КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 1998 г. N 5/1
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
РАБОТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ИЖЕВСКА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Заслушав и
обсудив сообщения начальника Управления народного образования администрации г.
Ижевска А.И. Копинова и начальника отдела
дополнительного образования Минобразования России А.К. Бруднова
об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска, коллегия отмечает, что в Удмуртской
Республике создаются необходимые условия для работы общеобразовательных
учреждений как открытых социально - педагогических систем, тесно взаимодействующих
со всеми типами образовательных учреждений,
семьей, другими общественными и государственными институтами в реализации
интересов и прав ребенка.
Неотъемлемой частью
общеобразовательной системы г. Ижевска являются внеурочная работа и
дополнительное образование детей, значительно обогащающие содержание основного
общего образования, условия для развития творческой одаренности учащихся, их
самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения.
Содержательной
и организационно - методической базой обновления внеурочной работы и
дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска
стали Концепция воспитания, разработанная Министерством народного образования
Удмуртской Республики, решения коллегии Минобразования России по вопросам
воспитания и развития дополнительного образования детей, а также городская
межведомственная Программа "Дети Ижевска", цель которой - создание
условий для жизнеобеспечения, жизнедеятельности и развития детского сообщества.
Организация
внеурочной работы и дополнительного образования детей в 100 общеобразовательных
учреждениях города, где обучаются свыше 97 тысяч учащихся, характеризуется
новизной подходов, разнообразием моделей, что делает каждую школу уникальной,
самоценной, имеющей собственное "лицо". Школы города взаимодействуют
с 16 учреждениями дополнительного образования детей, где развивают свои
способности более 50% учащихся. Крепнет сотрудничество с профессиональной
школой. В 55 школах города 110 классов работают по системе "КЛАСС -
ВУЗ".
В новой
экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием,
методическая служба, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений
города направляют свои усилия на сохранение единства и целостности
образовательной системы, опираются на традиции и проверенный временем
педагогический опыт организации внеурочной работы, качественное обновление
содержания, форм и методов дополнительного образования детей. В центре внимания
педагогических коллективов общеобразовательных учреждений г. Ижевска находятся
гражданское, правовое и патриотическое воспитание, формирование демократической
культуры обучающихся в системе школьного самоуправления. Все большее место в
жизни общеобразовательных школ занимают клубы по интересам, любительские
объединения, научные общества учащихся. Не утрачивают своей актуальности и
образовательной значимости туризм, краеведение, работа школьных музеев. Детские
общественные организации, действующие в образовательных учреждениях и
сотрудничающие с общеобразовательными школами, объединяют более 10% учащихся.
Решение задач
обновления внеурочной работы и развития дополнительного образования учащихся
подкреплено в г. Ижевске и новым подходом к кадровому обеспечению этой сферы
образования. В педагогических коллективах общеобразовательных учреждений города
работают 617 педагогов дополнительного образования, 125 педагогов - психологов,
90 социальных педагогов, 98 педагогов - организаторов, 97 старших вожатых.
Развивается институт классного руководителя. Высокий уровень готовности педагогических
и руководящих работников образовательных учреждений к организации внеурочной
работы и дополнительного образования обеспечивается целенаправленной
деятельностью республиканского института усовершенствования учителей и
городского дома учителя.
В последние годы в
г. Ижевске действиями городской администрации созданы условия для объединения
всех сил, способных повышать педагогический потенциал социальной среды,
развивать общегородскую воспитательную систему. Внеурочной работе и
дополнительному образованию детей отведены в этом процессе ведущие роли.
Положительные прогнозы перспектив их дальнейшего развития определяются такими
факторами, как:
- интегрированный
подход к вопросам функционирования систем образования и культуры;
- программно -
целевое планирование деятельности образовательных учреждений на основе изучения
постоянно изменяющихся этнокультурных особенностей, интересов, образовательных
потребностей детей, с учетом современных возможностей внеурочной работы,
дополнительного образования и социокультурного окружения;
- педагогическая
поддержка обучающихся на основе уважения их личности, свободы выбора, повышения
роли психолого - педагогической службы в обеспечении образовательного процесса;
- развитие и
обогащение кадровой инфраструктуры общеобразовательных учреждений для
организации внеурочной работы и дополнительного образования детей (педагог
дополнительного образования, педагог - организатор, социальный педагог);
-
дифференцированная и научно обоснованная работа методической службы с педагогическими
и руководящими кадрами по вопросам организации воспитательного процесса,
распространению актуального опыта;
- разнообразие форм
взаимодействия школ с семьями обучающихся;
- всемерное
развитие демократического, государственно - общественного характера управления
образованием, образовательными учреждениями, уважение и поддержка их права на
самостоятельность.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях дальнейшего совершенствования
внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях коллегия решила:
1. Поддержать опыт
организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях города Ижевска Удмуртской Республики.
2. Провести в мае
1999 года в г. Ижевске совместно с Министерством народного образования
Удмуртской Республики Всероссийскую научно - практическую конференцию по
проблемам профессиональной готовности педагогов к организации внеурочной работы
и дополнительного образования детей.
3. Рекомендовать
Управлению народного образования администрации г. Ижевска (А.И. Копинову):
3.1. Продолжить
работу по созданию городской образовательной среды, обратив особое внимание на
дальнейшее развитие содержания, форм и методов профилактической работы с детьми
из "групп риска".
3.2. Подготовить до
01.12.98 методические материалы об опыте внеурочной работы и дополнительного
образования детей общеобразовательных учреждений города.
3.3. Повысить роль
городского Дворца детского творчества в информационно - методическом
обеспечении городской системы дополнительного образования детей.
4. Рекомендовать
органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Довести опыт
организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска до сведения муниципальных органов
управления образованием, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного
образования детей.
4.2.
Проанализировать состояние внеурочной работы и дополнительного образования в
общеобразовательных школах, обратив внимание на:
- сохранение и
преемственность опыта и традиций в учебно - воспитательной деятельности школ;
- развитие клубных
форм организации внеурочной работы;
- повышение роли
самих учащихся в организации жизнедеятельности школы;
- развитие кадровой
инфраструктуры внеурочной работы и дополнительного образования детей;
обеспечение систематического дифференцированного повышения квалификации и
методической подготовки специалистов этой сферы;
- специфику и
особенности внеурочной работы в сельской школе.
4.3. Добиваться
адекватного финансирования, развивая межведомственный подход к сфере внеурочной
работы и дополнительного образования детей.
5. Рекомендовать
региональным институтам повышения квалификации и переподготовки работников
образования:
5.1. Создавать и
укреплять научно - педагогическими кадрами подразделения учебно - методического
обеспечения системы внеурочной работы и дополнительного образования детей.
5.2.
Предусматривать в учебно - тематических планах и программах курсов повышения
квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных учреждений вопросы
воспитания, организации внеурочной работы и дополнительного образования детей.
5.3. Обобщать и
распространять лучший опыт организации внеурочной работы и дополнительного
образования детей.
6. Отделу
дополнительного образования (А.К. Бруднову):
6.1. Направить до
01.07.98 информацию об опыте организации внеурочной работы и дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска в органы
управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в
практической деятельности.
6.2. Организовать в
1998 году изучение состояния и перспектив развития школьного самоуправления.
Подготовить и издать в I полугодии 1999 года методические рекомендации по
данному вопросу в помощь педагогическим коллективам общеобразовательных
учреждений.
6.3. Совместно с
Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф.
Анисимовым) подготовить в IV квартале 1998 года предложения по включению в
Перечень профессий среднего профессионального образования специальности
"педагог - организатор" и приступить к разработке учебно -
методической документации по данной специальности.
6.4. Совместно с
Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой) подготовить до конца
1998 года методические рекомендации об организации деятельности любительских
объединений, клубов по интересам и предметных кружков в общеобразовательных
учреждениях.
6.5. Совместно с
Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестаковым) при
корректировке Программы "Научно - методическое обеспечение системы
образования" на 1999 год предусмотреть методическую разработку проблем
организации и содержания внеурочной работы с учащимися.
6.6. Провести в
1998 - 2000 гг. всероссийские смотры туристско - краеведческой и экскурсионной
работы общеобразовательных учреждений, а также школьных учебно - опытных
участков.
7. Академии
повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину)
разработать до конца 1998 г. примерные учебно - тематические планы и программы
повышения квалификации и переподготовки руководящих и
педагогических работников общеобразовательных учреждений по организации и
содержанию внеурочной работы и дополнительного образования детей.
8. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Председатель
коллегии
А.Н.ТИХОНОВ