МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1997 г. N 06-51-34ин/25-02
О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Особенностью
современной политики в области образования стала децентрализация управления
системой образования.
В соответствии с
определенным Законом Российской Федерации "Об образовании" порядком
разграничения компетенции федеральных органов государственной власти,
федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих
функций между различными уровнями управления.
Вместе с тем Закон
не дает детальной регламентации распределения полномочий.
В связи с этим
необходима отработка вариативных моделей организационных структур управления
региональными и муниципальными системами образования.
Особенно острой
является проблема управления образованием на уровне местного самоуправления. В
настоящее время органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение
о создании муниципального органа управления образованием либо о передаче его
функций иным структурам.
С целью оптимизации
управления образованием на уровне местного самоуправления министерство
направляет для использования в работе рекомендации, подготовленные участниками
международного проекта ТАСИС "Планирование управления образованием в
России". Просим направить данные материалы главам местной администрации.
Первый заместитель
Министра
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Децентрализация
управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в
управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих
решений.
Структура
управления образованием (отраслевая вертикаль) не изменилась, в ней сохранились
4 основных уровня управления:
- федеральный,
- региональный,
- муниципальный (с учетом городов, имеющих районное деление),
- образовательного
учреждения.
Однако в прежней системе
управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором
задавались цели, ставились задачи и контролировалось
их выполнение.
В настоящее время
управляющие подсистемы появились на каждом уровне управления, так как
перераспределение полномочий способствовало необходимости ставить цели,
формулировать задачи, подбирать соответствующие средства, организовывать работу
и контролировать ее выполнение на каждом уровне управления.
Результаты анализа
взаимоотношений разных уровней управления свидетельствуют об изменении их
характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий
управляющей системы на управляемую и увеличивается
доля косвенных.
В этом заключается
основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в
результате проведенной в ходе реформы децентрализации управления.
В последние годы
центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на
региональный, а затем - на муниципальный уровень.
Это обусловлено
тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления
гражданского общества. Многие проблемы, в том числе проблемы образования,
гораздо эффективнее решаются на уровне местного самоуправления, чем на
федеральном и региональном, так как именно на муниципальном уровне
сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.
Данное
обстоятельство явилось причиной пристального внимания Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации к проблемам муниципального
управления образованием.
В связи с этим в
рамках программы ТАСИС был разработан проект "Планирование управления
образованием", задачами которого являлись:
- оценка ситуации в
системе управления образованием конкретных территорий;
- построение
различных схем управления и проверка их результативности в реальной работе
муниципальных органов управления образованием областных и городских
инфраструктур;
- подготовка
рекомендаций по оптимизации деятельности органов управления образованием
муниципалитетов, работающих в различных социально - экономических,
демографических и социокультурных условиях.
Анализ ситуации в
системе управления образованием конкретных территорий позволил выделить
проблемы управления образованием на муниципальном уровне.
I блок проблем:
- отсутствует опыт
самоуправления, в том числе опыт управления образованием на муниципальном
уровне в изменившихся условиях;
- крайне медленно
происходит профессионализация управленческой деятельности на муниципальном
уровне;
- формирование
местных структур управления приняло затяжной характер;
- государственная
поддержка местному самоуправлению в области образования оказывается
недостаточно согласованно;
- местное
сообщество с трудом приобщается к управлению образованием.
II блок проблем:
- местное
самоуправление в России имеет многообразные структуры и формы;
- существует
значительная дифференциация функций муниципальных органов управления
образованием;
- уровень
самостоятельности районного звена в условиях города с районным делением не
определен;
- ряд относительно
самостоятельных управляющих структур, имеющих отношение к сфере образования,
трансформировался в общую иерархическую управляющую подсистему.
III блок проблем:
- отсутствует
четкое разграничение полномочий в управлении образованием по отраслевому
принципу (вертикаль) и при взаимодействии с другими муниципальными структурами,
отвечающими за образование (горизонталь) на уровне муниципалитета;
- не выделен
инвариант содержания деятельности органов управления
муниципального звена в условиях децентрализации управления образованием
и значительной автономии образовательных учреждений;
- не определена оптимальная
структура муниципального органа управления образованием;
- не определен
оптимальный численный состав аппарата управления образованием на муниципальном
уровне.
IV блок проблем:
- отсутствует
единая система информационного обеспечения;
- отсутствуют
параметры и методики определения эффективности деятельности управленческих
структур в образовании (в том числе на муниципальном уровне);
- отсутствуют
независимые службы контроля, экспертизы и прогнозирования;
- отсутствуют
эффективные финансовые механизмы, которые могут быть использованы в образовании
на муниципальном уровне.
V блок проблем:
- отсутствует опыт
формирования социального заказа на образование.
В поисках путей
решения приведенных выше проблем и поставленных в этой связи задач приняли
участие органы управления образованием различных уровней Новосибирской,
Пермской, Кемеровской областей, Красноярского края и Выборгского района
Ленинградской области.
Одним из
результатов проведенной работы явились настоящие Методические рекомендации, в
которых:
1) на основании
анализа законов об образовании и о местном самоуправлении показано
распределение компетенции между различными уровнями управления образованием
(см. таблицу);
2) выделен
инвариант функционала муниципального органа управления образованием.
Таблица
Со-
дер-
жание
уп-
рав-
лен-
чес-
кой
дея-
тель-
ности
|
Федеральный
уровень
|
Региональный
уровень
|
Муниципаль-
ный уровень
|
Уровень
образова-
тельного
учреждения
(ОУ)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Обес-
пече-
ние
госу-
дарс-
твен-
ных
га-
ран-
тий
обра-
зова-
ния
|
- обеспечение и
защита прав
граждан на обра-
зование;
- создание пра-
вовых гарантий
для свободного
функционирования
и развития сис-
темы образова-
ния;
-
определение
прав, обязаннос-
тей и
ответс-
твенности физи-
ческих и юриди-
ческих лиц в об-
ласти образова-
ния, правовое
регулирование их
отношений в дан-
ной области;
-
определение
порядка созда-
ния, реорганиза-
ции и ликвидации
ОУ;
- создание фе-
дерального фонда
стабилизации и
развития системы
образования;
-
установление
федеральных нор-
мативов финанси-
рования обучаю-
щихся и воспи-
танников и по-
рядка финансиро-
вания ОУ;
-
установление
льгот обучающим-
ся и
педагоги-
ческим работни-
кам; видов норм
материального
обеспечения
|
- обеспечение
и защита права
граждан на
образование;
- поддержка
национально-
культурных и
региональных
традиций в об-
разовании;
- подготовка
специалистов
для осуществ-
ления образо-
вательного
процесса на
языках народов
Российской
Федерации;
- создание
региональных
фондов стаби-
лизации и
развития обра-
зования;
- финансовое
подкрепление
государствен-
ных гарантий
доступности и
обязательности
основного обще-
го образования
(выделение
субвенций
местным
бюджетам);
- установле-
ние региональ-
ных налогов и
сборов;
- установле-
ние льгот
обучающимся и
педагогическим
работникам;
видов и норм
материального
обеспечения
|
- обеспече-
ние и защита
конституцион-
ного права
граждан на
основное
общее образо-
вание;
- создание
сети ОУ;
- поддержка
местных и на-
ционально -
культурных
традиций в
образовании;
- создание
необходимого
количества
ОУ, классов
и групп, а
также усло-
вий, обеспе-
чивающих по-
лучение обра-
зования на
родном языке;
- установле-
ние местных
налогов и
сборов;
- создание
условий для
самостоятель-
ной деятель-
ности ОУ,
свободы и
плюрализма
в образова-
тельном
процессе
|
- адап-
тивность
образова-
тельного
процесса
к условиям
и особен-
ностям раз-
вития и
подготовки
учащихся;
- преем-
ственность
образова-
тельных
программ;
- предо-
ставление
всех воз-
можных форм
получения
образова-
ния;
- нахожде-
ние вне по-
литических
партий, об-
щественно -
политичес-
ких и рели-
гиозных
движений и
организаций
|
Повы-
шение
уров-
ня
про-
фес-
сио-
на-
лизма
уп-
рав-
лен-
чес-
ких
кад-
ров
|
- осуществление
мониторинга и
непрерывности
информационных
потоков о со-
стоянии и раз-
витии;
- создание сис-
темы подготовки
и переподготов-
ки управленчес-
ких кадров
|
- осущест-
вление монито-
ринга и непре-
рывности ин-
формационных
потоков о сос-
тоянии и раз-
витии системы
образования;
- организация
подготовки
управленческих
кадров;
- аттестация
управленческих
кадров
|
- осущест-
вление мони-
торинга и не-
прерывности
информацион-
ных потоков
о состоянии и
развитии сис-
темы образо-
вания;
- заказ на
повышение
квалификации
управленчес-
ких кадров
|
- осу-
ществление
мониторинга
и непрерыв-
ности ин-
формацион-
ных потоков
о состоянии
и развитии
системы
образова-
ния;
- заказ на
повышение
квалифика-
ции кадров
|
Конт-
роль
за
ка-
чест-
вом
обра-
зова-
ния.
Ли-
цен-
зиро-
ва-
ние,
ат-
тес-
тация
и
ак-
кре-
дита-
ция
ОУ.
Ат-
тес-
тация
кад-
ров
|
- нормативно -
правовое обес-
печение;
- разработка
квалификацион-
ных характерис-
тик и должност-
ных инструкций
для специалистов
системы образо-
вания;
- разработка
типовых положе-
ний об учреж-
дении системы
образования;
- разработка
государственных
образователь-
ных стандартов;
- разработка
модели педагоги-
ческой деятель-
ности;
- установка
норм и правил
строительства
образовательных
учреждений,
охраны здоровья
обучающихся,
оснащенности
учебного про-
цесса и обору-
дования учеб-
ных помещений;
- создание сис-
темы аттестаци-
онно - диагнос-
тических служб
|
- разработка
национально -
регионального
компонента об-
разовательного
стандарта и
создание усло-
вий для его
выполнения;
- создание
условий, орга-
низация и про-
ведение лицен-
зирования, ат-
тестации и
аккредитации;
- установка
дополнительных
норм и правил
строительства
образовательных
учреждений,
охраны здоровья
обучающихся,
оснащенности
учебного про-
цесса и обору-
дования учебных
помещений;
- аттестация
кадров
|
-
создание
условий для
выполнения
национально -
регионального
компонента
государствен-
ного образо-
вательного
стандарта;
- создание
условий и ор-
ганизация ли-
цензирования
и аттестации;
- создание,
реорганизация
и ликвидация
образователь-
ных учрежде-
ний
|
- разра-
ботка
школьного
компонента
образова-
тельного
стандарта;
- органи-
зация те-
кущего
контроля,
проведение
самообсле-
дования
|
Раз-
ра-
ботка
и фи-
нан-
совая
под-
держ-
ка
прог-
рамм
раз-
вития
обра-
зова-
ния
|
-
разработка,
финансовая под-
держка, органи-
зация и коорди-
нация материаль-
но - техническо-
го обеспечения
федеральной и
межведомственных
программ разви-
тия системы об-
разования
|
- разработка,
финансовая под-
держка регио-
нальных (от-
раслевых) меж-
ведомственных
целевых про-
грамм развития
системы обра-
зования
|
- разработ-
ка, финансо-
вая поддерж-
ка муници-
пальных обра-
зовательных
проектов и
программ
развития
муниципальной
системы обра-
зования и об-
разовательных
учреждений
|
- разра-
ботка и
привлечение
дополни-
тельного
финансиро-
вания
программы
развития
образова-
тельного
учреждения
|
Орга-
низа-
ция
экс-
пер-
тизы
кон-
суль-
тиро-
вания
прог-
рамм
раз-
вития
обра-
зова-
ния и
обра-
зова-
тель-
ных
прог-
рамм
|
- создание и
нормативное
обеспечение
деятельности
экспертного
совета;
- формирование
и размещение
заказа на раз-
работку техно-
логий эксперти-
рования и кон-
сультирования
программ раз-
вития системы
образования
и образователь-
ных программ
|
- создание и
нормативное
обеспечение
деятельности
экспертного
совета;
- подготовка
и формирование
корпуса экс-
пертов и кон-
сультантов
|
- создание
условий и
организация
квалифициро-
ванного кон-
сультирова-
ния и экспер-
тизы образо-
вательных
программ
|
- форми-
рование за-
каза на
консульти-
рование и
экспертизу
учебных
планов и
программ
|
Фор-
миро-
вание
сис-
темы
со-
про-
вож-
дения
обра-
зова-
тель-
ных
прог-
рамм
|
- формирование
и размещение
заказа на кад-
ровое обеспече-
ние образова-
тельных про-
грамм;
- формирование
федерального
комплекта учеб-
ной литературы
и размещение
его в издатель-
ствах;
- разработка
примерных учеб-
ных планов и
программ
|
- изучение
конъюнктуры
рынка педаго-
гических кад-
ров;
- формирова-
ние и размеще-
ние заказа на
кадровое
обеспечение
образователь-
ных программ;
- формирование
и обеспечение
заказа учеб-
ной литературы;
- формирование
и обеспечение
заказа матери-
ально - техни-
ческого обес-
печения обра-
зовательных
программ;
- разработка
примерных
учебных планов
и программ
|
- формирова-
ние заказа
на кадровое
обеспечение
образователь-
ных программ;
- формирова-
ние заказа и
обеспечение
учебной
литературой;
- формирова-
ние и обеспе-
чение заказа
материально -
технического
обеспечения
образователь-
ных программ;
- разработка
примерных
учебных пла-
нов и прог-
рамм
|
- кадро-
вое, про-
граммное,
учебно -
методичес-
кое и
материаль-
но - техни-
ческое
обеспечение
учебного
процесса
|
Создавая,
поддерживая и развивая систему образования, гарантирующую гражданам их
конституционное право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья,
социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, одним
словом, выполняя свою главную задачу в этой области, муниципалитеты должны
последовательно выстраивать структуру управления образованием, его отраслевую
вертикаль, главное место
в которой должно занять образовательное учреждение, непосредственно
осуществляющее образовательный процесс.
К компетенции
образовательных учреждений согласно Закону Российской Федерации "Об
образовании" отнесены:
- материально -
техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование
помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для
осуществления образовательной деятельности дополнительных источников финансовых
и материальных средств;
- подбор, прием на
работу и расстановка кадров;
- организация и
совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка и
утверждение образовательных программ и учебных планов;
- разработка и
утверждение рабочих программ курсов и дисциплин;
- разработка и
утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых учебных
планов и расписаний занятий;
- установление
структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного
расписания, распределение должностных обязанностей;
- установление
ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного
учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений,
установленных федеральными и местными нормами;
- установление
надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения,
порядка и размеров их премирования;
- разработка и
принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;
- самостоятельное
формирование контингента обучающихся, воспитанников;
- осуществление
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
образовательного учреждения.
В этой связи
каждому образовательному учреждению надлежит отработать и утвердить в органах
исполнительной власти свой устав, заключить с учредителем договор; получить
лицензию, определиться в вопросах аттестации и аккредитации.
Изменение
функционала образовательных учреждений неизменно требует соответствующей
структурной перестройки управления образованием в муниципалитетах.
Право
контроля за реализацией учреждениями образования объема образовательных
программ, их соответствия учебным планам, расписанию занятий и графикам
учебного процесса; качеством образования выпускников; обеспечением жизни и
здоровья, а также прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников
образовательного учреждения во время образовательного процесса в условиях
децентрализации предполагает выделение инварианта функционала муниципального
органа управления образованием и соответствующих управленческих структур.
Главная задача
муниципальных органов управления образованием - обеспечение прав граждан на
образование.
Решение этой задачи
требует:
с одной стороны,
выполнения в новых условиях функций, которые всегда выполнялись органами
управления образованием;
с другой стороны,
выполнения новых функций, связанных с необходимостью удовлетворения
дополнительных образовательных услуг, обеспечения социализации обучающихся,
специальной работы по обеспечению связи населения с региональной жизнью.
Инвариант
функционала муниципального органа
управления
образованием
1. Обеспечение
выполнения государственных нормативно - правовых актов об образовании.
2. Управление
качеством образования.
2.1. Рационализация
сети образовательных учреждений и образовательных услуг (создание,
реорганизация и ликвидация образовательных учреждений).
2.2. Контроль и
диагностика деятельности образовательных учреждений по обеспечению выполнения
государственных стандартов образования.
2.3. Участие в
аттестации учащихся и воспитанников, педагогических и руководящих работников
муниципальных образовательных учреждений.
2.4. Участие в
лицензировании, аттестации, аккредитации муниципальных образовательных
учреждений в соответствии с полномочиями.
2.5. Организация и
мониторинг экспериментальной и инновационной деятельности в муниципалитете.
2.6. Информационно
- аналитическая деятельность по оценке состояния муниципальной образовательной
системы и направления ее развития.
3. Прогнозирование
развития муниципальной системы образования.
Система действий по
определению стратегических и тактических задач управления в изменяющихся
условиях.
4. Регулятивно -
коррекционная деятельность по отношению к работе образовательных учреждений
5. Обеспечение
социализации детей, охрана прав и социальная защита детей.
5.1. Обеспечение
прав граждан на образование.
5.2. Охрана прав
детей, оставшихся без попечения родителей.
5.3. Предупреждение
безнадзорности несовершеннолетних путем объединения усилий заинтересованных
ведомств.
5.4. Помощь в
сохранении и укреплении здоровья детей в период образовательного процесса и
каникулярного отдыха.
6. Создание
необходимых консалтинговых и сервисных служб при органах управления для
оказания помощи в деятельности образовательных учреждений и педагогов
(методической, психологической, юридической, социологической и т.д.).
7. Работа с
кадрами.
7.1. Формирование
заказа на подготовку кадров.
7.2. Организация
повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
7.3. Назначение и
освобождение руководящих кадров.
7.4. Материальное и
моральное стимулирование, награждение.
8. Социальная
защита педагогических кадров
- совместная
деятельность с органами местного самоуправления, профсоюзами (жилье,
медобслуживание, охрана труда).
9. Участие в
формировании местных бюджетов и фондов развития образования, привлечение
дополнительных источников финансирования, планирование материально -
технического обеспечения, разработка и принятие местных нормативов
финансирования образования.
10. Контроль
деятельности подведомственных учреждений по исполнению бюджетной и финансовой
дисциплины, осуществлению хозяйственной деятельности.
11. Регулирование в
пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в системе
образования, контроль аренды.
12. Строительство,
ремонт и эксплуатация зданий и сооружений муниципальных образовательных
учреждений, обустройство прилегающей к ним территории.
Одним из способов
решения важнейшего в настоящее время вопроса о повышении квалификации
педагогических кадров может стать ваучеризация указанной системы, что будет
способствовать естественной конкуренции между образовательными учреждениями
дополнительного профессионального образования и приведет к повышению
профессиональной подготовки слушателей курсов.
Направления
оценки деятельности муниципального
органа управления
образованием:
- степень
рационализации сети муниципальной образовательной системы;
- диверсификация
образовательных услуг;
- степень удовлетворенности
потребностям образовательной системы функционирующих сервисных служб и их
влияние на образовательную систему;
- степень
удовлетворенности детей, родителей, общественности предлагаемыми
образовательными услугами и их доступностью;
- положительная
динамика формальных показателей эффективности работы образовательной системы
(по качеству реализуемых образовательных услуг, через аттестацию
образовательных учреждений);
- эффективность
системы повышения профессионализма педагогов, оценка оперативного и
опережающего характера обучения кадров (через аттестацию руководящих и
педагогических кадров);
- наличие
соответствующей нормативной правовой базы управления на муниципальном уровне;
- наличие
комплексно - целевых программ и их направленность на развитие образования на
муниципальном уровне, их реализуемость;
- эффективность
контроля, анализа деятельности муниципальных образовательных учреждений;
- оценка
деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Новая политика в
управлении образованием требует соответствующей политики и в области
финансирования. Закономерен вывод о необходимости
многоканального финансирования учебных заведений, т.к. если образовательное
учреждение, реализуя базисный учебный план с его федеральной и национально -
региональной составляющими, выступает своего рода сервисным учреждением, то
должно рассчитывать на финансовую поддержку всех тех, кто претендует на
трансляцию через него своего компонента знания. В противном случае надо
материально поддерживать всех граждан, претендующих на получение
образовательных услуг от педагогических коллективов, ставя их в равные условия
как законных налогоплательщиков. Со стороны же муниципалитетов должен быть
осуществлен переход на финансирование целевых программ и проектов развития
образовательных учреждений.