МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 1997 г. N 2524
ОБ ИНСПЕКТИРОВАНИИ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО
ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
В период с 21.04.97
по 24.04.97 проведено инспектирование Московского государственного открытого
университета (далее - Открытый университет). Устав Открытого университета,
согласованный с Госкомвузом России 30.12.93 и зарегистрированный Московской
регистрационной палатой 24.03.94, не был приведен в соответствие с Федеральным
законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ. Вуз не имел договора с учредителем.
На период
инспектирования структура вуза включала 17 факультетов, 115 кафедр (из них 51
кафедра в филиалах вуза), 5 филиалов, расположенных в городах Коломне и
Подольске Московской области, Губкине Воронежской области, Рязани и Чебоксарах,
и 20 учебно - консультационных пунктов (УКП) в городах Сургуте, Нижневартовске,
Нефтеюганске Ханты - Мансийского автономного округа, Новом Уренгое и Ноябрьске Ямало - Ненецкого автономного округа, Коврове
и Кольчугине Владимирской области, Прокопьевске Кемеровской
области, Александрове, Воскресенске, Ногинске, Шатуре Московской области,
Кулебаки и Перевозе Нижегородской области, Таганроге Ростовской области,
Смоленске и Махачкале (Российская Федерация), Солигорске и Гродно (Республика
Беларусь), Чернигове (Украина).
4 из 5 филиалов
Открытого университета организованы до 1994 года, а филиал в г. Чебоксары
создан путем преобразования учебно - консультационного пункта Приказом
Госкомвуза России от 22.11.94 N 11-16.
Все учебно -
консультационные пункты Открытого университета организованы приказами ректора
вуза.
Открытый
университет при инспектировании имел лицензии на право
ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального
образования по 50 направлениям и специальностям высшего профессионального
образования, по 34 программам послевузовского профессионального образования и 2
программам дополнительного образования от 06.03.94 N 16Г-093, 16Г-747, 16Г-748,
16Г-749, 16Г-750. Соответствующие приказы Госкомвуза России о лицензировании в
вузе не были представлены.
Указанные лицензии
получены на право ведения образовательной деятельности
в г. Москве с учетом филиалов в городах Коломне, Подольске, Рязани и Губкине.
Филиал в г. Чебоксары и все 20 УКП не имели лицензий на право
ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального
образования.
В соответствии с
указанием Минобразования России от 19.02.97 N 75-30 проведено инспектирование
УКП дистанционного обучения Открытого университета в г. Сургуте. Установлено,
что УКП не располагал соответствующим оборудованием для осуществления
дистанционного обучения. На самом деле велось обучение
студентов по заочной форме на первых двух курсах по специальностям
021100 Юриспруденция (81 чел.) и 061100 Менеджмент (56 чел.).
УКП дистанционного
обучения Открытого университета в г. Сургуте, а также отделение
негосударственного высшего учебного заведения, именуемого учредителем АОЗТ
"Академия экономики и права" (ныне - Московская академия экономики и
права) (560 студентов заочного обучения), размещались на учебно - лабораторной
площади УКП Всероссийского заочного финансово - экономического института в г.
Сургуте (с 24.02.97 - филиал). Собственной или арендуемой учебно - лабораторной
площадью УКП дистанционного обучения Открытого университета не располагал.
Однако в
соответствии с письмом ректора Открытого университета от 03.04.97 N 91-019-53
обучающиеся отделения АОЗТ "Академия экономики и права" должны были
переводиться в Открытый университет. Это было установлено при инспектировании в
соответствии с указанием Минобразования России от 10.06.97 N 323-30
негосударственного высшего учебного заведения, именуемого учредителем
"Московская академия экономики и права" (правопреемник АОЗТ
"Академия экономики и права").
УКП Открытого
университета, а также УКП Всероссийского заочного финансово - экономического
института в г. Сургуте и отделение АОЗТ "Академия экономики и права"
в г. Сургуте возглавляла Гаранькина Л.А., не имевшая
до этого опыта работы в высшей школе. Приказом ректора Открытого университета
от 16.04.97 N 176 лс/ок Гаранькина Л.А.
освобождена от занимаемой должности. Однако данное увольнение не решило
проблему отсутствия учебно - лабораторной площади у УКП дистанционного обучения
Открытого университета в г. Сургуте.
Приказом ректора
Открытого университета от 17.04.97 N 179/ок
на должность заведующего УКП в г. Сургуте назначена Квасова
Т.Б., проживающая в г. Москве и занимавшая должность до 01.09.97 проректора по
учебной работе в негосударственном вузе, именуемом учредителем "Московская
академия экономики и права".
В соответствии с
указанием Минобразования России от 07.05.97 N 252-30 проведено инспектирование
УКП Открытого университета в г. Нижневартовске. УКП Открытого университета в г.
Нижневартовске размещен в муниципальной школе N 10 и
возглавляется директором школы, не имеющей опыта научно-педагогической работы.
В связи с этим даже расписание занятий обучающихся не соответствует существующим
требованиям. УКП не имеет библиотеки, а офис УКП размещен в учительской комнате
школы.
Руководители
УКП Открытого университета в городах Сургуте и Нижневартовске и руководство
Открытого университета вместо лицензии на право ведения образовательной деятельности
в сфере высшего профессионального образования предъявляли сертификат аттестации
образовательного учреждения "Московский государственный открытый
университет", утвержденный коллегией Госкомвуза России 01.02.95 за N 2/2,
с заверенной припиской Государственной инспекции по аттестации учебных
заведений России о том, что наряду с Открытым университетом аттестованы УКП в городах Нефтеюганске,
Нижневартовске, Новом Уренгое, Ноябрьске и Сургуте.
Вместе с тем,
указанный сертификат утвержден решением коллегии Госкомвуза России от 01.02.95
N 2/2, а первый прием студентов на УКП в городах Сургуте и Нижневартовске
проведен летом 1995 года. То есть положительная аттестация УКП зафиксирована до
начала обучения там студентов.
Кроме того,
процедура аттестации не может в настоящее время заменить процедуру
лицензирования учебного заведения, как и сертификат аттестации образовательного
учреждения не заменяет лицензии на право ведения
образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования.
В приказах вуза о
зачислении студентов на первый курс не указывается, с каким лицом (юридическим
или физическим) заключен договор. В приказах вуза от 23.05.97 N 29/9 и от
20.06.97 N 38/9 о переводе на последующий курс студентов факультета менеджмента
и экономической политики не указана форма обучения.
При проверке
контингента студентов всех форм обучения не установлено превышения предельного
контингента, указанного в имеющихся лицензиях на право
ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального
образования.
Учебный процесс и
проведение научно - исследовательских работ в Открытом университете
обеспечивают 1096 преподавателей, из которых 860 штатных и 236 совместителей.
80% профессорско - преподавательского состава имеют
ученые степени и звания, что выше контрольных нормативов, установленных
лицензиями на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего
профессионального образования.
Открытый
университет имеет в г. Москве библиотеку с общим фондом 922602 экземпляра 15080
наименований учебников и учебных пособий. В собственной типографии издано 790
наименований учебной литературы в период с 1992 по 1996 годы. Ведется
разработка более 200 электронных учебников.
Таким образом, при
инспектировании Открытого университета установлены следующие нарушения
законодательства и нормативных актов:
в структуре
Открытого университета имеются 20 территориально обособленных подразделений
(УКП), не предусмотренных п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации
(часть 1), введенного в действие с 01.01.95;
в нарушение
п. 24 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92
N 3267-1 и п. 24 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании"
в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ филиал Открытого
университета в г. Чебоксары не имел лицензии на право ведения образовательной
деятельности в сфере высшего профессионального образования;
в нарушение
подпункта 4 пункта 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об
образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ подбор
руководителей учебно - консультационных пунктов проводился без учета уровня их
квалификации.
Кроме того, не выполнен п. 3 Приказа Минобразования России от 05.09.96 N
15, согласно которому изменения и дополнения к уставам вузов в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ должны были
представляться на утверждение в Минобразование России
до конца 1996 года.
13.10.97 в
Управлении учебных заведений высшего профессионального образования совместно с
Управлением инспектирования и руководством Открытого университета состоялось
обсуждение результатов проверки университета. В целях устранения выявленных
нарушений ректором вуза изданы Приказы от 14.10.97 N 151/Деят
и 21.10.97 N 153/Деят.
Учитывая изложенное и с целью обеспечения выполнения законодательства
Российской Федерации в области образования в Московском государственном
открытом университете, приказываю:
1. Ректору
Московского государственного открытого университета Ковшову А.Н.:
1.1. Устранить
имеющиеся нарушения законодательства Российской Федерации и нормативных актов в
организации деятельности структурных подразделений в соответствии с
инструктивным письмом Минобразования России от 11.07.97 N 34 "О мерах по
обеспечению выполнения законодательства Российской Федерации в сфере высшего
профессионального образования".
1.2. Представить в
Управление учебных заведений высшего профессионального образования (Новикову
Ю.А.) проект устава вуза и договор с учредителем в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ в I квартале 1998 года.
1.3. Представить
информацию о мерах, принимаемых по нормализации функционирования территориально
обособленного подразделения в г. Сургуте, в Управление инспектирования (Сауткину В.Ф.) и в Управление учебных заведений высшего
профессионального образования (Новикову Ю.А.) до 15.01.98.
1.4. Обеспечить
привлечение к руководству территориально обособленными подразделениями вуза
лиц, имеющих опыт научно - педагогической работы.
1.5. Организовать
обучение руководителей территориально обособленных подразделений вуза
современному законодательству в сфере высшего профессионального образования
Российской Федерации.
1.6. Принять меры к
изъятию копий сертификата аттестации образовательного учреждения
"Московский государственный открытый университет" с заверенной
припиской Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России.
2. Государственной
инспекции по аттестации учебных заведений России (Анурину
В.О.) принять меры к упорядочению выдачи сертификатов по аттестации
территориально обособленных подразделений вузов и исключить практику дополнения
сертификатов по аттестации вузов их территориально обособленными
подразделениями.
3. Рекомендовать
органам управления образованием Республики Дагестан, Чувашской Республики,
Владимирской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Ростовской и Смоленской
областей, Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого
автономных округов оказать содействие в приведении образовательной деятельности
Московского государственного открытого университета в структурных
подразделениях, расположенных на их территории, в соответствие с
законодательством Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования
на основании инструктивного письма Минобразования России от 11.07.97 N 34 (п.
4).
4. Управлению
инспектирования (Сауткину В.Ф.) провести повторное
инспектирование Московского государственного открытого университета по вопросам
соответствия деятельности вуза законодательству Российской Федерации в сфере
образования в мае - июне 1998 года.
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на Управление
инспектирования (Сауткина В.Ф.) и Управление учебных
заведений высшего профессионального образования (Новикова Ю.А.).
И.о. Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ