КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 1998 г. N 7/2
О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО -
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
Заслушав и обсудив
сообщение начальника Управления реабилитационной работы и специального
образования Д.С. Шилова, коллегия констатирует, что за последние годы в
Российской Федерации отмечается увеличение количества безнадзорных детей,
нуждающихся в помощи государства.
По данным МВД
России, в 1997 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлено 63,6 тысячи
безнадзорных несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году.
Одной из причин
роста количества безнадзорных детей является семейное неблагополучие.
Обостряется проблема социального сиротства. Число лиц,
лишенных родительских прав, возросло за последние 5 лет в три раза (с 11 до 35
тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч
родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.
В настоящее время
сохраняется практика отчисления обучающихся, воспитанников и самовольного
оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к
увеличению количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений.
Безнадзорность
является одной из форм социальной дезадаптации
несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от
учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное
и криминальное поведение.
Все большее
значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся
ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в
настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого -
педагогической и медико - социальной помощи детям
(далее - ППМС - центры). Создание нового типа образовательного учреждения
вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием
гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной,
запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития
личности ребенка.
Основой
деятельности ППМС - центров является профилактика и предупреждение психолого -
педагогических и медико - социальных проблем,
связанных со становлением подрастающего человека.
В системе
образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого -
педагогической и медико - социальной помощи детям и
подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря
созданию реабилитационно - воспитательной системы, в основу которой положены
принципы гуманистической педагогики.
Ориентация на
лучшие качества ребенка - главный отличительный признак гуманистической
педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство, верить в его собственные
силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные
идеи гуманистической педагогики К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня.
Принципы
гуманистической педагогики реализуют в своей работе с безнадзорными детьми ППМС
- центры г. Москвы, Московской области, г. Санкт - Петербурга, г. Губкина
Белгородской области, г. Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской,
Ростовской, Псковской, Тюменской, Ярославской областей, Хабаровского края,
других регионов России.
В работе с
детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями
деятельности центров являются психолого - медико - педагогическое
диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь,
социально - трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска,
психолого - педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому
развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и
социально - психологических конфликтов, защита законных прав и интересов
несовершеннолетних. Одним из важных
направлений деятельности ППМС - центров является оказание своевременной помощи
детям, оказавшимся в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми
индивидуально и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект - субъектная схема
педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция)
индивидуально - психологических особенностей, способствующих школьной и
социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место
в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС - центры, в которых
имеются приюты (стационары).
ППМС - центры тесно
взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с
образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной защиты, органами
здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами.
Значительную роль в
деятельности ППМС - центров играют психологические службы, которые внедряют в
работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической
психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать
качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности
и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально
эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая
совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей
формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные
качества, восстанавливает эмоциональную сферу.
Многие ППМС -
центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая
получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно
используются различные формы и методы коррекционно - развивающего обучения.
Большую роль в социально - педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности
играет трудовое обучение. При многих ППМС - центрах функционируют учебно -
производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.
Решение задач,
стоящих перед коллективами ППМС - центров, особенно по предупреждению школьной
и социальной дезадаптации, детской безнадзорности,
требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие ППМС -
центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую
подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.
Таким образом, в
настоящее время ППМС - центры решают проблемы десятков тысяч детей, которые по
разным причинам оказались вне школы или могут оставить ее, если им не будет
оказана своевременная профессиональная психолого - педагогическая и медико - социальная помощь и поддержка.
Вместе с тем,
наряду с положительными тенденциями развития и ощутимыми результатами работы
ППМС - центров, имеют место проблемы, требующие своего решения. Особо
актуальной в настоящее время является разработка и утверждение нормативно -
правовой базы деятельности ППМС - центров. В номенклатуру образовательных
учреждений ППМС - центры не включены из-за отсутствия типового положения. Статус
специалистов центров требует более четкого юридического определения.
Острой является
потребность в совершенствовании системы подготовки кадров для ППМС - центров. В
ряде случаев ППМС - центры не имеют договоров с образовательными учреждениями
для проведения совместной работы с детьми и подростками по профилактике их
школьной дезадаптации, безнадзорности и
правонарушений, недостаточно взаимодействуют с другими составляющими
реабилитационной службы в образовании.
Профилактическая
деятельность образовательных учреждений не получает необходимой научно -
методической поддержки. Недостаточно используется опыт работы ППМС - центров
при организации педагогической практики студентов, повышения квалификации
психологов, социальных и коррекционных педагогов, других специалистов.
Нуждается в
качественном улучшении и система информационного обеспечения ППМС - центров.
Требуемая информация чаще всего оказывается недоступной для тех, кто в ней
более всего нуждается - для родителей, детей и педагогов. Особую тревогу вызывает
рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств,
обеспечивающих поддержку детей группы риска.
Необходима
разработка и утверждение образцов отчетной документации, критериев оценки
деятельности ППМС - центров. Действующие нормативы труда для многих категорий
работников ППМС - центров, вследствие давности сроков их принятия, не всегда
соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе учреждения с учетом
специфики контингента дезадаптированных детей и
подростков. Во многих ППМС - центрах остро стоит проблема оснащенности
материально - технической базы, укомплектования кадрами, особенно социальных
педагогов и юристов.
Коллегия решила:
1. Одобрить работу
центров психолого - педагогической и медико - социальной
помощи с безнадзорными детьми и их деятельность по профилактике школьной и
социальной дезадаптации.
2. Отметить, что
содержание и результативность работы ППМС - центров по психолого -
педагогической реабилитации несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности
подтверждает необходимость развития сети учреждений указанного типа в
действующей системе образования.
3. Управлению
реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову):
3.1. Направить
справку о работе ППМС - центров с безнадзорными детьми в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации для ознакомления и использования на практике.
3.2. С целью
обобщения и распространения опыта работы с безнадзорными детьми Хабаровского
городского экспериментального центра педагогической реабилитации провести в октябре
1998 г. на базе указанного центра Всероссийское совещание - семинар директоров
центров психолого - педагогической и медико - социальной
помощи детям и подросткам.
3.3. Совместно с
Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестаковым), отделом
повышения квалификации и переподготовки специалистов (В.В. Безлепкиным)
подготовить предложения по совершенствованию содержания подготовки и
профессиональной переподготовки педагогических кадров в вопросах психолого -
педагогического и медико - социального сопровождения
развития личности ребенка.
3.4. Совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации до 01.12.98
разработать критерии эффективности деятельности ППМС - центров.
4. Органам
управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Определить
меры по развитию сети ППМС - центров, укреплению их материально - технической
базы и укомплектованию кадрами, совершенствованию деятельности на основе
договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и межведомственного
взаимодействия.
4.2. Рекомендовать
центрам психолого - педагогической и медико - социальной
помощи детям считать сферой особого внимания решение проблем по предупреждению дезадаптации детей в образовательных учреждениях и их
безнадзорности; поддержку семьи и ребенка в проблемных ситуациях; комплексное
индивидуальное психолого - педагогическое и медико - социальное сопровождение
развития личности ребенка, направленное на его адаптацию в социуме.
4.3. С целью
создания системы мер по профилактике школьной и социальной дезадаптации
повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за
сохранность контингента обучающихся, воспитанников, не оставлять без внимания
каждый случай самовольного оставления детьми образовательных учреждений, организацию
их занятости в летний период.
4.4. Обратить
предметное внимание на работу с семьями группы риска, установить их постоянное патронирование, на межведомственной основе разработать и
приступить к реализации комплексной Программы "Семья".
4.5. Организовать
работу по повышению квалификации и переподготовке кадров специалистов ППМС -
центров на базе институтов повышения квалификации работников образования по
вопросам предупреждения школьной и социальной дезадаптации
обучающихся, оказания им профессиональной психолого - педагогической и медико - социальной помощи.
4.6. При наличии
достаточной сети ППМС - центров использовать опыт органов управления
образованием г. г. Москвы и Санкт - Петербурга по
созданию в регионах советов директоров ППМС - центров для координации их
деятельности и обмена опытом работы.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Первый заместитель
Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ