МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 1998 г. N 01-50-478/32-10
В ответ на
депутатский запрос от 3 апреля 1998 года по вопросам, входящим в компетенцию
Минобразования России, сообщаем следующее:
1. Министерством
финансов Российской Федерации перед Минобразованием
России задача экономии 6 млрд. рублей в 1998 году из федерального бюджета не
ставилась. В ходе работы Временной межведомственной комиссии по
реструктуризации бюджетных обязательств (далее - Комиссия) обсуждались
возможные источники бюджетных и внебюджетных средств, а также меры по экономии
энергетических ресурсов, позволяющие в условиях бюджетных ограничений
обеспечить установление необходимых лимитов и оплату коммунальных услуг
образовательными учреждениями.
2 - 3. Минобразование России не планирует сокращения
педагогических и научно - педагогических кадров в учебных заведениях,
финансируемых из федерального бюджета, так же, как и сокращения стипендиального
фонда. Образовательным учреждениям выделяются и будут
выделяться бюджетные средства для формирования фонда оплаты труда и
стипендиального обеспечения студентов в полном объеме в соответствии с
лимитами, устанавливаемыми Минфином России на основе росписи расходов в
соответствии с утвержденным федеральным бюджетом.
4. Возможность
взимания платы со студентов за пользование учебной базой, оборудованием,
книжным фондом никогда не рассматривалась и не обсуждалась. Поскольку
в соответствии с законодательной нормой, установленной п. 4 ст. 42 Закона
Российской Федерации "Об образовании", образовательные учреждения
"самостоятельно... устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в
общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги,
непосредственно не связанные с образовательным процессом".
Комиссией действительно рассматривался вопрос оплаты студентами услуг
социальной сферы вузов. Однако реализация этой нормы связана с отменой или
приостановкой действия ряда положений Закона Российской Федерации "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" (например, п. 3 ст.
16). В настоящее время министерство не планирует никаких действий, направленных
на подготовку предложений по изменению законодательства в области образования
по вопросам социальной защиты обучаемых.
5. Министерство планирует сокращение в 1998 году приема студентов на
обучение за счет средств федерального бюджета на 10%, однако в этом случае
уменьшения общего числа студентов ни в абсолютном, ни в относительном виде (на
10 тыс. человек населения Российской Федерации) не произойдет в результате
изменения демографической ситуации, восстановления, а также перевода с обучения
с полным возмещением затрат в установленном порядке (п. 9 ст. 16 Закона Российской Федерации "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании").
6. Министерство в полном соответствии с положениями Гражданского
кодекса Российской Федерации и законодательством об образовании готовило и
впредь намерено готовить учредителю высших учебных заведений - Правительству
Российской Федерации предложения, согласованные с органами исполнительной и
законодательной власти субъектов Российской Федерации, направленные на реорганизацию
образовательных учреждений в интересах повышения качества образования и
подготовки специалистов в соответствии с образовательными потребностями
молодежи и требованиями региональных рынков труда. Реорганизация никогда
не снижает, а, как правило, повышает статус образовательных учреждений
(университет, колледж), ни в какой мере не содержит в себе элементов
приватизации и не ведет к снижению числа обучаемых и численности профессорско - преподавательского состава.
7. По предложениям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Комиссию были
вынесены предложения по созданию пяти университетов (см. Приложение), работа по
реализации которых ведется в установленном законодательством порядке, включая
обсуждения в коллективах вузов.
В заключение
считаем необходимым отметить, что ни министр, ни заместители министра общего и
профессионального образования Российской Федерации не допускали и не намерены
допускать некорректных высказываний об исключительной ответственности
Государственной Думы за сложившееся положение с финансированием системы
образования.
Министр
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ
К РЕОРГАНИЗАЦИИ
Создаваемые высшие
учебные заведения
|
Реорганизуемые высшие учебные
заведения
|
Поморский
государственный
университет
|
Архангельский
государственный техни-
ческий университет, Поморский госу-
дарственный университет
|
Брянский
государственный
университет
|
Брянская
государственная инженерно -
технологическая академия, Брянский
государственный педагогический
университет, Брянский государственный
технический университет
|
Московский
энергетический
институт (технический
университет)
|
Московский
государственный вечерний
металлургический институт, Московский
энергетический институт (технический
университет)
|
Ростовский
архитектурно -
строительный университет
|
Ростовский
государственный
строительный университет, Ростовский
государственный архитектурный
институт
|
Самарский
государственный
университет
|
Самарский
государственный
педагогический университет, Самарская
государственная экономическая
академия, Самарский государственный
университет
|