МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 1997 г. N 16-55-104и/16-16
Управление
образовательных стандартов и программ направляет для практического
использования макет Положения об учебно - методическом объединении высших
учебных заведений Российской Федерации, разработанный в соответствии с Типовым
положением, утвержденным Приказом Минобразования России от 05.05.97 N 844, и с
учетом анализа представленных проектов положений.
Обращаем внимание,
что к проекту Положения об УМО отдельно оформляется лист согласования с
должностными лицами Минобразования России. Для УМО в области естественно-научного
и высшего технического образования - это должностные лица Управления
образовательных стандартов и программ: начальник (Шестаков Г.К.), заместитель
начальника (Сенашенко В.С.), начальник отдела
образовательных программ высшего профессионального образования (Попова Е.П.) и
специалист - куратор УМО.
Для УМО в области
экономического и гуманитарного образования - это должностные лица Управления
гуманитарного образования и развития личности: начальник (Сериков В.В.),
заместитель начальника (Байденко В.И.), начальник
отдела образовательных стандартов и их научно-методического обеспечения
(Овчинников Г.К.) и специалист - куратор УМО.
В сопроводительном
письме по представлению проекта Положения об УМО к утверждению указать фамилии,
имена и отчества председателя (сопредседателей) совета УМО, его заместителя
(заместителей) и других сотрудников УМО, а также их служебные телефоны.
Заместитель
Начальника
Управления
В.С.СЕНАШЕНКО
Макет
Принято: Утверждаю:
на заседании совета УМО Заместитель Министра общего и
протокол N _____________ профессионального образования
от _____________________ Российской Федерации
___________(председатель ________________ А.Г.АСМОЛОВ
совета УМО) "___"
_______________ 1997 г.
М.П. базового вуза М.П. Минобразования России
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В ОБЛАСТИ _______________________________
Разработано в
соответствии с Типовым положением об учебно - методическом объединении высших
учебных заведений Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования
России от 05.05.97 N 844.
1. Общие
положения
1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской
Федерации (далее - учебно-методическое объединение, УМО) по образованию в
области ___________________________ является государственно-общественным
объединением в системе высшего профессионального образования Российской
Федерации, созданное с целью координации действий научно-педагогической
общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций, по
обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования,
прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения
процесса подготовки специалистов для _____________________ (науки, техники,
технологии или социальной сферы).
1.2. Основными
задачами учебно-методического объединения являются разработка предложений по структуре закрепленной за ним области высшего
профессионального образования и содержанию основных образовательных программ,
разработка и экспертиза учебно-методической документации, необходимой для
обеспечения процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным
образованием в соответствии с потребностями личности, общества, основными
тенденциями развития науки, культуры, техники и технологии.
1.3. УМО создано
приказом ___________ от ______ N ___________. За УМО приказом (приказами)
___________ от ______ N ___________ закреплены следующие направления и
специальности высшего профессионального образования __________ (если
наименований много, то можно дать в приложении).
Базовым вузом (или
базовыми вузами) в соответствии с приказом ___________ от _________ N _______
является (являются) ___________
_________________________________________________________________.
1.4. В состав учебно-методического объединения входят независимо от
ведомственной подчиненности государственные высшие учебные заведения Российской
Федерации (приложение N ___) и негосударственные вузы (приложение N ___),
имеющие государственную аккредитацию, в которых реализуются основные
образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального
образования, относящимся к компетенции УМО, а также заинтересованные в
совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям и
специальностям предприятия, учреждения и организации (приложение N ___).
В состав УМО по
решению его совета входят не прошедшие государственную аккредитацию
негосударственные высшие учебные заведения Российской Федерации (приложение N
___), а также в качестве ассоциированных членов - вузы других государств
(приложение N ___).
Вузы, предприятия,
учреждения и организации, входящие в состав УМО, сохраняют установленные
отношения подчиненности.
1.5.
Учебно-методическое объединение строит свою деятельность на принципах
равноправия всех входящих в УМО вузов, предприятий, учреждений и организаций,
коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.
1.6.
Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с
настоящим Положением, законодательными актами Российской Федерации и
нормативными документами органов исполнительной власти в области образования,
решениями Координационного совета учебно-методических объединений и
научно-методических советов (НМС).
1.7.
Учебно-методическое объединение ежегодно отчитывается за свою работу перед
федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным
образованием в соответствии с установленной формой.
1.8. Решения
учебно-методического объединения принимаются в соответствии с регламентом
(прописать основные моменты: периодичность пленумов, заседаний совета,
президиума совета, количество голосов для принятия решений, порядок
формирования и утверждения составов учебно-методических советов и т.д.).
2. Функции
УМО <*>
--------------------------------
<*> Данный
раздел может быть дополнен или уменьшен решением совета УМО.
Для решения поставленных
задач УМО в области ________________:
2.1. Разрабатывает
проекты требований к уровню подготовки выпускников и содержанию образовательных
программ по закрепленным направлениям и специальностям высшего
профессионального образования.
2.2. Формирует перечень
аннотированных программ специализированной подготовки магистров по направлениям
и перечень специализаций в рамках специальностей, относящихся к компетенции
УМО.
2.3. Разрабатывает
проекты основных образовательных программ высшего профессионального образования
по закрепленным направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.4. Организует
обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по
подготовке специалистов всех ступеней высшего профессионального образования по
закрепленным направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.5. Участвует в
разработке перечня направлений и специальностей высшего профессионального
образования.
2.6. Участвует по
поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным
образованием в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений по
закрепленным направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.7. Участвует в
подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего
образования.
2.8. Участвует в
разработке программ повышения квалификации и переподготовки
профессорско-преподавательского состава в своей области деятельности.
2.9. Проводит по
поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным
образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий
преподавателям высших учебных заведений по закрепленным направлениям и
специальностям высшего профессионального образования.
2.10. Вносит в
федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием
предложения по реализации государственной политики в области образования.
2.11. Участвует в
разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего
профессионального образования с целью их согласованности и преемственности со
стандартами высшего профессионального образования в своей области деятельности.
2.12. Участвует в
разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по
специальностям ________________________.
2.13. Участвует в
формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом
федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным
образованием, ведомств, учебно-методических объединений по дисциплинам,
относящимся к закрепленным направлениям и специальностям высшего
профессионального образования.
2.14. Участвует в
организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической
литературы, аудиовизуальных средств по дисциплинам и курсам, относящимся к
закрепленным направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.15. Проводит по
поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным
образованием рецензирование рукописей учебников и учебных пособий,
подготовленных к изданию в своей области высшего профессионального образования.
2.16. Вносит в
федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием
предложения по совершенствованию учебного процесса, организации кадрового,
методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах
по подготовке специалистов ______________________ _____________________________
профиля.
2.17. Проводит
конференции, семинары и совещания по проблемам высшего образования,
студенческие олимпиады и конкурсы по закрепленным направлениям и специальностям
высшего профессионального образования.
3.
Управление УМО и организация деятельности
3.1. Руководство
деятельностью учебно-методического объединения осуществляет его совет,
сформированный из представителей вузов, федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием, а также заинтересованных
предприятий, учреждений и организаций, входящих в УМО. В перерывах между заседаниями
совета руководство деятельностью УМО осуществляет президиум, избранный советом
УМО (список прилагается).
Председателем
совета УМО и его президиума является ректор вуза (указать наименование вуза),
на базе которого организовано УМО.
В случае, если УМО организуется на базе нескольких вузов - указать
их (фамилии, имена и отчества не указывать).
3.2. Председатель
совета учебно-методического объединения направляет и организует работу совета и
его президиума, представляет УМО в органах управления высшим образованием,
осуществляет связь с предприятиями, организациями, привлекает
профессорско-преподавательский состав вузов, входящих в УМО, для работы в его
советах и комиссиях.
3.3. В
_____________________ (наименование высшего учебного заведения или двух вузов)
введена должность проректора по учебно-методической работе - заместителя
председателя совета УМО, который назначается и освобождается ректором вуза -
председателем совета УМО по согласованию с федеральным (центральным) органом
управления высшим профессиональным образованием.
Заместитель
председателя совета УМО принимается на работу по трудовому договору (контракту)
с ____________________ высшим учебным заведением сроком на 5 лет, при этом срок
окончания трудового договора (контракта) совпадает со сроком окончания
полномочий ректора. В случае освобождения от занимаемой должности по
уважительной причине (по собственному желанию, при достижении предельного
возраста и др.) заместитель председателя совета УМО переводится с его согласия
на иную должность, соответствующую его квалификации.
Заместитель
председателя совета организует работу по выполнению решений совета УМО,
осуществляя непосредственное оперативное руководство деятельностью
учебно-методического объединения.
Заместитель
председателя совета УМО является членом Координационного совета УМО и НМС,
активно участвует в его работе и проведении решений.
3.4.
Учебно-методическое объединение имеет следующую структуру (перечислить
учебно-методические советы и др. структурные единицы).
3.5. Для
обеспечения функционирования учебно-методического объединения в штатное
расписание базового вуза введены следующие должности (указать).
4.
Финансовое обеспечение
4.1. Финансирование
деятельности учебно-методического объединения осуществляется из средств,
выделяемых базовому вузу органом управления высшим профессиональным
образованием, в ведении которого он находится, а также из внебюджетных
источников (если они существуют).
4.2. Внебюджетными
источниками финансирования учебно - методического объединения являются
_________________ (указать конкретные для данного УМО и порядок их
формирования).
4.3. Платными
услугами УМО являются _____________________ (указать конкретные
для данного УМО).
Стоимость платных
услуг УМО для государственных и муниципальных высших учебных заведений
устанавливается в соответствии с письмом Минобразования России от 24.04.97 N
18-55-80ин/16-16.
4.4. В базовом вузе
по решению совета УМО создан специальный фонд (если создан).
Использование
средств фонда осуществляется по смете, утвержденной ректором по представлению
учебно-методического объединения.
Контроль за расходованием средств осуществляет президиум совета УМО. Ежегодный
отчет о формировании фонда и расходовании его средств утверждается на заседании
совета УМО.
4.5. ____% средств
указанного фонда ежегодно перечисляется в централизованный фонд
Координационного совета УМО и НМС.
Председатель совета
УМО высших
учебных заведений
РФ по образованию
в области
_________________________