Утвержден
Минобразованием
России
17 апреля 1998 года
Регистрационный N
06-2307-Б
Введен в действие
с 1 сентября 1998
года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2307 ТУРИЗМ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
КВАЛИФИКАЦИЯ - ОРГАНИЗАТОР ТУРИЗМА
1. Общая
характеристика специальности 2307 Туризм
1.1. Специальность
2307 Туризм утверждена Приказом Минобразования России от 10 апреля 1998 г. N
937 "О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального
образования".
1.2. Формы освоения
основной профессиональной образовательной программы по специальности 2307
Туризм:
очная;
очно-заочная
(вечерняя);
заочная;
экстернат.
1.3. Квалификация
выпускника - организатор туризма.
Нормативный срок
освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме
обучения:
- на базе среднего
(полного) общего образования - 1 год 10 месяцев;
- на базе основного
общего образования - 2 года 10 месяцев.
1.4. Характеристика
сферы профессиональной деятельности выпускника.
1.4.1. Место
специальности в области общественного разделения труда.
Деятельность
организатора туризма направлена на формирование и реализацию комплекса
туристских услуг на рынке организованного туризма.
1.4.2. Объекты
профессиональной деятельности.
Объектами
профессиональной деятельности организатора туризма являются туристские ресурсы,
туристская индустрия и организационно-управленческие услуги.
1.4.3. Виды
профессиональной деятельности:
- организационная;
-
туристско-экскурсионная;
-
музейно-выставочная.
2.
Требования к уровню подготовки организатора туризма
по специальности
2307 Туризм
2.1. Общие
требования к образованности выпускника
Выпускник отвечает
следующим требованиям:
- владеет основами
гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать полученные
знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности;
- знает основы
Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие
отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде;
- обладает
культурой мышления, владеет государственным языком Российской Федерации -
русским языком, грамотно использует профессиональную лексику;
- владеет
иностранным языком, позволяющим общаться с иностранными партнерами и клиентами
по широкому кругу общих и профессиональных вопросов;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе,
необходимое для решения профессиональных задач с учетом технологических,
социально-экономических и экологических факторов;
- имеет
представление о здоровом образе жизни, владеет умениями физического совершенствования;
- понимает сущность
и социальную значимость своей профессии, обладает чувством профессиональной
ответственности за результаты своего труда;
- готов при
реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие
анализа ситуаций и выбора решений;
- восприимчив к
отечественному и зарубежному инновационному опыту и умеет творчески применять
его в повседневной практике;
- умеет рационально
организовать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее
результаты, организовывать рабочее место, готов к применению компьютерной и
оргтехники в сфере профессиональной деятельности;
- обладает
разносторонней психологической культурой, коммуникабельностью, выдержкой,
корректностью, внимательностью, чуткостью;
- готов к деловому
общению с клиентами, обладает общей культурой поведения;
- психологически
готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает
необходимость повышения квалификации, способен к
самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной
деятельности.
2.2. Требования к
уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим
гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен:
в области
философии:
- иметь
представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни
человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в
современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли
в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь
представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и
методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологии;
- иметь
представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке,
о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
- иметь
представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности
за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- знать
нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;
в области
экономики:
- знать общие
положения экономической теории;
- иметь
представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой,
денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
- уметь находить и
использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в
профессиональной деятельности;
- иметь
представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
в области
социологии и политологии:
- иметь представление
о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и
функционирования общества и личности;
- иметь
представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном
взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- знать особенности
процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального
поведения;
- иметь
представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и
развития;
- иметь
представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и
процессах (в России и в мире в целом);
- иметь
представление о политических режимах;
в области
иностранного языка:
- владеть
лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом,
необходимым для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной
направленности;
- иметь
представление о различных видах коммуникативной деятельности и соответствующих
им формах речи (устной, письменной, монологической или диалогической);
- знать
профессиональную лексику;
- уметь связно
выражать свои мысли на иностранном языке;
- вести деловую
переписку на иностранном языке;
- вести переговоры
с клиентом;
- вести деловые
переговоры с партнерами по бизнесу;
в области права:
- знать права и
свободы человека и гражданина, механизм их реализации;
- иметь
представление об основах государственного, административного, гражданского,
трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации;
- знать правовые и
нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать
нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность
специалиста;
в области
физической культуры и спортивного туризма:
- иметь
представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
- знать основы
физической культуры и здорового образа жизни;
- уметь
использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической
культуре;
- знать основы
организации физкультурно-спортивной деятельности на объектах профессиональной
деятельности.
По математическим и
общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен:
в области
математики и информатики:
- иметь
представление о месте и роли математики в современном мире, общности ее понятий
и представлений;
- иметь
представление о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
- иметь
представление о технологии решения задач с использованием ЭВМ;
- знать и уметь
использовать математические методы при решении прикладных задач;
- знать и уметь
использовать простые математические модели систем и процессов в сфере
профессиональной деятельности;
- знать и уметь
использовать методы и средства информационной технологии при решении
профессиональных задач;
- знать и уметь
использовать пакеты прикладных программ для работы с документами;
- иметь опыт
использования вычислительной техники и программного обеспечения применительно к
профессиональной деятельности;
в области экологии:
- иметь
представление о современном состоянии окружающей среды в России и глобальных
проблемах экологии;
- иметь
представление о видах и формах международного сотрудничества по охране
окружающей среды и основных международных программах в этой отрасли;
- знать правовые
вопросы экологической безопасности.
По
общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
иметь
представление:
- о видах и
географии туристских путешествий;
- об основах
организации туристской деятельности;
- об основах
рыночной экономики и аспектах экономической деятельности туристских фирм;
- об особенностях
менеджмента и маркетинга туристских фирм;
- о роли средств
оргтехники и телекоммуникации в организации деятельности туристских фирм;
- о правовых нормах
регулирования туристской деятельности;
знать и уметь
использовать:
- лексический (2500
- 2900 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для овладения
устными и письменными формами профессионального общения на английском языке;
- правила ведения
беседы-диалога профессиональной направленности на иностранном языке с
соблюдением речевого этикета;
- правила
оформления коммерческой корреспонденции на иностранном языке;
- профессиональную
лексику на иностранном языке, необходимую для делового общения;
- методы
психологического взаимодействия в процессе общения с клиентами;
- основные
направления маркетинга в сфере туризма;
- принципы
предпринимательской деятельности и межнационального взаимодействия на
международном рынке;
- требования к
составлению и оформлению управленческой документации;
- оргтехнические
средства работы с документами и информацией;
- правила и нормы
охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и гигиены,
противопожарной защиты, основы безопасности жизнедеятельности.
По специальным
дисциплинам выпускник должен:
знать:
- экономику
туристской фирмы;
- классификацию
информационно-экскурсионной деятельности;
- о состоянии и
перспективах развития внутреннего, въездного и выездного туризма;
- о различных группах
обслуживаемых клиентов, особенностях их поведения и мотивации;
- об использовании
современных информационных технологий в туристской деятельности;
- о технологии
приема и отправки туристов;
уметь использовать:
- технологию
анализа потребностей различных групп клиентов;
- формы и стили
обслуживания клиентов;
- системы
резервирования туристских услуг;
- компьютерные,
телекоммуникационные средства для работы с документами и информацией.
2.3. Требования к
уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе
производственной (профессиональной) практики организатор туризма должен
закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения
по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к
выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной
программы
В результате
освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности
2307 Туризм организатор туризма должен владеть умениями и иметь опыт:
- работы с
нормативными законодательными документами, со справочной литературой и другими
информационными источниками;
- работы на
персональном компьютере для обработки информации;
- использования
современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
- работы с
различными информационными источниками на русском и иностранном языках;
- ведения деловой
переписки и телефонных переговоров на русском и иностранном языках;
- организации
профессионального делопроизводства;
- обслуживания
клиентов по предоставлению туристической информации и продаже туристического
продукта;
- организации
исполнения туристических услуг.
Дополнительные
требования к выпускнику в части дисциплин по выбору студента определяются
учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки.
3.
Обязательный минимум содержания основной профессиональной
образовательной
программы по специальности 2307 Туризм
Индекс
|
Наименование циклов, дисциплин,
основные
дидактические единицы
|
Всего
часов
максималь-
ной учебной
нагрузки
студента
|
В т.ч.
часов
обязат.
учебных
занятий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ОГСЭ.00
|
Общие
гуманитарные и социально-
экономические дисциплины
|
785
|
590
|
ОГСЭ.01
|
Основы
философии:
предмет философии; основные вехи мировой
философской мысли; природа человека и смысл
его существования; человек и Бог; человек и
космос; человек, общество, цивилизация,
культура; свобода и ответственность личнос-
ти; человеческое познание и деятельность;
наука и ее роль; человечество перед лицом
глобальных проблем
|
|
48
|
ОГСЭ.02
|
Основы
социологии и политологии:
социология как наука; общество как социо-
культурная система; социальные общности;
социальные и этносоциальные отношения;
социальные процессы; социальные институты и
организации; личность: ее социальные роли и
социальное поведение; социальные движения;
социальные конфликты и способы их разреше-
ния; предмет политологии: политическая
власть и властные отношения; политическая
система; субъекты политики; политическое
сознание; политическая культура; мировая
политика и международные отношения;
социально-политические процессы в России
|
|
48
|
ОГСЭ.03
|
Основы права:
право: понятие, система, источники;
Конституция Российской Федерации - ядро
правовой системы; Всеобщая декларация прав
человека; личность, право, правовое
государство; юридическая ответственность и
ее виды; основные отрасли права; судебная
система Российской Федерации;
правоохранительные органы
|
|
32
|
ОГСЭ.04
|
Основы
экономики:
экономика и ее основные проблемы; микроэко-
номика; ресурсы; механизмы рыночного цено-
образования; конкуренция; экономические
основы деятельности фирмы; антимонопольное
регулирование; доходы населения; регулиро-
вание социально-экономических проблем;
макроэкономика; структура экономики страны;
финансы; кредитно-денежная и налоговая сис-
темы; инфляционные процессы; безработица;
проблемы экономического роста; микро- и
макроэкономические проблемы российской
экономики; международное разделение труда;
мировой рынок товаров, услуг и валют;
основы бизнеса
|
|
80
|
ОГСЭ.05
|
Иностранный
язык:
основы делового языка по специальности;
профессиональная лексика, фразеологические
обороты и термины; техника перевода (со
словарем) профессионально ориентированных
текстов; профессиональное общение
|
|
128
|
ОГСЭ.06
|
Физическая
культура и спортивный туризм:
роль физической культуры в подготовке спе-
циалиста, формирование здорового образа
жизни; социально-биологические и психофи-
зиологические основы физической культуры;
основы физического и спортивного самосовер-
шенствования; профессионально-прикладная
физическая подготовка; основы организации
физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий, походов различной категории
сложности
|
|
190
|
ОГСЭ.07
|
Дисциплины
по выбору студентов,
устанавливаемые учебным заведением
|
|
64
|
ЕН.00
|
Математические
и общие естественнонаучные
дисциплины
|
150
|
98
|
ЕН.01
|
Математика
и информатика:
элементы теории множеств и математической
логики; основные понятия математического
анализа; элементы комбинаторики и теории
вероятностей; обыкновенные дифференциальные
уравнения в описании реальных физических
процессов и природных явлений; математика и
гуманитарные науки; основные этапы развития
математики; инфотехнология решения задач;
мультимедиа; компьютерная графика;
компьютерные телекоммуникационные сети;
прикладное программное обеспечение
|
|
68
|
ЕН.02
|
Экологические
основы природопользования:
современное состояние окружающей среды Рос-
сии; глобальные проблемы экологии; принципы
рационального природопользования и охраны
окружающей среды; понятие мониторинга окру-
жающей среды; источники загрязнения и ос-
новные группы загрязняющих веществ в при-
родных средах; государственные и обществен-
ные мероприятия по охране окружающей среды;
правовые и социальные вопросы; международ-
ное сотрудничество в области охраны окружа-
ющей среды; правовые вопросы экологической
безопасности
|
|
30
|
ОПД.00
|
Общепрофессиональные
дисциплины
|
1355
|
970
|
ОПД.01
|
Иностранный
язык (профессиональный):
лексико-грамматический материал, связанный
со специальностью и необходимый для делово-
го общения в повседневных ситуациях;
различные виды речевой деятельности и формы
речи (устной и письменной); работа с источ-
никами информации
|
|
252
|
ОПД.02
|
Социальная
психология:
предмет социальной психологии; социально-
психологическая характеристика личности;
проблема социализации личности в социальной
психологии; проблема межличностных отноше-
ний; психология общения; содержание, цели и
средства общения; техника и приемы органи-
зации коммуникации; социально-психологичес-
кий тренинг межличностного общения; группа
как социально-психологический феномен; виды
групп; большие и малые группы; этапы
образования малых групп; групповая динамика
и лидерство в группе; природа конфликтов и
пути их разрешения
|
|
60
|
ОПД.03
|
География
туризма:
основные характеристики регионов туризма в
мире; формы и методы развития в них туриз-
ма; объекты регионального туристского пока-
за: культурное, архитектурное, историческое
наследие, природно-оздоровительные особен-
ности рекреаций; перспективы функционирова-
ния туризма по территориально-экономическим
районам мира
|
|
40
|
ОПД.04
|
Финансы,
денежное обращение, кредит:
сущность и функции денег; денежное обраще-
ние; сущность финансов, их функции и роль в
экономике; финансовая политика; управление
финансами; финансовая система; содержание и
основы организации финансов предприятий
различных форм собственности; государствен-
ные финансы; бюджет и бюджетная система РФ;
внебюджетные фирмы; банки и банковская
система
|
|
40
|
ОПД.05
|
Делопроизводство,
секретарское дело, основы
современной оргтехники:
требования к составлению и оформлению уп-
равленческой документации; формуляр-обра-
зец, состав и расположение реквизитов; сос-
тавление и оформление основных документов:
договоров, контрактов, приказов, служебных
записок, протоколов, актов, справок и доку-
ментов личного происхождения; организация
документооборота; деловые и коммерческие
письма: классификация, структура, стандарт-
ные фразы и выражения; правила оформления
коммерческой корреспонденции на иностранном
языке; специальные системы документации;
виды и формы коммуникации в офисе; отбор и
предоставление информации; служебная пере-
писка; работа с корреспонденцией; номенкла-
тура дел; правила подготовки и передачи дел
в ведомственный архив; организация приема
посетителей; совместная работа секретаря и
руководителя; подготовка совещаний, конфе-
ренций; подготовка командировок; принципы
работы, правила обслуживания клиентов
|
|
120
|
ОПД.06
|
Организация
отрасли туризма:
различные элементы рынка турпродукта; фак-
торы, обеспечивающие привлекательность
объектов туристической деятельности; взаи-
модействие различных отраслей и развитие
туризма; структура управления туризмом в
России; международные акты, регулирующие
различные виды туризма; развитие инфра-
структуры туризма в регионе; взаимодействие
составляющих инфраструктуры; социальные
предпосылки развития туризма
|
|
100
|
ОПД.07
|
Экономика
отрасли туризма:
экономика туризма, ее структура, сущность;
ценообразование на туристские услуги;
капитальные вложения в туризм; понятие о
рынке услуг; условия его возникновения;
сфера гостиничного хозяйства и туризма в
системе рынка услуг; предприятие как основ-
ное звено рыночного хозяйства; формы и виды
предприятий в сфере гостиничного хозяйства
и туризма; имущество предприятия (основные
фонды и оборотные средства); обслуживающий
персонал, организация труда на производст-
ве; производительность и оплата труда; го-
сударственное, правовое и социально-эконо-
мическое регулирование деятельности и сис-
темы трудовых отношений на предприятиях
гостиничного хозяйства и туристских комп-
лексов; себестоимость продукции и услуг;
ценообразование, прибыль, рентабельность;
налогообложение; планирование; учет и ана-
лиз хозяйственной деятельности предприятий
гостиничного хозяйства и туристских
комплексов
|
|
80
|
ОПД.08
|
Основы
менеджмента в туризме:
сущность и содержание менеджмента; особен-
ности менеджмента в туризме; многозначность
менеджмента; производственный и социальный
менеджмент; роль менеджмента в эффективном
функционировании производства; внутренняя
среда предприятия; гостиничное хозяйство и
менеджмент; зарубежный опыт управления
гостиничным комплексом
|
|
40
|
ОПД.09
|
Основы
маркетинга в туризме:
теоретическая и предпринимательская концеп-
ции маркетинга; структура и типы рынков,
рыночная конъюнктура туризма; служба марке-
тинга предприятия туризма и гостиничных
комплексов; факторы, определяющие органи-
зацию маркетинговой службы
|
|
40
|
ОПД.10
|
Основы
бухгалтерского учета в туризме:
задачи и предмет бухгалтерского учета;
основы организации бухгалтерского учета в
гостиницах и туристских комплексах; учет
затрат и калькулирование себестоимости
услуг предприятий гостиничного хозяйства и
туристских комплексов, вспомогательных, об-
служивающих хозяйств и туристско-экскурси-
онного обслуживания; учет документов от
реализации гостиничных, туристско-экскур-
сионных и других услуг, определение финан-
совых результатов и использование прибыли;
учет фондов целевого финансирования и
целевых поступлений, капитальных вложений;
содержание отчетности
|
|
50
|
ОПД.11
|
Правовое
регулирование предпринимательской
деятельности в туризме:
организационно-правовые формы осуществления
хозяйственной деятельности; правовой статус
учреждений туризма; предпринимательское
право; хозяйственный договор и его виды;
правовая охрана собственности; правовое
регулирование финансирования и кредитования
учреждений туризма; права учреждений туриз-
ма в области ценообразования; ответствен-
ность учреждений туризма; юридическая служ-
ба; правовое регулирование внешнеэкономи-
ческой деятельности; порядок разрешения
споров
|
|
48
|
ОПД.12
|
Основы
безопасности жизнедеятельности:
современное состояние и негативные факторы
среды обитания; принципы обеспечения безо-
пасности взаимодействия человека со средой
обитания; рациональные условия деятельнос-
ти; последствия воздействия на человека
травмирующих, вредных и поражающих факто-
ров, принципы идентификации; ликвидация
последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий; правовые, нормативно-технические
и организационные основы безопасности жиз-
недеятельности; основные направления безо-
пасности жизнедеятельности в сфере гости-
ничного хозяйства и туризма; требования к
противопожарной безопасности, производст-
венной санитарии, гигиене в гостиницах и
туристских комплексах
|
|
40
|
ДВ.00
|
Дисциплины
по выбору студентов,
устанавливаемые учебным заведением
|
|
60
|
СД.00
|
Специальные
дисциплины
|
860
|
610
|
СД.01
|
Экономика
туристской фирмы:
туристская фирма (предприятие) и гостинич-
ный комплекс в рыночной системе функциони-
рования отрасли; отраслевые особенности
функционирования туристских фирм, туристс-
ких бюро и гостиничных комплексов в отрас-
левом хозяйственном механизме, а также в
границах мирового туристского рынка; тамо-
женные пошлины; контроль за уплатой налогов
и штрафные санкции; лицензионные сборы,
отраслевые налоги и пошлины в туризме
|
|
60
|
СД.02
|
Информационно-экскурсионная
деятельность:
классификация экскурсий; маршруты выходного
дня; особенности проведения экскурсий для
различных групп населения; методика прове-
дения экскурсий; организация деятельности
экскурсионного учреждения; классификация
выставок; методические приемы показа; рабо-
та организаторов с кадрами; информационно-
экскурсионная деятельность туристской
фирмы; туристские информационные центры;
реклама и связи с общественностью
|
|
80
|
СД.03
|
Организация
обслуживания клиента:
классификация групп клиентов;
анализ потребностей различных групп клиен-
тов; формы обслуживания; стили обслужива-
ния; роль коммуникативных навыков; формиро-
вание и использование позитивных профессио-
нальных установок при обслуживании клиента;
типы отношений с клиентами; профессиональ-
ная этика работника сервиса; этикет
|
|
100
|
СД.04
|
Компьютерные
и информационные технологии в
туризме:
значение и место ПЭВМ в организационной
работе предприятий гостиничного хозяйства и
туристских комплексов; использование систем
управления базами данных (СУБД); автомати-
зированная картотека; состав пакета; обра-
ботка цифровой и текстовой информации на
основе табличных и текстовых процессоров;
графические редакторы; ввод и редактирова-
ние графических образцов; пакеты целевого
назначения; пакеты прикладных программ;
система резервирования
|
|
100
|
СД.05
|
Технология
путешествий и приема туристов:
различные виды путешествий; системы и про-
цедуры резервирования; виды маршрутов и та-
рифов; ответственность транспортных компа-
ний; организации, предоставляющие дополни-
тельные услуги; техника составления маршру-
тов; комплектование пакетов туристских ус-
луг; паспортные формальности; визовые фор-
мальности; таможенные формальности; валют-
ный контроль и обмен валюты; санитарный и
эпидемиологический контроль; виды и формы
туризма; ресурсы и центры туризма в России,
ближнем и дальнем зарубежье; международные
туристские связи; организация внутреннего,
въездного и выездного туризма в России;
принципы и методы управления туризмом;
технология формирования аквизиции туристов,
ваучерная система; диспетчеризация процесса
бронирования гостиничных мест; организация
и технология экскурсионного обслуживания и
взаимодействия с инфраструктурными объекта-
ми туризма транспортные перевозки всех
видов
|
|
110
|
СД.06
|
Практикум
|
|
110
|
ДВ.00
|
Дисциплины
по выбору студентов,
устанавливаемые учебным заведением
|
|
50
|
ВПА.00
|
Время
промежуточной аттестации
|
3
нед.
|
|
ПП.00
|
Производственная
(профессиональная)
практика и подготовка к итоговой
государственной аттестации
|
12
нед.
|
|
ИГА.00
|
Итоговая
государственная аттестация
1 вариант: итоговый междисциплинарный
экзамен
2 вариант: защита выпускной
квалификационной работы
|
2
нед.
|
|
РВ
|
Резерв
времени учебного заведения
|
3
нед.
|
|
К
|
Консультации
(на каждую учебную группу на
весь период обучения)
|
200
|
|
ДФ
|
Дисциплины
факультативные
|
252
|
|
ВК
|
Время
каникулярное
|
12
нед.
|
|
ТО.00
|
Всего
часов теоретического обучения
|
3402
|
2268
|
Нормативный срок
освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности
2307 Туризм при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего
образования составляет 95 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
лабораторные работы
и практические занятия, выполнение
курсовых работ
(курсовое проектирование) 63 недели;
- производственная (профессиональная)
практика и подготовка к итоговой
государственной аттестации 12 недель;
- промежуточная аттестация 3 недели;
- итоговая государственная аттестация 2 недели;
- резерв времени образовательного
учреждения 3 недели;
- каникулярное время 12
недель.
Примечания:
1. При освоении
основной профессиональной образовательной программы:
- максимальный
объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая
вес виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
- при очной форме
обучения нагрузка студента обязательными учебными занятиями не должна превышать
36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по
факультативным дисциплинам и консультации.
2. Срок реализации
основной профессиональной образовательной программы базового уровня при очной
форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования,
увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
- теоретическое обучение
(при обязательной максимальной
нагрузке 36 часов в неделю) 39 недель;
- время промежуточной аттестации 2 недели;
- каникулярное время 11
недель.
3. При разработке
основной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение
имеет право:
3.1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в целом и
для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 5% без превышения максимального
недельного объема нагрузки студента и при сохранении минимального содержания,
указанных в настоящем документе.
3.2. Определять
объем часов обязательных учебных занятий по конкретным дисциплинам
общегуманитарного и социально-экономического цикла, но не менее 32 часов на
дисциплину.
3.3. Вводить
дисциплины по выбору, направленные на реализацию личностных потребностей и
профессиональных интересов студентов, в объеме, регламентированном данным
документом. Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для
изучения.
3.4. Определять
форму и сроки проведения промежуточной аттестации, суммарный объем времени,
который должен составлять не менее 3 недель на весь период обучения. В учебном
году не должно проводиться более 8 экзаменов.
3.5. Использовать
резерв времени учебного заведения на реализацию национально-регионального
компонента, специализацию, а также производственную (профессиональную)
практику. За счет этого объема учебного времени (но не более 30% от
установленного государственными требованиями) также может быть увеличен объем
времени на дисциплины, заданные требованиями, и объем времени на промежуточную
аттестацию.
3.6. Устанавливать
общий объем учебной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) по каждой дисциплине
с учетом ее специфики.
3.7. Учитывать
национально-региональные особенности подготовки специалистов путем отражения их
как в рабочих программах дисциплин, заданных государственными требованиями, так
и устанавливаемых самостоятельно.
3.8. Производить
деление групп на подгруппы численностью не менее 8 человек при проведении
лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физической
культуре и т.п.
3.9. Определять
виды производственной практики и их объемы в пределах, заданных данным
стандартом.
4. Объем
практической подготовки студентов - производственная практика, лабораторные
работы, практические занятия, курсовые проекты (работы) - должен составлять 50
- 60% от общего объема учебного времени.
5. Курсовые проекты
(работы) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение. Курсовое проектирование может быть
запланировано не более чем по 3 дисциплинам на весь период обучения.
6. Факультативные
дисциплины предусматриваются учебным планом образовательного учреждения (не
более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентом. При
реализации Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской
Федерации и стандартов базовых образовательных областей объем времени на
факультативные дисциплины увеличивается на 156 часов.
7. Консультации для
студентов предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на
учебную группу на каждый учебный год (в том числе в период реализации Базисного
учебного плана).
Примерный перечень
кабинетов,
лабораторий, мастерских и др.
по специальности
2307 Туризм
Кабинеты:
социально-экономических
дисциплин,
общих гуманитарных
дисциплин,
математики,
информатики,
иностранного языка,
географии туризма,
финансов, кредита,
организации и
экономики отрасли туризма,
менеджмента и
маркетинга в туризме,
бухгалтерского
учета,
оргтехники и
делопроизводства,
информационно-экскурсионной
деятельности,
организации
обслуживания клиента,
технологии
путешествий и приема туристов.
Лаборатории:
вычислительной
техники,
оргтехники и
делопроизводства,
экологии и
безопасности жизнедеятельности,
лингафонный
кабинет,
технических средств
обучения.
Спортивный
комплекс:
спортивный зал,
лыжная база,
открытый стадион
широкого профиля.
Приложение
Рег. N 06-2307-Б
17 апреля 1998 года
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
2307 ТУРИЗМ
КВАЛИФИКАЦИЯ -
ОРГАНИЗАТОР ТУРИЗМА
Форма обучения -
очная
Нормативный срок
обучения - 1 год 10 месяцев
на базе среднего
(полного) общего образования
Индекс
|
Элементы
учебного
процесса, учебные
дисциплины
|
Время
в не-
делях
|
Макс.
учебная
нагруз-
ка сту-
дента,
часов
|
Обязательная учебная
нагрузка, часов
|
Рекоме-
дуемый
курс
изуче-
ния
|
всего
|
в том числе
|
лабор.
и практ.
занятия
|
выполне-
ние кур-
совых
работ
(курс.
проект.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ТО.00
|
Теоретическое
обучение
|
63
|
3402
|
2268
|
1359
|
40
|
|
ОГСЭ.00
|
Общие
гуманитарные
и социально-
экономические
дисциплины
|
|
785
|
590
|
344
|
|
|
ОГСЭ.01
|
Основы
философии
|
|
|
48
|
8
|
|
2
|
ОГСЭ.02
|
Основы
социологии
и политологии
|
|
|
48
|
|
|
2
|
ОГСЭ.03
|
Основы
права
|
|
|
32
|
12
|
|
2
|
ОГСЭ.04
|
Основы
экономики
|
|
|
80
|
32
|
|
2
|
ОГСЭ.05
|
Иностранный
язык
|
|
|
128
|
128
|
|
2
|
ОГСЭ.06
|
Физическая
куль-
тура и спортивный
туризм
|
|
|
190
|
164
|
|
2,
3
|
ОГСЭ.07
|
Дисциплины
по
выбору студентов,
устанавливаемые
учебным заведением
|
|
|
64
|
|
|
2,
3
|
ЕН.00
|
Математические
и
общие естественно-
научные дисциплины
|
|
150
|
98
|
48
|
|
2,
3
|
ЕН.01
|
Математика
и
информатика
|
|
|
68
|
48
|
|
2,
3
|
ЕН.02
|
Экологические
ос-
новы природополь-
зования
|
|
|
30
|
|
|
2
|
ОПД.00
|
Общепрофессиональ-
ные дисциплины
|
|
1355
|
970
|
569
|
|
|
ОПД.01
|
Иностранный
язык
(профессиональный)
|
|
|
252
|
252
|
|
2,
3
|
ОПД.02
|
Социальная
психология
|
|
|
60
|
36
|
|
|
ОПД.03
|
География
туризма
|
|
|
40
|
20
|
|
|
ОПД.04
|
Финансы,
денежное
обращение, кредит
|
|
|
40
|
20
|
|
2
|
ОПД.05
|
Делопроизводство,
секретарское дело,
основы современной
оргтехники
|
|
|
120
|
60
|
|
2
|
ОПД.06
|
Организация
отрасли туризма
|
|
|
100
|
36
|
|
2
|
ОПД.07
|
Экономика
отрасли
туризма
|
|
|
80
|
40
|
|
3
|
ОПД.08
|
Основы
менеджмента
в туризме
|
|
|
40
|
18
|
|
3
|
ОПД.09
|
Основы
маркетинга
в туризме
|
|
|
40
|
18
|
|
3
|
ОПД.10
|
Основы
бухгалтерского
учета в туризме
|
|
|
50
|
36
|
|
2
|
ОПД.11
|
Правовое
регулиро-
вание предпринима-
тельской деятель-
ности в туризме
|
|
|
48
|
18
|
|
3
|
ОПД.12
|
Основы
безопасности
жизнедеятельности
|
|
|
40
|
15
|
|
2,
3
|
ДВ.00
|
Дисциплины
по
выбору студента,
устанавливаемые
учебным заведением
|
|
|
60
|
|
|
|
СД.00
|
Специальные
дисциплины
|
|
860
|
610
|
398
|
|
2,
3
|
СД.01
|
Экономика
туристской фирмы
|
|
|
60
|
20
|
|
3
|
СД.02
|
Информационно-
экскурсионная
деятельность
|
|
|
80
|
48
|
|
3
|
СД.03
|
Организация
обслу-
живания клиента
|
|
|
100
|
60
|
|
3
|
СД.04
|
Компьютерные
и ин-
формационные тех-
нологии в туризме
|
|
|
100
|
100
|
|
3
|
СД.05
|
Технология
путе-
шествий и приема
туристов
|
|
|
110
|
60
|
|
3
|
СД.06
|
Практикум
|
|
|
110
|
110
|
|
2,
3
|
ДВ.00
|
Дисциплины
по
выбору студента,
устанавливаемые
учебным заведением
|
|
|
50
|
|
|
|
ВПА.00
|
Время
промежуточ-
ной аттестации
|
3
|
|
|
|
|
2,
3
|
ПП.00
|
Производственная
(профессиональная)
практика и подго-
товка к итоговой
государственной
аттестации
|
12
|
|
|
|
|
2,
3
|
ИГА.00
|
Итоговая
государс-
твенная аттестация
|
2
|
|
|
|
|
3
|
РВ
|
Резерв
времени
учебного заведения
|
3
|
|
|
|
|
|
К
|
Консультации
(на
каждую учебную
группу на весь
период обучения)
|
|
200
|
|
|
|
2,
3
|
ДФ
|
Дисциплины
факультативные
|
|
252
|
|
|
|
2,
3
|
|
|
10
|
|
|
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
ВК
|
Время
каникулярное
|
12
|
|
|
|
|
2,
3
|
ИТОГО:
|
95
|
|
|
|
|
|