МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 1997 г. N 18-55-288и/12
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В период с 1 по 29
августа с.г. Счетной палатой Российской Федерации
была проведена проверка целевого и эффективного использования средств
федерального бюджета, внебюджетных источников на проведение
научно-исследовательских работ в Минобразования России.
Счетная
палата отметила, что вузовская наука в сложных условиях реформирования
сохранила в основном свой потенциал и продолжает решать задачи развития
фундаментальных исследований и укрепления научных школ, ведет активную
инновационную деятельность и оказывает все большее влияние на процессы
преобразований в регионах, укрепляет свои позиции в области международного
сотрудничества, ведет постоянный поиск новых организационных форм проведения
научных исследований, направленных на усиление отдачи вузовской науки.
Вместе с тем
проверкой был высказан ряд замечаний.
Работа по
определению приоритетных направлений развития науки и техники в системе высшей
школы не завершена и требует продолжения. Не разработаны единые планы
фундаментальных исследований Минобразования России. Президентская программа
"Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки" рассчитана, в основном, на дополнительное финансирование
за счет средств федерального бюджета, что ограничивает ее возможности по
привлечению внебюджетных средств и использованию собственного инновационного
потенциала. Обращено внимание на "мелкотемье" (в среднем в 1995 году
объем финансирования одной научно-исследовательской работы составил 8,5 млн.
руб.). Подчеркнута необходимость увеличения финансирования фундаментальных
исследований до 30 - 35% от общего объема финансирования науки уже в 1998 году.
Отмечено, что форма и функционирование системы заказ-нарядов
не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Треть
проектов по конкурсу грантов носят прикладной характер и не относятся к числу
поисковых исследований; требует в целом уточнения действующее положение о
конкурсе грантов.
Не отслеживается
участие вузов в федеральных и президентских программах, где Минобразование
России является соисполнителем. Прикладные исследования не согласованы с
потенциальными потребителями, не имеют адресности. Серьезные недостатки
выявлены в организации исследований по программе "Сертификация",
которая, как оказалось, не согласована с Госстандартом России и не увязана с
Федеральной программой "Сертификация и метрология". Значительное количество испытательных лабораторий действует в
системе Минобразования России как хозяйствующие субъекты, в то же время на их
поддержку в Программе в 1996 году было израсходовано 4,5 млрд. руб. Требует
уточнения "Концепция развития инновационной деятельности в сфере науки и
научного обслуживания высшей школы на 1998 - 2000 годы", которая в
нынешней редакции ориентирована главным образом на использование госбюджетных
средств, в то время как она должна содействовать процессу передачи
технологий и созданию конкурентоспособной продукции, реализуемой на
отечественном и зарубежном рынках. При использовании средств, выделяемых на
инновационные проекты, как это показано на примере Пермского государственного
технического университета, допускаются грубые нарушения, при которых
госбюджетные средства передаются частным фирмам и направляются не по
назначению. Обращено внимание на создание Минобразованием
России большой группы учреждений научно-организационного характера, выполняющих
научные исследования различной тематики, а также на учреждение вузами и
подведомственными научными организациями большой группы коммерческих и
некоммерческих структур, которые активно привлекаются к решению задач в рамках
научно-технических программ и финансируются из госбюджета.
Требуется также
доработка механизма движения возвратных средств и их учета при функционировании
созданной сети фондов поддержки научно-технических программ. Высказаны
замечания по экспертной системе Министерства, по механизму экспертизы проектов,
по контролю за экспертной деятельностью. В связи с
этим признаны недопустимыми потери, которые в этом случае несут государство,
вузы, научные коллективы в области защиты интеллектуальной собственности, а
также финансовые потери, которые при этом допускаются. Должная
нормативно-правовая база по всем этим вопросам не разработана. При общем развитии
выставочной деятельности, в том числе на международном уровне, в качестве
характерного недостатка отмечено отсутствие учета и контроля по договорам,
контрактам и соглашениям, которые заключаются с отечественными и зарубежными
партнерами, отчисления Минобразованию от продажи
лицензий не являются обязательными. Отмечена необходимость разработки единой
стратегии финансирования фундаментальных исследований, прикладных разработок,
ведения инновационной деятельности, корректировки количества научно - технических
и инновационных программ, их объединения, исключения дублирования, а также
необходимость слежения за привлечением вузами средств из других источников:
Миннауки, РФФИ, РГНФ, зарубежных фондов и других, организации учета по общим
объемам финансирования науки Минобразованием России.
Ректорам вузов,
руководителям подведомственных научных организаций необходимо учесть результаты
работы Счетной палаты Российской Федерации и на этой основе провести проверку
состояния организации финансирования научных исследований в вузах, научных
организациях.
По всем случаям
серьезных нарушений и отступления от установленного порядка необходимо принять
меры, исключающие их повторение в будущем.
Первый заместитель
Министра
А.Н.ТИХОНОВ