МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 1997 г. N 1252
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В целях реализации
задач и функций Министерства в области развития, воспитания и психологической
поддержки личности в образовательных учреждениях Российской Федерации
приказываю:
1. Образовать при
участии Российской академии образования и Российской академии наук Совет по
проблемам развития, воспитания и психологической поддержки личности (далее -
Совет) и рабочую группу по разработке концепции "Развитие, воспитание и
психологическая поддержка личности в системе непрерывного образования
Российской Федерации".
2. Утвердить
Положения о Совете (Приложение 1), рабочей группе (Приложение 2) и ее состав
(Приложение 3).
3. Назначить
председателем Совета Петровского Артура Владимировича - президента Российской
академии образования, члена коллегии Минобразования России.
4. Председателю
Совета А.В. Петровскому:
4.1. Сформировать
состав Совета и представить на утверждение.
4.2. Обеспечить
разработку концепции "Развитие, воспитание и психологическая поддержка
личности в системе непрерывного образования Российской Федерации".
5. Управлению
гуманитарного образования и развития личности (Серикову В.В.):
5.1. Совместно с Управлением учебных заведений высшего профессионального
образования (Новиковым Ю.А.), Управлением образовательных стандартов и программ
(Шестаковым Г.К.), Управлением учебных заведений среднего профессионального
образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением общего среднего образования
(Леонтьевой М.Р.), Управлением учебных заведений начального профессионального
образования (Бутко Е.Я.), Управлением реабилитационной работы и специального
образования (Шиловым Д.С.), Управлением социального развития и материально-технического
обеспечения (Корольковым В.Т.), Управлением финансирования научных
исследований и инноваций (Шленовым Ю.В.), отделом
дополнительного образования (Брудновым А.К.), отделом
дошкольного образования (Стеркиной Р.Б.) организовать
разработку научно-исследовательской программы "Образовательный процесс:
обеспечение целостности и усиление его воспитательных функций".
5.2. Совместно с
вышеперечисленными управлениями и отделами, а также с Управлением обеспечения
Федеральной программы "Развитие образования в России" и региональной
политики (Зуевым В.М.) представить предложения:
по обеспечению воспитательно-психологической направленности Федеральной
программы "Развитие образования в России";
по оптимизации
требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню
нравственно-этической и психологической подготовки личности в системе общего и
профессионального образования;
по усилению
ориентации содержания учебных программ и учебно - методических пособий,
комплектов учебников на гуманистических ценностях культуры;
по созданию условий
для расширения деятельности в образовательных учреждениях детских, юношеских и
молодежных самодеятельных объединений и организаций, обеспечивающих
саморазвитие личности в учебе, общественно полезном труде, научном и
художественном творчестве, физической культуре и спорте, полноценном досуге и
ориентированных на становление высоких нравственных качеств
гражданина России.
5.3. Провести во втором полугодии 1997 г. совместно с Управлением
учебных заведений высшего профессионального образования, Управлением учебных
заведений среднего профессионального образования, Управлением начального
профессионального образования, Управлением общего среднего образования,
Управлением реабилитационной работы и специального образования, Управлением
образовательных стандартов и программ, отделом дополнительного образования и
заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными объединениями и
организациями всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам
воспитания в системе общего и профессионального образования.
6. Отделу
дополнительного образования (Бруднову А.К.):
6.1. Организовать в
1997 - 1998 гг. конкурс авторских проектов воспитательных систем
общеобразовательных учреждений.
6.2. Подготовить к
изданию в 1998 г. сборник региональных и национальных концепций и программ
воспитания юных россиян.
6.3. Провести
всероссийскую научно-практическую конференцию "Проблемы становления и
развития образовательной системы учреждений дополнительного образования
детей".
7. Центру
социологических исследований (Харчевой В.Г.) провести
исследование по выявлению ценностных ориентаций обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений общего и профессионального образования.
8. Управлению
финансирования научных исследований и инноваций (Шленову
Ю.В.) рассмотреть вопрос о выделении средств для
проведения работ, указанных в п. 7 настоящего Приказа.
9. Руководителям
НИИ ВО (Савельеву А.Я.), Института развития
профессионального образования (Смирнову И.П.), Института общего образования
(Кривошееву В.Ф.), Научно-методического центра
среднего профессионального образования (Щепотину А.Ф.) на основе обобщения реального опыта работы
образовательных учреждений:
9.1. Подготовить
совместный доклад о состоянии и проблемах воспитания в системе общего и
профессионального образования.
9.2. Обеспечить
ознакомление педагогической общественности с основными положениями и выводами
доклада.
9.3. Предусмотреть
организационно-методическое обеспечение долговременных исследований проблем
развития, воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и
профессионального образования.
10.
Информационно-аналитическому отделу по связям с прессой и общественностью
(Кузякину А.П.):
10.1. Обеспечить
организацию на телевидении циклов передач, посвященных воспитанию детей,
подростков и учащейся молодежи.
10.2. Организовать
проведение в средствах массовой информации дискуссии по проблемам воспитания и
ценностных ориентаций подрастающего поколения.
10.3. В целях
возрождения традиции представить предложения по воссозданию в 1997 г.
"Вестника для воспитания" на базе журнала "Воспитание
школьников".
11. Управлению
гуманитарного образования и развития личности (Серикову В.В.), Управлению
международного сотрудничества (Бацыну В.К.)
подготовить проект Программы "Гражданское воспитание личности - путь
ускорения демократических реформ в России" для внесения его в ЮНЕСКО.
12. Государственным
органам управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям
образовательных учреждений различных типов, видов и категорий системы общего и
профессионального образования представить во
предложения для разработки концепции "Развитие, воспитание и
психологическая поддержка личности в системе непрерывного образования
Российской Федерации".
13. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя
министра А.Г. Асмолова.
Министр
В.Г.КИНЕЛЕВ
Приложение 1
к Приказу
Минобразования
России
от 19 июня 1997 г.
N 1252
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ
1. Совет по проблемам развития, воспитания и психологической поддержки
личности (далее - Совет) создается приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации для рассмотрения вопросов и
подготовки предложений, касающихся реализации государственной политики в сфере
образования, направленной на обеспечение гуманистического характера
образования, свободного развития личности, воспитания гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, адаптации
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников.
2. Состав Совета
утверждается приказом Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации.
3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" в
редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, другими
законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и
решениями коллегии Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации, настоящим Положением.
4. Основными
направлениями деятельности Совета являются:
разработка
предложений и рекомендаций в области развития, воспитания и психологической
поддержки личности;
участие в
разработке и совершенствовании концепции развития, воспитания и психологической
поддержки личности обучающихся и воспитанников;
выработка
предложений по реализации общих требований к содержанию общего и
профессионального образования в части его ориентации на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирования
у обучающихся современной картины мира, воспитания человека и гражданина;
анализ состояния
работы по обеспечению психологической поддержки личности в образовательной
системе России;
содействие
проведению общественных дискуссий в средствах массовой информации и других
мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
содействие
достижению общественного согласия относительно цели и ценностей воспитания в
условиях осуществления политических и социально-экономических реформ;
инициирование
общественной экспертизы учебников и учебно - методических пособий по вопросам,
относящимся к компетенции Совета;
участие в
общественной экспертизе нормативных документов по вопросам, относящимся к
компетенции Совета;
организация работы
по изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта образовательных
учреждений и развитие международного сотрудничества в области воспитания и
психологической поддержки личности;
выработка
рекомендаций по совершенствованию подготовки кадров в области воспитания и
психологической поддержки личности.
5. Совет для осуществления
возложенных на него задач имеет право:
принимать участие в
рассмотрении на коллегии Минобразования России вопросов развития, воспитания и
психологической поддержки;
запрашивать и
получать от подведомственных Минобразованию России
научно-исследовательских учреждений соответствующие информационно-справочные
материалы.
6. Решения Совета
принимаются открытым голосованием, большинством не менее двух третей голосов от
списочного состава и имеют рекомендательный характер.
7. Заседания Совета
проводятся не реже двух раз в год.
Начальник
Управления
гуманитарного
образования
и развития личности
В.В.СЕРИКОВ
Приложение 2
к Приказу
Минобразования
России
от 19 июня 1997 г.
N 1252
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ
"РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Рабочая группа
по разработке концепции "Развитие, воспитание и психологическая поддержка
личности в системе непрерывного образования Российской Федерации" (далее -
рабочая группа) создается приказом Минобразования Российской Федерации.
2. Состав рабочей
группы утверждается приказом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации.
3. Рабочая группа
для осуществления возложенной на нее задачи имеет право:
запрашивать и
получать в установленном порядке от соответствующих структурных подразделений
Минобразования России, подведомственных Минобразованию
России образовательных и научно - исследовательских учреждений информационно-справочные
материалы по вопросам развития, воспитания и психологической поддержки
личности;
привлекать в
установленном порядке по согласованию с руководством Минобразования России
ученых и специалистов научных и образовательных
учреждений для проведения экспертизы проектов концепции;
организовывать по
согласованию с Информационно-аналитическим отделом по связям с прессой и
общественностью широкое обсуждение проектов Концепции;
выносить проект
Концепции на обсуждение Совета.
Начальник
Управления
гуманитарного
образования
и развития личности
В.В.СЕРИКОВ
Приложение 3
к Приказу
Минобразования
России
от 19 июня 1997 г.
N 1252
СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО
РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ
"РАЗВИТИЕ,
ВОСПИТАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
1. Байденко В.И. -
заместитель начальника Управления
(руководитель) гуманитарного
образования и развития
личности
Минобразования России
2.
Бабочкин П.И. - заместитель директора
Научно -
исследовательского
центра при
Институте
молодежи (по согласованию)
3.
Березина В.А. - заместитель начальника
отдела
дополнительного образования
Минобразования России
4.
Быховская И.М. - заведующая кафедрой
Российской
государственной
академии физической
культуры, профессор
д.ф.н.
(по согласованию)
5. Грущак С.В. -
заместитель председателя Комитета
Государственной Думы
по делам женщин,
семьи и молодежи (по
согласованию)
6. Козлова
О.Н. - заместитель заведующего
кафедрой
"МАТИ" -
Российского государственного
технологического
университета, д.с.н.,
профессор
7. Магун В.С. -
ведущий научный сотрудник Института
социологии РАН, к.
психол. н.
(по согласованию)
8. Немировский М.Б. - директор Межвузовского центра внеучебной
работы Пермского государственного
технического
университета
9.
Николаев М.Е. - директор Федерального
информационного
центра молодежных
социальных программ
(по согласованию)
10.
Петрова Т.Э. - начальник отдела
воспитания и
психологической
поддержки Управления
гуманитарного
образования и развития
личности
Минобразования России
11.
Путилин В.А. - ведущий научный сотрудник
РАО, д.п.н.,
профессор (по
согласованию)
12.
Родионова Е.Л. - зав. сектором
воспитательной работы
департамента
образования и науки
администрации
Нижегородской области
13. Шахина Н.А. -
заместитель начальника отдела
по взаимодействию с неправительственными
организациями
Госкомитета по делам
молодежи России (по
согласованию)
14. Шахова
Р.Ф. - заведующая лабораторией
социально -
психологической
службы Научно -
методического центра
Юго-Восточного
округа г. Москвы,
к.ф.н.
Начальник
Управления
гуманитарного
образования
и развития личности
В.В.СЕРИКОВ