МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 1997 г. N 818/14-12
О СРОКАХ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Комплексный анализ
действующей в России системы начального образования, проведенный коллегией
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации,
свидетельствует о том, что в последние годы проведена значительная работа по
развитию содержания образования в начальной школе, созданию новых учебников,
внедрению новых образовательных систем.
Вместе с тем
обозначился ряд проблем, требующих решения в ближайшие годы.
В настоящее время
большинство детей обучается в трехлетней начальной школе и лишь 36% заканчивают четырехлетнюю школу.
Учащиеся трехлетней
начальной школы в основном должны освоить примерно тот же объем содержания
образования, что и учащиеся четырехлетней школы.
При очевидном
дефиците учебного времени резко возрастает интенсивность учебного процесса, что
ведет к перегрузке, резко выраженной утомляемости, следствием чего является
нарушение физического и психического здоровья обучающихся.
За три года не
успевают полностью сформироваться необходимые общеучебные
умения, навыки самоконтроля, самооценки.
Кроме того,
трехлетний срок обучения в начальной школе не позволяет полно представить в
учебном плане жизненно важные для развития младшего школьника предметы, которые
обеспечивают формирование воображения, творчества, эстетической и физической
культуры.
Исследования
специалистов Института возрастной психологии показали, что четырехлетняя
система обучения в большей мере соответствует возрастным функциональным
возможностям развития детей, состоянию их здоровья и работоспособности.
Четырехлетняя школа
обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять
негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу ребенка из
дошкольного детства к систематическому обучению.
Четырехлетний срок
обучения в начальной школе создает условия для сохранения здоровья и
эмоционального благополучия школьников, поддержания их интереса к учению и
углубляет познавательные интересы, а в учебном плане дает возможность шире
представить предметы эстетического цикла и физической культуры.
Зарубежный опыт
показывает, что трехлетний срок обучения не соответствует международным
стандартам: большинство стран мира имеют четырехлетний и более продолжительные
сроки обучения.
По результатам
международных сравнительных исследований, проведенных в 46 странах мира, только
2 страны (Россия и Швейцария) имеют два потока детей, имеющих обучение с 6 и 7
лет. В Российской Федерации накоплен значительный опыт, свидетельствующий об
эффективности работы четырехлетней начальной школы. Разработан и успешно
используется полный комплект вариативных учебников и программ для 1 - 4-х
классов, в институтах повышения квалификации сложилась система переподготовки
учителей, средние и высшие педагогические учебные заведения готовят выпускников
к работе в четырехлетней начальной школе.
С учетом
вышеизложенного региональным и муниципальным органам управления образованием
необходимо проанализировать состояние системы начального образования в регионе,
контингент детей, которые будут обучаться в ближайшие годы, кадровый состав
учителей, возможности повышения их квалификации и осуществить постепенный
переход на четырехлетнее начальное образование.
При этом необходимо
обеспечить право родителей на определение возраста поступления ребенка в школу,
т.е. с 6 или 7 лет.
Региональным
органам управления образованием и институтам повышения квалификации провести
переподготовку учителей начальных классов для работы в четырехлетней начальной
школе.
Первый заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ