МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 1997 г. N 2730
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В САНКТ -
ПЕТЕРБУРГСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Во исполнение
Приказа Минобразования России от 16.07.97 N 1566 "Об эксперименте в Санкт - Петербургском государственном университете по
подготовке преподавателей основной школы на базе бакалавриата", в целях
совершенствования подготовки преподавательских кадров и для увеличения
возможностей социальной адаптации выпускников высших учебных заведений
приказываю:
1. Ввести в
действие Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель основной школы" (Приложение) в качестве нормативного
обеспечения эксперимента, проводимого Санкт -
Петербургским государственным университетом на срок до 31 июля 2002 года.
2. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.)
совместно с Санкт - Петербургским государственным университетом (Вербицкой
Л.А.) и Учебно - методическим объединением университетов (Садовничим В.А.)
разработать и представить к 31.12.98 проекты примерных программ по дисциплинам,
входящим в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель основной школы".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
И.о. Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 31 декабря 1997
г. N 2730
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ"
1. Общая
характеристика образовательно - профессиональной программы подготовки
преподавателя основной школы
1.1. Назначением
образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого -
педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая
подготовка к педагогической деятельности в основной школе в рамках основной
профессиональной подготовки.
1.2. Программа
рассчитана для использования при подготовке бакалавров в качестве составной
части бакалаврского образовательного стандарта независимо от его общей
трудоемкости.
1.3. Квалификация
"Преподаватель основной школы" является дополнительной к основной
квалификации, получаемой выпускником бакалавриата.
1.4. Нормативная
трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме
обучения 600 часов (из них не менее 100 часов педагогической практики).
1.5. Целью данной
программы является подготовка будущего преподавателя основной школы к следующим
видам деятельности:
реализации
образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым
образовательным стандартам;
разработке и
применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии
преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
формированию
мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и
мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.
1.6. Сферами
профессиональной деятельности преподавателя основной школы являются:
школы, лицеи,
гимназии и другие образовательные учреждения аналогичного уровня и профиля и
различных форм собственности;
организации и
предприятия, деятельность которых связана с оказанием образовательных услуг.
2. Требования к
уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по
программе подготовки для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель основной школы"
Преподаватель
основной школы должен:
2.1. Знать:
фундаментальные
основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития
соответствующей предметной и научной области, ее взаимосвязи с другими науками;
основы психологии
личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в
основной школе, валеологические аспекты образования, психофизические пределы
человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности детского и
подросткового возраста, особенности влияния на результаты педагогической
деятельности индивидуальных различий учащихся;
основные
достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики
школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
правовые вопросы,
связанные с функционированием системы образования.
2.2. Уметь:
использовать при
изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном
плане, осваиваемом учащимися;
использовать знания
культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в
качестве средств воспитания учащихся;
создавать
творческую атмосферу образовательного процесса.
2.3. Владеть:
основами научно -
методической работы в основной школе, навыками самостоятельной методической
проработки профессионально ориентированного материала (трансформация,
структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный
материал и его моделирование);
основами учебно -
методической работы в основной школе, методами и приемами составления задач,
упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных
задач, методами и формами ведения внеклассной работы;
способами создания
требовательно - доброжелательной обстановки в образовательном процессе,
разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и
письменного изложения предметного материала;
методами
формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей
учащихся;
основами применения
компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе.
3. Обязательный
минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение
дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы"
┌──────┬────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Индекс│ Наименование дисциплин и их │Всего
часов │
│ │ основные разделы │на освоение │
│ │
│материала │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ОД.00.│По
циклу общепрофессиональных дисциплин
│ 180 часов │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ОД.01.│Исторические
и современные направления в пе-│
70 часов │
│ │дагогике
│ │
│ │Образовательная система и ее
элементы. Исто-│ │
│ │рические типы образования. Образовательный│ │
│ │процесс. Образовательный маршрут.
Ранг обра-│ │
│ │зовательной системы.
Культуральные и этни-│
│
│ │ческие факторы
регуляции отношений между│ │
│ │субъектами образовательного
процесса. Норма-│
│
│ │тивно - правовые аспекты
управления образо-│ │
│ │вательным процессом. Концептуализация обра-│ │
│ │зовательного процесса. Эмпирические
показа-│ │
│ │тели функционирования образовательной систе-│ │
│ │мы. Структура современного
образовательного│
│
│ │пространства. │ │
│ │Социоцентрические,
антропоцентрические, тео-│
│
│ │центрические, техноцентрические
педагогичес-│ │
│ │кие
концепции. Инновационные процессы в сов-│ │
│ │ременной педагогике.
Историческое значение│
│
│ │опыта советской школы. Педагогика
русского│ │
│ │зарубежья. Педагогика прагматизма.
Педагоги-│ │
│ │ка экзистенциализма. Футурологические педа-│ │
│ │гогические концепции. │ │
│ │ │ │
│ОД.02.│Информационные
технологии в учебном
процес-│ 50 часов │
│ │се. Методики
применения аудио- и
видео-│ │
│ │средств в образовательных программах;
прин-│ │
│ │ципы построения автоматизированных
обучающих│ │
│ │и контролирующих комплексов; применение па-│ │
│ │кетов прикладных программ в учебном
процес-│ │
│ │се; использование локальных и глобальных ин-│ │
│ │формационных и телекоммуникационных сетей в│
│
│ │сфере образования; приобретение практических│ │
│ │навыков.
│ │
│ │
│ │
│ОД.03.│Курсы
по выбору
│ 60 часов │
│ │Курсы по выбору должны включать в
себя мето-│ │
│ │ды психолого - педагогической
диагностики. │ │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│СД.00.│Специальные
дисциплины
│ 320 часов │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│СД.01.│История и методология (соответствующей нау-│
50 часов │
│
│ки).
История возникновения и развития (соот-│ │
│
│ветствующей науки); основные понятия и кате-│ │
│ │гории. Методологические аспекты науки и
ее│ │
│ │приложений; место данной науки в
системе на-│ │
│ │учных знаний; междисциплинарные связи; роль│ │
│ │наиболее выдающихся ученых в
развитии данной│ │
│ │науки; возникновение новых научных направле-│ │
│ │ний (особенно в двадцатом
столетии). │ │
│ │
│ │
│СД.02.│Методика
преподавания.
│ 70 часов │
│ │Основы дидактики (наименование предмета);│ │
│ │содержание и
структура школьных программ и│ │
│ │учебников; вопросы частных методик, относя-│ │
│
│щихся к основным темам школьного курса (наи-│ │
│
│менование предмета); различные
подходы к│ │
│
│изучению основных тем
школьного курса (наи-│
│
│
│менование предмета);
методы организации са-│
│
│ │мостоятельной работы
и развития творческих│ │
│ │способностей учащихся;
таксономия учебных│ │
│ │задач; новые технологии обучения;
методы ди-│ │
│ │агностики знаний учащихся; анализ учебников│ │
│
│и методической литературы по (наименование│ │
│ │предмета); организация учебной деятельности│ │
│ │учащихся, разработка планов и
конспектов за-│ │
│
│нятий; методика
внеклассной работы по (наи-│
│
│
│менование предмета). │ │
│ │
│ │
│СД.03.│Практикумы
и тренинги.
│ 70 часов │
│ │Развитие и закрепление
практических навыков│ │
│ │по (наименование предмета); тренинг навыков│ │
│ │публичного выступления, общение
и ведение│ │
│ │дискуссий; практикум по использованию
аудио-│ │
│ │визуальных средств обучения,
практикум по│ │
│ │решению школьных и олимпиадных
задач; прак-│ │
│ │тикум по организации
внеклассной работы по│ │
│ │(наименование предмета); практикум по игро-│ │
│ │вым формам работы; практикум по
основам соз-│ │
│ │дания доступного
текста, взаимодополнение│ │
│ │текста и иллюстраций и т.п. │ │
│ │
│ │
│СД.04.│Детская
(генетическая и дифференциальная)
│ │
│ │психология. │ 70 часов │
│ │Понятие онтогенеза, понятие возраста,
метри-│ │
│ │ческая и топологическая характеристика
эта-│ │
│
│пов возрастного развития,
современные вари-│
│
│ │анты периодизации возрастного
развития, био-│ │
│ │логическая зрелость,
сензитивные периоды│ │
│ │развития, явления акселерации и ретардации,│ │
│ │дифференциально -
типологические особеннос-│ │
│ │ти, учет особенностей половой
дифференциации│ │
│ │в обучении и воспитании, понятие жизненного│ │
│ │пути, индивидуальные
особенности. │ │
│ │
│ │
│СД.О5.│Курсы
по выбору.
│ 60 часов │
│ │Курсы по выбору должны дополнять и
усиливать│ │
│ │предметную подготовку, то есть
быть близкими│ │
│ │к практикумам. │ │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ПП.ОО.│Педагогическая
практика. │ не менее │
│ │Пассивная педагогическая
практика, активная│ 100 часов │
│ │педагогическая практика, стимулирование ин-│ (или 4
│
│
│тересов к профессиональной педагогической│ недели)
│
│ │деятельности, выработка
профессиональной пе-│
│
│ │дагогической позиции,
формирование умений│ │
│ │проектировать учебно
- воспитательный про-│
│
│ │цесс, осуществлять педагогический замысел в│ │
│ │условиях реального взаимодействия с
обучае-│ │
│ │мыми, анализировать учебно -
воспитательный│ │
│ │процесс и его результаты. │ │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│И.ОО.
│Итоговая государственная аттестация.
Защита│ │
│ │квалификационной работы;
государственный│ │
│ │квалификационный экзамен,
включающий цикл│ │
│ │психолого - педагогических
дисциплин. │ │
└──────┴────────────────────────────────────────────┴────────────┘
Примечание. Вуз
(факультет) имеет право:
1. Осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных
видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров,
обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной
программой.
2. Перезачитывать
лицам, осваивающим данную программу, дисциплины, которые изучались ими в период
обучения по основным образовательным программам
высшего профессионального образования.
3. Использовать
настоящую программу для лиц, имеющих законченное высшее образование, в рамках
факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии
полного выполнения программы присваивать им квалификацию "Преподаватель
основной школы" с выдачей соответствующего сертификата.