ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1997 г. N 21-19-97
О НЕЗАКОННОЙ ПРАКТИКЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Пункт 3 статьи 43
Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на
конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или
муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Механизм реализации
этого права закреплен в Федеральном законе "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (ч. 1, 3 ст. 11), а также в Типовом
положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем учебном заведении) Российской Федерации (п. п. 16 - 19), утвержденном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 597. Согласно
данным нормативным актам прием в высшие учебные заведения производится по
результатам вступительных испытаний, на которых высшие учебные заведения должны
обеспечить объективность оценки способностей и склонностей поступающих, чтобы
выявить наиболее способных к освоению программы высшей школы.
В соответствии с
разъяснением Госкомвуза России от 02.04.96 N 31-32-38ин/08, вытекающим из
Федерального закона "Об образовании", вступительные испытания не
являются дополнительной образовательной услугой, и взимание за них платы не
допускается. Между тем практика ряда вузов свидетельствует о том, что
вступительные испытания под разными предлогами коммерциализируются,
что подрывает конституционный принцип конкурсности
получения высшего образования, справедливости отбора в высшие учебные
заведения.
Формированию такой
практики способствуют некоторые постановления и разъяснения бывшего Госкомвуза
России, направленные на места и имеющие нормативный характер.
Так, пунктом 10
Постановления от 27 декабря 1995 г. N 9 Госкомвуз разрешил вузам засчитывать в
качестве результатов вступительных испытаний результаты выпускных экзаменов
слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. Однако
известно, что подготовительные отделения работают на платной основе, а
поскольку выпускные экзамены являются частью образовательного процесса
подготовительных отделений, то соответственно и оплачиваются из средств слушателей. Такой порядок не способствует утверждению
единых конкурсных требований и делит поступающих в вузы на тех, кто может
заплатить деньги, и тех, кто такой возможности не имеет.
В письме
заместителя председателя Госкомвуза России от 25.01.96 N 10-34-017ин/018 "
О проведении репетиционных экзаменов и вступительных испытаний в ранние
сроки", направленном министерствам (ведомствам) и ректорам высших учебных
заведений, была осуждена незаконная практика вузов, которые проводили на
платной основе начиная с февраля так называемые репетиционные экзамены,
результаты которых затем засчитывали в качестве вступительных испытаний. В письме справедливо отмечалось, что такая практика ставит учащихся в
неравные условия в зависимости от материального положения родителей и места
жительства. Но вместо принятия принципиального решения о запрещении подобной
коммерциализации вступительных испытаний Госкомвуз ограничился рекомендациями
по снижению негативных последствий незаконного нововведения. При этом главный
порок - платность вступительных испытаний - не только оставлен без
реагирования, но и фактически легализован: рекомендовано по результатам "ранних
вступительных испытаний" выдавать каждому выдержавшему эти испытания так
называемый сертификат, который при поступлении в вуз может засчитываться в
качестве результата "общих вступительных испытаний".
Письмо,
затрагивающее права и интересы граждан и носящее нормативный характер, было
издано и направлено на места в нарушение Постановлений Правительства Российской
Федерации от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации нормативных
актов" и от 23.07.93 N 722 "Об утверждении Правил подготовки
ведомственных нормативных актов". Данное письмо не прошло регистрации в
Министерстве юстиции Российской Федерации.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", прошу:
1. Привести в
соответствие указанные нормативные акты Госкомвуза со статьей 43 Конституции
Российской Федерации и законодательством об образовании.
2. Принять меры к
пресечению практики введения в государственных и муниципальных вузах платности
вступительных испытаний в любой форме.
Представление
подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его получения.
О результатах
рассмотрения сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель
Генерального прокурора
Российской
Федерации
В.И.ДАВЫДОВ