобразование
России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень
программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных
письмах Минобразования России от 24.03.95 N 42/19-15, от 29.01.96 N 90/19-15,
от 18.07.97 N 112/36-14. Эта информация ориентирует дошкольные учреждения на
новые развивающие программы, помогает педагогам выбрать программу (программы)
из спектра вариативных, указывает на соответствие этих программ требованиям
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В
соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об
образовании", а также ст. 19 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.07.95 N 677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно
как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и
во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Рекомендация к
использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения
высокой оценки деятельности ДОУ в ходе проведения его аттестации. Оценка
образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программ,
на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт
показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при условии их правильной
реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к
содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном
образовательном учреждении.
Минобразование России обращает особое внимание руководителей органов управления
образованием на необходимость всемерной поддержки дошкольных образовательных
учреждений в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и
технологии для использования в практической деятельности.
Первый заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ