КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 7
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 9
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 1997 года
О РАЗВИТИИ МЕДИЦИНСКОГО И
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегии
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и
Министерства здравоохранения Российской Федерации на совместном заседании,
заслушав представленные доклады и ознакомившись с материалами выставки,
отмечают, что Минздравом России совместно с Минобразованием России приняты
необходимые меры по реализации Указа Президента Российской Федерации N 468 от
20 апреля 1993 г. "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения
Российской Федерации" в части реформирования системы подготовки медицинских кадров и защите отечественного
медицинского интеллектуального потенциала.
Коллегии
констатируют, что федеральными (центральными) органами управления образованием
в последние годы разработан и утвержден ряд документов, важных для развития
системы медицинского и фармацевтического образования. Минздравом России и
Минобразованием России совместно с учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию разработаны и утверждены
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по всем специальностям группы 040000 - Здравоохранение, примерные
учебные планы, а также примерные программы дисциплин, предусмотренных
Федеральной компонентой образовательного стандарта. Наряду с
другими законодательными, нормативными и методическими документами: уставами
вузов, оформленными договорами образовательных учреждений с учредителем,
лицензиями на право ведения образовательной деятельности, Положением об
итоговой государственной аттестации и Положением о клинической ординатуре,
утверждение Государственного образовательного стандарта не только определило
правовой статус вузов, но и способствовало развитию единого образовательного
пространства России, сохранению и восстановлению лучших традиций российской
системы медицинского и фармацевтического образования, становлению
системы непрерывного образования.
Вместе с
тем, коллегии отмечают, что реальные проблемы и противоречия текущего периода
не позволили в необходимой степени соблюдать межведомственную координацию как
по подготовке медицинских и фармацевтических кадров, так и по биохимии,
биофизике, биотехническим и медицинским аппаратам и системам, инженерному делу
в медико-биологической практике и другим специальностям и направлениям высшего
профессионального образования, сопряженным с качеством медицинского
обслуживания населения.
Подчеркивая
необходимость интенсификации усилий по согласованию деятельности всех ведомств,
имеющих в своем подчинении образовательные учреждения медицинского и
фармацевтического профиля в области развития фундаментальных и прикладных
научных исследований в вузах и их интеграции с образовательным процессом,
подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы, подготовки
педагогических кадров для высшей школы, повышения качества и эффективности
высшего и послевузовского образования, проблемам нравственного воспитания
студентов, а также по вопросам лицензирования,
аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Коллегии решили:
1. Признать положительной работу Минздрава России, проводимую
совместно с Минобразованием России по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению
здоровья населения Российской Федерации" и Постановления Правительства
Российской Федерации от 29.07.95 N 770 "О совершенствовании системы
профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров".
2. Одобрить
представленную стратегию развития системы медицинского и фармацевтического
образования, направленной на подготовку специалистов, способных осуществлять
свою деятельность в условиях реформирования здравоохранения.
3. Согласиться с
предложением Минздрава России о сохранении сложившейся системы федерального
управления государственными образовательными учреждениями высшего медицинского
и фармацевтического образования, переподготовки и повышения квалификации
специалистов здравоохранения.
4. Министерству
здравоохранения Российской Федерации (Володину В.Д.) и Министерству общего и
профессионального образования Российской Федерации (Жураковскому В.М.) в целях
оптимизации системы подготовки медицинских кадров разработать к 30 ноября 1997
года план совместной работы министерств по дальнейшему совершенствованию
медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации.
5. Структурным
подразделениям Минздрава России и Минобразования России в научной и
научно-методической области:
5.1. Управлению научных учреждений (Самко Н.Н.), Управлению учебных
заведений (Володину Н.Н.), Планово-финансовому управлению (Климкину М.В.) Минздрава
России, Управлению научно-исследовательских работ (Суворинову А.В.), Управлению
финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.), Управлению
экономики (Белякову С.А.), Управлению образовательных стандартов и программ
(Шестакову Г.К.), Управлению гуманитарного образования и развития личности
(Серикову В.В.) Минобразования России совместно с Российской
академией медицинских наук (Покровским В.И.), Российской академией образования
(Петровским А.В.) и МГУ им. Ломоносова (факультету фундаментальной медицины по
согласованию с Садовничим В.А.) в целях развития интеграции образования с
фундаментальными научными исследованиями, формирования инфраструктуры внедрения
прикладных разработок и выработки единой государственной политики в области медицинского
и фармацевтического образования:
5.1.1. Подготовить и представить в Минобразование России к 01.11.97
согласованные с Минздравом России предложения по созданию межведомственного
учебно-научного центра, возложив на него координацию работ в области медицинского
и фармацевтического образования, а также формирование межведомственного
координационного совета по медицинскому и фармацевтическому образованию,
включающего представителей Минздрава России, Минобразования России, высших и
средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, медицинских
факультетов государственных университетов, медицинской промышленности,
практического здравоохранения, Российской академии медицинских наук и
федеральных органов управления образованием и здравоохранением.
5.1.2. Разработать
и представить на утверждение в Минобразование России и Минздрав России к 30
декабря 1997 года комплексный межведомственный план научно-исследовательской
работы в области медицинского и фармацевтического образования, здравоохранения,
медицинской науки и инновационной деятельности.
5.1.3. Совместно с Всероссийским учебно-методическим центром по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Душенковым П.А.) при
Минздраве России, научно-методическими советами по гуманитарному и социально-экономическому
образованию, Координационным советом по психологии Минобразования России,
Советом по философским проблемам современной медицины при Президиуме РАМН и
межведомственным координационным советом по медицинскому и фармацевтическому
образованию разработать и представить на утверждение в Минобразование России и
Минздрав России к 30 июня 1998 года комплексную научно-методическую
программу "Гуманитарное и социально-экономическое образование в системе
подготовки медицинских и фармацевтических кадров", направленную на
улучшение психологических, экономических и правовых основ медицинского и
фармацевтического образования. Ректорам вузов, осуществляющих подготовку кадров
по медицинским и фармацевтическим специальностям, и деканам медицинских факультетов
государственных университетов обеспечить с сентября 1998 года современный
уровень преподавания вопросов экономики здравоохранения, предусмотренных
Государственным образовательным стандартом в области здравоохранения.
5.1.4. Совместно с Всероссийским учебно-методическим центром по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Душенковым П.А.) при
Минздраве России, учебно-методическим объединением по медицинскому и
фармацевтическому образованию (Денисовым И.Н.) и учебно-методическим объединением
по педагогическому образованию (Матросовым В.Л.) разработать и представить на
утверждение в Минобразование России к 30 ноября 1997 г. согласованный проект
"Валеология образовательной среды" для включения его в качестве
подпрограммы в Федеральную программу "Развитие образования в
России".
6. Структурным
подразделениям Минобразования России и Минздрава России в области учебной и
учебно-методической работы:
6.1. Управлению учебных заведений высшего профессионального образования
(Новикову Ю.А.) Минобразования России и Управлению учебных заведений (Володину
Н.Н.) Минздрава России обобщить к 30 ноября 1997 года результаты итоговой
государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических вузов в
1997 году и составить план мероприятий по ее совершенствованию в системе
медицинского и фармацевтического образования.
6.2. Управлению
образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.), Управлению учебных
заведений среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.)
Минобразования России и Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава
России разработать к 30 ноября 1998 года предложения по реализации
преемственности среднего и высшего профессионального образования по
специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
6.3. Управлению
образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) Минобразования России с
целью обеспечения практического здравоохранения руководящими кадрами по
проблемам сестринского дела предусмотреть возможность организации заочной формы
высшего образования по специальности 040600 - Сестринское дело для лиц, имеющих
среднее специальное медицинское образование.
6.4. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.)
Минобразования России совместно с Управлением учебных заведений (Володиным
Н.Н.) Минздрава России, учебно-научно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию (Денисовым И.Н.) и Всероссийским
учебно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому
образованию (Душенковым П.А.) при Минздраве России разработать и представить
Межведомственному экспертному совету по государственным образовательным
стандартам Минобразования России к 1 октября 1997 года
проект Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников высших учебных заведений по специальности "Клиническая
психология" и к 1 декабря 1997 года проект комплекта материалов по
учебно-методическому сопровождению подготовки выпускников по этой специальности
с учетом анализа результатов эксперимента, проводившегося на базе Курского и
Самарского государственных медицинских университетов и экспериментальных
учебных программ, утвержденных Приказом Минздрава России от 26.11.96 N
391 "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую помощь".
6.5. Управлению по работе с научно-педагогическими и руководящими
кадрами (Ганькину Ю.А.) и Управлению образовательных стандартов и программ
(Шестакову Г.К.) Минобразования России совместно с Управлением учебных
заведений (Володиным Н.Н.) Минздрава России, учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию (Денисовым И.Н.) и
научно-методическим советом по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации преподавательских кадров для высших учебных заведений (Проворовым
А.С.) разработать и представить в Минобразование
России к 30 апреля 1998 года проект учебно-методического сопровождения в
соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы" для подготовки преподавательских кадров
системы высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования и
проект сертификата, удостоверяющего присвоение этой квалификации.
6.6. Управлению книгоиздания, библиотек и информационно-методического
обеспечения (Голосову А.И.) совместно с Управлением образовательных стандартов
и программ (Шестаковым Г.К.), Управлением учебных заведений среднего
профессионального образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением гуманитарного образования
и развития личности (Сериковым В.В.), Управлением экономики (Беляковым С.А.)
Минобразования России, Управлением учебных заведений (Володиным Н.Н.) и
Планово-финансовым управлением (Климкиным М.В.) Минздрава России разработать и
представить на утверждение по подчинению к 30 ноября 1998 года согласованный
план подготовки и издания учебников и учебно-методических пособий нового
поколения по дисциплинам, предусмотренным в качестве обязательных в
Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
6.7. Управлению экономики (Белякову С.А.) Минобразования России и
Планово-финансовому управлению (Климкину М.В.) Минздрава России, учитывая
приоритетность подготовки специалистов в области здравоохранения, до 30 августа
1997 года перераспределить финансирование с целью выделения средств на
обеспечение подготовки не менее 30% выпускников медицинских факультетов в
подведомственных высших учебных заведениях по программам интернатуры и
ординатуры.
6.8. Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.), Планово-финансовому
управлению (Климкину М.В.) Минздрава России, Управлению по работе с
научно-педагогическими и руководящими кадрами (Ганькину Ю.А.), Управлению
образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.), отделу повышения
квалификации и переподготовки специалистов (Безлепкину В.В.) и Управлению
экономики (Белякову С.А.) Минобразования России совместно с ректорами
медицинских и фармацевтических вузов, медицинских академий последипломного
образования, институтов усовершенствования врачей, деканами медицинских
факультетов государственных университетов и руководителями территориальных
органов управления здравоохранением разработать и представить в Минздрав России
к 30 мая 1998 года комплексную программу по улучшению учебно-методического
обеспечения образовательной деятельности региональных
учреждений повышения квалификации специалистов.
6.9. Государственной центральной научной медицинской библиотеке
Минздрава России (Логинову Б.Р.) по согласованию с Планово-финансовым
управлением (Климкиным М.В.) Минздрава России принять на себя обязанности
головной организации по созданию центра дистанционного медицинского и
фармацевтического образования и телекоммуникационной информационной сети медицинских
и фармацевтических учебных заведений с привлечением научно-технического и
информационного потенциала государственных университетов на основе
использования сети INTERNET.
7. Структурным
подразделениям Минздрава России и Минобразования России в организационно-методической
области:
7.1. Всероссийскому учебно-научно-методическому центру по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию при Минздраве России (Душенкову
П.А.) совместно с Координационным учебно-методическим советом по фармации (Арзамасцевым
А.П.), Планово-финансовым управлением (Климкиным М.В.), Управлением обеспечения
лекарственными средствами и медицинской техникой (Кирсановой Т.Г.) Минздрава
России, Управлением экономики (Беляковым С.А.) и Управлением учебных заведений
высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.) Минобразования России
разработать к 30 декабря 1997 года проект положения об основах
экономических взаимоотношений аптечной службы с высшими медицинскими и
фармацевтическими образовательными учреждениями и медицинскими факультетами
государственных университетов, осуществляющими подготовку фармацевтов и
провизоров, по проведению различных форм их непрерывного обучения.
7.2. Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава России,
Управлению учебных заведений высшего профессионального образования (Новикову
Ю.А.), Управлению по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами
(Ганькину Ю.А.) Минобразования России совместно с территориальными органами
управления здравоохранением разработать и представить в Минздрав России к 30
ноября 1997 года план использования крупных лечебно-диагностических центров в
качестве баз для организации послевузовской подготовки специалистов для
здравоохранения, в том числе через интернатуру и клиническую ординатуру, в
регионах, где отсутствуют высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку
по специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
7.3. Управлению учебных заведений высшего профессионального образования
(Новикову Ю.А.), Управлению учебных заведений среднего профессионального
образования (Анисимову П.Ф.) Минобразования России и Управлению учебных
заведений (Володину Н.Н.) Минздрава России представить по подчинению к 30 мая
1998 года на утверждение согласованный план мероприятий по повышению
эффективности реализации Постановления Минтруда России и Госкомвуза России N
73/7 от 27.12.95 "О типовых контрактах между студентом и учебным
заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и
работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов
с высшим м средним профессиональным
образованием".
7.4. Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничеву
В.Н.) совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Шестаковым
Г.К.), Управлением учебных заведений высшего профессионального образования
(Новиковым Ю.А.) Минобразования России и Управлением учебных заведений
(Володиным Н.Н.) Минздрава России разработать и представить в Минобразование
России на утверждение к 30 мая 1998 года согласованный проект Требований к лицензированию
вузов медицинского и фармацевтического профиля и открытия медицинских и
фармацевтических специальностей, а также порядка контроля за
соблюдением лицензионных требований государственными и негосударственными
образовательными учреждениями, реализующими программы медицинского и
фармацевтического образования.
8. Территориальным
органам управления здравоохранением представить в Минздрав России к 30 октября
1997 года предложения по обеспечению медицинскими и фармацевтическими кадрами
учреждений здравоохранения с учетом сложившейся сети образовательных учреждений
по подготовке специалистов отрасли.
9. Считать
обязательным регулярное проведение совместных коллегий Минздрава России и
Минобразования России по проблеме совершенствования и развития подготовки
кадров для здравоохранения.
10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра общего и профессионального образования Российской
Федерации Асмолова А.Г. и заместителя министра здравоохранения Российской
Федерации Володина В.Д.
Министр общего и
профессионального
образования
Российской
Федерации
В.Г.КИНЕЛЕВ
Министр
здравоохранения
Российской
Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА