МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 1997 г. N 06-51-39ин/25-01
В соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании", нормативными правовыми
актами, принятыми в его развитие федеральными органами управления образованием,
в настоящее время происходит становление и развитие системы лицензирования,
аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Учитывая
актуальность вопросов, связанных с организацией деятельности органов управления
образованием по использованию новых механизмов государственного контроля за качеством образования, министерство в 1997 году
провело 2 семинара - совещания. По итогам указанных семинаров - совещаний были
подготовлены информационно - аналитические материалы, в которых отмечены
наиболее типичные проблемы, возникающие на практике при организации
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, предложены некоторые
подходы к их решению.
В связи с тем, что
многие из рассмотренных проблем носят общий характер для всех субъектов
Российской Федерации, рекомендуем, используя прилагаемые материалы, провести с
участием муниципальных органов управления образованием совещания по вопросам
организации и проведения лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации.
При этом прошу
учесть, что министерством запланировано проведение межрегиональных совещаний по
указанным проблемам в сентябре 1997 года в г. Астрахани и в ноябре 1997 года в
г. Ростове - на - Дону.
Министр
В.Г.КИНЕЛЕВ
Приложение
РЕЗОЛЮЦИЯ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО
СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ
"ПРОБЛЕМЫ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Настоящая
резолюция подготовлена работниками федерального, региональных и муниципальных
органов управления образованием, научных учреждений, региональных
государственных аттестационных и аттестационно -
диагностических служб Урала и Сибири, Севера, Юга и Центра России в ходе
семинара в г. Сочи Краснодарского края 14 - 19 мая 1997 года, обсуждена и дополнена
на семинаре, проходившем в г. Москве 26 - 28 мая 1997 года. Всего в подготовке и обсуждении данных материалов участвовали
представители 20 регионов России.
1.
Аттестация и аккредитация образовательных
учреждений
Общая
ситуация
Обсуждение на
семинаре процессов, связанных с анализом деятельности образовательных
учреждений, показало, что в настоящее время в различных регионах России ведется
работа по определению параметров, критериев и процедуры оценки результативности
деятельности образовательного учреждения.
Накоплен
значительный опыт в осуществлении новых подходов к этой деятельности.
Отмечаются также различия в практике осуществления лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации в разных регионах.
Современные подходы
к аттестации инициируются органами управления образованием и постепенно
получают признание в образовательных учреждениях, причем последние в ряде
случаев рассматривают их не только в качестве государственной (внешней) оценки
своей деятельности, но и в качестве инструмента оценки и поддержки собственного
развития.
Для современной
ситуации характерна определяющая роль Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации в разработке и совершенствовании технологий
аттестации и государственной аккредитации учреждений профессионального
образования и ведущая роль субъектов Российской Федерации в формировании
практики аттестации учреждений, реализующих общеобразовательные программы.
Вместе с тем
констатируется общее отставание в разработке нормативно - методического
обеспечения, аттестации и государственной аккредитации учреждений
дополнительного профессионального образования, соотнесения аттестации и
государственной аккредитации.
Дальнейшее развитие
единой системы оценки и установления статуса образовательных учреждений на
основе их лицензирования, аттестации и аккредитации связано с разрешением ряда
ключевых проблем и основных задач по их разрешению.
Проблемы
Применительно к
общему и дополнительному образованию отсутствуют принятые в установленном
порядке государственные стандарты либо заменяющие их нормативные документы. В
силу этого система объективной государственной оценки деятельности
образовательных учреждений (аттестация) складывается на базе параметров и
критериев, формируемых путем экспертных подходов, экспериментальной апробации,
а нередко эмпирическим путем. Обеспечивая решение локальных задач, это не
позволяет создать единое информационное поле, необходимое для оценки состояния
образовательного пространства страны.
В связи с имеющимся
отставанием теории от практики аттестации не разрешен ряд принципиальных
вопросов, связанных с определением параметров и критериев, применяемых в
процессе аттестации и аккредитации школы:
- о возможности
включения в их состав позиций, связанных с воспитанием и развитием личности
учащихся;
- об удельном весе
и способах интегрирования оценок по отдельным параметрам и критериям;
- об определении
уровня требований к содержанию и качеству подготовки выпускников ("от
эталона", заданного нормативными документами, или "от среднего достигнутого
уровня", определенного эмпирическим путем);
- о корреляции
оценки деятельности образовательного учреждения с условиями этой деятельности
(когда последние не соответствуют нормативам или значительно ниже по сравнению
с другими).
Серьезные проблемы
возникают в связи с определением статуса аттестационных служб как независимых.
С одной стороны, вывод их из ведения органов управления образованием порождает
конфликты во взаимоотношениях с последними и по
крайней мере на начальном этапе делает их полнокровную деятельность практически
невозможной. С другой - жесткое подчинение аттестационных служб органам
управления фактически затрудняет объективность выполняемых ими процедур, так
как ставит их в ситуацию косвенного оценивания деятельности организации, являющейся
учредителем как аттестуемых образовательных
учреждений, так и самой службы. Важную роль в решении этой проблемы может
сыграть включение в состав аттестационных комиссий представителей
общественности.
Задачи
Участники выделили
следующие задачи, требующие первоочередного решения:
-
разработать необходимую нормативную правовую базу аттестации, прежде всего -
Закон "Об аттестации и аккредитации образовательных учреждений", в
котором прописать порядок взаимодействия аттестационных служб разного уровня,
их взаимоотношения с органами управления образованием, принципы делегирования
полномочий федеральной, региональными и муниципальными аттестационными
службами, участие бюджетов разных уровней в финансировании аттестационных служб
и др.;
- определить особенности
оценивания в ходе аттестации и аккредитации образовательных учреждений, не
имеющих типовых положений (лицеи, гимназии, а также инновационные и
экспериментальные школы);
- уточнить позицию,
связанную с наличием или отсутствием права негосударственных образовательных
учреждений не проходить аттестацию и аккредитацию;
- регламентировать
право государственной аттестационной службы на хоздоговорную деятельность и
порядок оплаты за услуги по аттестации;
- уточнить
последствия получения отрицательного аттестационного заключения для
образовательного учреждения;
- уточнить
распределение компетенции - полномочий и ответственности - между федеральными и
региональными аттестационными службами, условия, при которых возможно
делегирование функций ГАС на муниципальный уровень.
2.
Некоторые тенденции в становлении
современной системы
аттестации и государственной
аккредитации
образовательных учреждений
Наличие
общественной потребности в осуществлении объективной оценки деятельности
образовательных учреждений на основе аттестации и государственной аккредитации
при отстающем нормативно - правовом, финансовом и научном обеспечении привело к
появлению следующих тенденций в организации этой деятельности.
Наблюдается
дублирование проверки одних и тех же параметров при лицензировании, аттестации
и государственной аккредитации.
Разработка процедур
и технологий аттестационной деятельности опережает становление четко
оформленной системы параметров и критериев объективной оценки работы
образовательного учреждения.
Несмотря на
предполагаемую объективность оценки деятельности образовательного учреждения в
ходе аттестации, руководители их высказывают сомнения в беспристрастности
подхода соответствующих экспертных групп, а также обосновывают необходимость
специфических подходов при работе с определенными типами (видами)
образовательных учреждений, прежде всего с инновационными.
В регионах
формируются разные модели аттестационных служб, действующие:
а) в разрешительно
- запретительном режиме;
б) в режиме
организации, выдающей наряду с разрешением (запрещением) предписания по
устранению недостатков;
в) в режиме службы,
осуществляющей как оценочные, так и мониторинговые функции, что, на взгляд
участников совещаний, является наиболее приемлемым для
будущей ГАС.
Не всегда
обоснована складывающаяся практика функционального разделения служб по уровням
и типам образовательных учреждений.
Положительно
зарекомендовало себя сочетание деятельности государственных аттестационных
служб и общественных формирований (аттестационных комиссий), действующих при
них или при управленческой структуре.
3.
Рекомендации семинара
Участники семинара
(руководители и специалисты федеральных, региональных, муниципальных органов
управления образованием и аттестационных служб, ученые, другие работники
образования) считают необходимым переход к новой практике объективной оценки
деятельности образовательного учреждения. Орган, который будет участвовать в реализации
этой практики, должен создаваться:
- с учетом
сложившихся традиций отечественной школы в данной области и результатов,
достигнутых в последние годы;
- на основе учета
интересов органов управления образованием, аттестационных служб и
образовательных учреждений;
- путем выработки и
принятия единой методологии аттестации и аккредитации, учитывающей специфику
аттестационных процедур для отдельных уровней образования.
Признаны
необходимыми разработка, обсуждение и принятие Закона РФ "О
государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений".
В этих целях
участники семинара рекомендуют в первоочередном порядке:
1. Государственной
Думе Федерального Собрания РФ:
1.1. Отрегулировать
в указанном Законе:
1.1.1. Порядок
взаимодействия аттестационных служб федерального, регионального и
муниципального уровней.
1.1.2. Участие
бюджетов различных уровней в финансировании аттестационных служб.
1.1.3. Принципы
взаимного делегирования полномочий федеральной,
региональными и муниципальными аттестационными службами.
1.1.4.
Взаимоотношения Государственной аттестационной службы и органов управления
образованием.
1.2. Обеспечить
формирование указанного закона как правового акта прямого действия в части
деятельности федеральной аттестационной службы и основ законодательства
применительно к службам субъектов Федерации и муниципальным.
2. Министерству
общего и профессионального образования РФ:
2.1. При разработке
нормативно - правовой базы, регулирующей вопросы аттестации образовательных
учреждений:
2.1.1. Отнести к
ведению федеральных органов исполнительной власти:
- определение
общего порядка деятельности служб;
- содержание и
параметры аттестации в части федерального компонента;
- инструментарий
аттестации в части федерального компонента образовательных стандартов.
2.1.2. Отнести к
ведению субъектов Федерации:
- разработку
процедуры проведения аттестации и структуры аттестационной службы в субъекте
аттестации;
- разработку
содержания и параметров аттестации в части национально - регионального
компонента образовательных стандартов.
2.1.3. Определить,
что:
- аттестационные
службы субъектов Российской Федерации действуют при наличии доверенности
федеральной аттестационной службы (Министерства общего и профессионального
образования);
- муниципальные
аттестационные службы действуют при наличии доверенности аттестационной службы
субъекта Российской Федерации (органа управления образованием);
- аттестационные
службы реализуют в установленном порядке функции государственного управления и
сервисные функции в интересах развития аттестуемых образовательных учреждений;
- решение
аттестационной службы может быть обжаловано в вышестоящей аттестационной
службе.
2.2. Создать в
Краснодарском крае Федеральный центр по лицензированию, аттестации и
аккредитации образовательных учреждений. Основными функциями этого Центра могут
быть следующие:
- разработка
методологии лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений, нормативно - правовой базы, в том числе предложений в проект Закона
"О лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений";
- сертификация
аттестационных материалов, в том числе создание унифицированных аттестационных
измерителей и процедур измерения;
- разработка и
описание моделей сети и процедур аттестации;
- организация
подготовки и переподготовки работников аттестационных служб Российской
Федерации;
- создание базы
данных о результатах работы образовательных учреждений Российской Федерации.
2.3. Провести цикл
семинаров по проблемам:
- аттестации
образовательных учреждений различных уровней и типов;
- нормативно -
правовой базы деятельности аттестационных служб различного уровня;
- финансирования
аттестационных служб;
- взаимодействия
региональных и муниципальных аттестационных служб;
- сертификации
региональных аттестационно - диагностических
материалов.
2.4. Подготовить
примерные (типовые) программы подготовки экспертов, осуществляющих аттестацию
образовательных учреждений, и организовать на базе Академии повышения
квалификации работников образования (г. Москва) подготовку руководителей
региональных аттестационных служб и специалистов, курирующих данный вопрос в
субъектах Российской Федерации.
3. Органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Организовать
региональные семинары - совещания по проблемам аттестационной деятельности в
системе образования с учетом информационно - аналитических материалов
настоящего семинара и представить в Министерство общего и профессионального
образования РФ информацию об их итогах для анализа и обобщения.
3.2. Рассмотреть
вопрос о возможности создания специализированных учреждений (структурных
подразделений) органов управления образованием, ведающих аттестацией
образовательных учреждений.
3.3. Оказать
содействие в формировании аналогичных структур в муниципальных образованиях
(городах и районах), делегировав им на основе соглашений необходимые
полномочия.
3.4. При
формировании системы аттестации образовательных учреждений регионов
использовать материалы настоящего семинара.
3.5. Поддержать
практику проведения общественной аккредитации образовательных учреждений, в
первую очередь инновационных и экспериментальных.
3.6. Организовать
подготовку экспертов, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений.
3.7. Учесть в
практической деятельности опыт регионов, представленных на семинаре.