КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 1998 г. N 7/1
О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и
обсудив сообщение начальника Управления общего среднего образования М.Р. Леонтьевой
о проблемах функционирования вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, коллегия отмечает, что в системе образовательных
учреждений общего среднего образования Российской Федерации на начало 1997/98
учебного года работали 1718 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с
общим охватом обучающихся 0,5 млн. человек.
В
соответствии с Федеральным законом "Об образовании" и Типовым
положением вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения в настоящее время
обеспечивают конституционное право на получение бесплатного основного общего и
среднего (полного) общего образования различным категориям граждан, не имеющим
возможности обучаться в общеобразовательных учреждениях, а также с учетом
особенностей и возможностей учреждения проводят профессиональную подготовку и
реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности.
Вечерние (сменные)
общеобразовательные учреждения играют значительную роль в деле обеспечения
социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, являясь
демократичным и доступным видом образовательного учреждения.
В целях обеспечения
права на получение образования осужденных лиц, отбывающих наказание в
исправительных учреждениях, действуют вечерние (сменные) общеобразовательные
школы и учебно - консультационные пункты.
В период с 1985 по
1993 год проведены рационализация и сокращение сети вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений на 2745 учреждений, а обучающихся на 1,2 млн.
человек, что было вызвано резким уменьшением численности учащейся работающей
молодежи, не имеющей среднего образования.
С 1993 по 1995 год
продолжалось сокращение вечерних (сменных) школ вследствие сложного финансового
положения не только российского образования, но и всей экономики в целом.
В последние годы
основные показатели развития сети вечерних школ стабилизировались. В то же
время материально - техническая база, оборудование и оснащение вечерних школ
находятся в состоянии кризиса. Только 54% школ располагаются в собственных
помещениях, многие школы не имеют соответствующих санитарно - гигиенических
условий для обучения. Дефицит помещений приводит к тому, что на одного
обучающегося приходится 1,8 кв. метра, при санитарной норме 2,5 кв. метра.
Значительные
изменения претерпел контингент обучающихся в вечерних школах. Если до 1993 года в них обучалась только работающая молодежь (от 16
лет), то в настоящее время возрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту
учащихся дневных общеобразовательных школ.
Конституционное
установление обязательного основного общего образования (9-летнее образование),
реформирование системы образования, создавшее разнообразие видов и форм
получения общего среднего образования, появление законодательной возможности
трудиться с 14 лет, принятие нового Типового положения о вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждениях создало основу для последующего образования и
самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей
культуры личности обучающегося в данном виде общеобразовательных учреждений.
В настоящее время в
вечерних (сменных) школах около 30% учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 45% -
16 - 17 лет, 24% - 18 - 29 лет, 1,3% составляют обучающиеся
старше 30 лет.
Проведенные
в ряде территорий (г. Москва, Ставропольский край. Ленинградская, Липецкая, Московская, Орловская и
другие области) исследования показывают, что контингент вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений разнороден по возрасту, подготовленности,
социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения.
Это подростки,
ушедшие из дневной школы по разным причинам, работающая молодежь,
несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, и взрослые,
отбывающие наказание в исправительных учреждениях системы МВД России.
Несмотря на
требования Федерального закона "Об образовании", продолжается
отторжение педагогически запущенных детей из дневной школы. Вследствие этого в
вечерних (сменных) школах открываются 5, 6 классы, а в ряде школ при
исправительных учреждениях даже организуется обучение по
программам начальной школы.
Половина
обучающихся в вечерних школах - подростки 16 - 17 лет, потерявшие связь с
дневной школой, имеющие слабые знания. Другая часть учащихся - хорошо
успевающие учащиеся 10 - 11 классов, проходящие обучение в форме экстерната, с
целью экономии времени для дальнейшего профессионального обучения.
Сложность
контингента обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
требует дифференцированного подхода к разработке образовательных программ
разного уровня, обновлению содержания, форм и методов обучения.
Вечерние (сменные)
общеобразовательные школы реализуют образовательный процесс на основе
введенного в 1993 году Базисного учебного плана вечернего (сменного)
общеобразовательного учреждения, создают гибкие учебные планы, учитывающие
уровень подготовки обучающихся, их образовательные запросы, возможности
образовательных учреждений.
В вечерних
школах г. г. Москвы, Санкт - Петербурга, Ульяновска, Ставропольского края,
Ханты - Мансийского автономного округа и ряда других регионов реализуются
учебные программы: компенсирующего обучения, ускоренного обучения,
профилированного обучения по системе "Школа - вуз", индивидуального
обучения, экстерната.
При общем
увеличении численности за последний год уменьшилось количество учащихся
выпускных классов, не получивших аттестат о среднем полном образовании (с 7075
в 1995/96 учебном году до 6607 в 1996/97 учебном году). Значительно снизился
отсев из школы по причине неуспеваемости (с 25061 до 22325).
Возрос уровень
качества знаний учащихся, увеличилось количество награжденных серебряной
медалью за успехи в учебе с 56 до 146.
В новом Базисном
плане, вводимом в 1998 году, увеличен максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся с 22 до 26 часов в 7 - 9 классах, что позволит в вечерней школе
реализовывать государственный образовательный стандарт и минимум содержания
основных образовательных программ общеобразовательной школы.
Учитывая специфику
и особенности организации деятельности вечерних (сменных) общеобразовательных
школ в воспитательных колониях, Минобразованием
России совместно с МВД России был разработан и утвержден Базисный учебный план
для таких учреждений.
В последние годы в
Российской Федерации сформировалась система оказания психологической поддержки
детям и подросткам, в которой равноценное участие принимают педагоги и
психологи вечерних школ, привлекающие к этому процессу медицинских работников в
г. г. Москве, Санкт - Петербурге, Иванове, Орле, Липецке, Сургуте, Ярославле и
других регионах.
Психолого -
педагогическое сопровождение обучающихся успешно обеспечивают педагогические
коллективы вечерних (сменных) школ в рамках городской Программы "Девиантные дети" г. Майкопа Республики Адыгея;
программы открытой общеобразовательной школы N 2 г. Сургута.
В ряде вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждений организована профессиональная
подготовка подростков, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися
навыков, необходимых для определенной работы, адаптации к новым социально -
экономическим условиям.
Минобразование России совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации и учреждениями исполнения наказаний МВД России ведет
работу по поддержке и развитию сети вечерних (сменных) общеобразовательных школ
в исправительных учреждениях.
Проблемы
организации образовательного процесса, обновления содержания и методики
преподавания, социальной роли учреждений в обеспечении занятости подростков,
оказании им психолого - педагогической помощи обсуждались на семинарах -
совещаниях с руководителями вечерних (сменных) общеобразовательных школ, на
организованных совместно с Республиканской академией повышения квалификации
педагогических работников курсах, круглых столах.
В состоянии и
развитии системы вечерних (сменных) общеобразовательных школ существует ряд
серьезных проблем, требующих принятия оперативных мер.
Свертывание
деятельности методических служб, научных исследований по проблемам образования
взрослых отрицательно сказалось на развитии вечернего образования в целом.
Разнообразие
учреждений, объединенных общим названием "вечерние (сменные)
общеобразовательные учреждения", особенности контингента, организация их
деятельности требуют нового научно - методического осмысления и разработки
педагогически целесообразных методик, различных видов примерных учебных планов,
нового поколения программ с учетом специфики учреждений для различных организационных
форм обучения.
Сложность
личностных проблем обучающихся вечерних (сменных) общеобразовательных
учреждений обуславливает необходимость создания сети психологической и
социально - педагогической служб, активного включения в деятельность уже функционирующих
центров психолого - медико - социальной помощи детям и
подросткам.
Практически
отсутствуют программы повышения квалификации, разработанные специально для
педагогов вечерних школ.
В зачаточном
состоянии находится разработка проблем профессиональной подготовки обучающихся
в вечерних школах.
Образовательный
процесс вечерних школ недостаточно обеспечен учебно - методической литературой,
программами, учебниками.
В связи с
возрастным изменением контингента обучающихся остро стоит проблема распространения
на учащихся вечерних школ социальных льгот по оплате проезда, питания и выплаты
пособий гражданам, имеющим детей до 18 лет.
В настоящее время
около 30% отбывающих наказание в исправительных учреждениях и 70% в
воспитательных колониях не имеют основного общего образования. При этом
продолжается процесс свертывания сети вечерних (сменных) общеобразовательных
школ в учреждениях исполнения наказаний МВД России ввиду критического положения
с их финансированием и материально - техническим обеспечением.
Учитывая
позитивное значение вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в
создании разнообразных условий для получения образования всеми желающими, как
работающими, так и не работающими, необходимость принятия мер по поддержке и
развитию этого вида образовательных учреждений, а также обеспечению социальной,
психолого - педагогической коррекции, реабилитации и социальной помощи
подросткам, попавшим в сложные жизненные ситуации, коллегия решила:
1. Принять к
сведению информацию о состоянии вечерних (сменных) общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, отметив необходимость дальнейшего сохранения и
развития этого социально значимого вида общеобразовательных учреждений для
обеспечения конституционного права граждан на получение образования.
2. Просить
президиум Российской академии образования:
2.1. Разработать в
1998 году программу научных исследований по проблемам вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений.
2.2. Разработать в
I квартале 1999 года концепцию содержания и примерных образовательных программ
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для различных организационных
форм обучения с учетом специфики контингента.
3. Управлению
общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой):
3.1. Совместно с
Управлением книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения
(А.И. Голосовым) и другими заинтересованными подразделениями подготовить и
издать в 1999 - 2000 гг. серию учебно - методических пособий по проблемам
организации и содержания образовательного процесса в вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждениях.
3.2. Совместно с Управлением начального профессионального образования
(Е.Я. Бутко) разработать в III квартале 1999 года примерные программы
профессиональной подготовки обучающихся в вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждениях.
3.3. Подготовить и
провести в 1999 году научно - практическую конференцию "О проблемах
функционирования вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений".
4. Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(Э.М. Никитину):
4.1. Подготовить и
представить план и программу курсов повышения квалификации педагогических
работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
4.2. В течение 1998/99
учебного года провести серию курсов повышения квалификации руководителей
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, в том числе руководителей
школ и исправительных учреждений МВД России.
4.3. Разработать до
1 сентября 1998 года учебно - методические программы повышения квалификации
педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для
институтов повышения квалификации работников образования и направить их в
региональные органы управления образованием.
5. Рекомендовать руководителям
органов управления образованием субъектов Российской Федерации:
5.1. Принять
необходимые меры по сохранению и развитию сети вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений.
5.2. Организовать
курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждений с учетом изменения контингента
обучающихся и различных форм обучения.
5.3. Оказывать
всемерную поддержку работникам вечерних (сменных) общеобразовательных школ в
учреждениях исполнения наказаний МВД России в вопросах финансирования,
методического обеспечения и повышения квалификации кадров, обратить внимание
социально - психологических служб на решение проблем вечерних школ.
5.4. Совместно с
органами социальной защиты населения способствовать обеспечению учащихся
вечерних (сменных) общеобразовательных школ льготами по оплате проезда и
питания, а также выплате ежемесячных государственных пособий гражданам, имеющим
детей, не достигших 18 лет.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра В.А. Болотова.
Первый заместитель
Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ