МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 1997 г. N 15/567-6
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ II ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ
ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
Министерство общего
и профессионального образования Российской Федерации направляет для
ознакомления и использования в работе информационное письмо о II Всероссийской
научно-практической конференции "Компенсирующее обучение: опыт, проблемы,
перспективы".
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ"
16 - 18 апреля 1997
года в Москве проходила II Всероссийская научно-практическая конференция
"Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы". Организаторы
конференции - Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования, Институт коррекционной педагогики РАО.
В конференции
принимали участие ученые, управленцы и практические работники из 43 регионов
Российской Федерации. Были обсуждены теоретические,
организационно-управленческие, психологические и методические аспекты
компенсирующего обучения.
На конференции
отмечалось, что в настоящее время во всех регионах России организовано в той
или другой форме компенсирующее обучение. В 1993/94 учебном году им было
охвачено 390074 учащихся, в 1994/95 учебном году - 441880, в 1995/96 учебном
году - 459444, в 1996/97 учебном году - свыше 560000 учащихся. Большое внимание
педагогической общественности к проблемам обучения детей риска школьной и
социальной дезадаптации, целенаправленная работа в этом направлении
педагогических коллективов во всех регионах России позволяет сделать вывод о
том, что в настоящее время происходит становление коррекционно-развивающей
практики как важнейшего направления всей педагогической деятельности. Однако
неподготовленность педагогических кадров, недостаточность учебно -
методического обеспечения, проблемы финансирования не позволяют в настоящий
момент охватить различными формами компенсирующего обучения всех нуждающихся в
этом детей.
В
общеобразовательных учреждениях России, кроме классов компенсирующего обучения,
появились и другие формы организации коррекционно-развивающей работы с детьми
риска. Ряд педагогических коллективов Москвы и других территорий осуществляют
коррекционно - развивающее обучение, не выделяя детей со специфическими
трудностями в обучении в отдельные группы. Коррекционно - развивающая работа с
ними проводится учителями, психологами, логопедами и другими специалистами
индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента базисного
учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации
разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической,
прикладной и профессиональной направленности.
Одной из форм
компенсирующего обучения являются классы педагогической поддержки. Такое
название классы для детей риска получают тогда, когда они первично создаются в
среднем звене школы.
Следует заметить,
однако, что опыт и данные экспериментальной работы показывают, что чем позднее
создаются классы компенсирующего обучения, тем более ограниченными оказываются
их коррекционно-развивающие возможности, поскольку в этих случаях
первоначальная проблема ребенка многократно завуалирована, скрыта последующими
наслоениями психологического и педагогического порядка, которые возникли на ее
основе в условиях неадекватного обучения.
Нормативно-правовую
базу в документах Минобразования получили два типа классов для детей с
трудностями в обучении в общеобразовательной школе - классы выравнивания и
классы компенсирующего обучения.
Примерным
положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных
учреждениях (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 N
333) были определены основные формы и направления коррекционно-развивающей
работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных
учреждениях. Но это Положение - примерное. В письме Минобразования России от 9
сентября 1992 г. N 30-95-6 указывалось, что не следует его рассматривать как
нечто застывшее, раз и навсегда данное. По мере дальнейшего накопления опыта и
данных научных исследований Положение может и должно уточняться, дополняться,
что и происходит в реальности. В настоящее время этот процесс находится в
развитии. Так, на основе Примерного положения, с учетом
региональных особенностей разработаны положения о классах компенсирующего
обучения в Московской, Новгородской, Иркутской, Кемеровской и других областях,
Ханты-Мансийском автономном округе, Хабаровском крае. Комитетом
образования г. Москвы и Институтом коррекционной педагогики РАО в 1995 году
разработана концепция коррекционно-развивающего обучения и утверждено положение
о классах коррекционно-развивающего обучения. В указанных документах концепция
компенсирующего обучения и положение о классах компенсирующего обучения
получили свое дальнейшее развитие. Как положительный момент в них отмечалась
нацеленность на сохранение непрерывности реабилитационного пространства, раннюю
диагностику и коррекцию, комплексный подход путем организации взаимодействия
дошкольных учреждений общего и специального (коррекционного) типов, а также
параллельных служб, обеспечивающих диагностику детей и консультирование их
родителей и педагогов, пролонгирование коррекционно-развивающей работы на II
ступень. За счет регионального и местного бюджетов предусмотрено финансирование
коррекционно-развивающего обучения, введены дополнительные штатные единицы.
Органам управления
образованием рекомендуется руководствоваться принципом вариативности при организации учебного процесса для детей с трудностями в
обучении с учетом сложившейся педагогической практики, региональных
кадровых и финансовых возможностей, научно-методического обеспечения. Возможны
два варианта:
1. Организация
классов выравнивания для детей с задержкой психического развития и классов
компенсирующего обучения для детей группы риска школьной и социальной
дезадаптации.
2. Организация
коррекционно-развивающего обучения для детей с трудностями в
обучении в соответствии с концепцией коррекционно - развивающего
обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и Комитетом
образования правительства г. Москвы.
Формирование и
функционирование классов компенсирующего обучения, классов и групп
коррекционно-развивающего обучения все чаще представляет собой мобилизацию
усилий педколлективов на создание условий, адекватных проблемам личности,
направленных на профилактику школьной дезадаптации. В большинстве случаев
отмечается профессиональный рост специалистов, работающих в этих классах и
группах.
На конференции
приводились данные, свидетельствующие об эффективности коррекционно-развивающей
работы с детьми риска (Москва, Московская, Новгородская, Кемеровская, Иркутская
и другие области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.).
В условиях компенсирующего обучения сокращается число школьников, имеющих
хроническую неуспеваемость, оставленных на повторный курс, выводимых во
вспомогательные учреждения и школы - интернаты. Однако, к сожалению, до сих пор
наблюдаются случаи открытия классов компенсирующего обучения без должной
профессиональной и психологической подготовки кадров. Это дискредитирует идею,
затрудняет объективный анализ.
Опыт
коррекционно-развивающей работы с детьми риска обозначил и проблемы, с которыми
столкнулись практические работники: недостаточная разработанность критериев
отбора детей, адекватных коррекционно-развивающих программ обучения, трудности
диагностирования, дефицит учебно-методических разработок, отсутствие
педагогических кадров со специальной подготовкой и др. Проблемы возникают уже
при комплектовании классов и групп компенсирующего и коррекционно-развивающего
обучения. В некоторых территориях к этой работе привлекаются
медико-психологические службы, консультации. В их обязанности вменяются
оказание помощи учреждениям образования, родителям по раннему выявлению детей,
которым нужна коррекционная помощь, отбор учащихся в классы компенсирующего
обучения, отслеживание динамики в их психофизическом развитии, а также тесное
взаимодействие с органами здравоохранения по медицинскому обслуживанию
школьников, своевременной коррекции их здоровья.
Однако создание
консультативно-диагностических служб, обеспечивающих диагностирование детей и
консультирование их родителей и учителей, идет крайне медленно.
Отсутствием
качественной и своевременной диагностики, низким уровнем работы
психолого-медико-педагогических консилиумов (а в ряде случаев и отсутствием таковых)
объясняются многие просчеты в организации коррекционно-развивающего обучения.
Не везде
осуществляется ранняя диагностика и коррекция детей группы риска. Анализ сети
образовательных учреждений показывает небольшое количество выявленных детей с
задержками психического развития и детей риска в дошкольных учреждениях и
резкое увеличение в начальной школе количества классов для этих детей.
Не всегда
осуществляется преемственность в работе дошкольных учреждений и начальной
школы, начальной и средней школ. И, как следствие, растет выбытие детей из
средней школы, нежелание и неспособность указанного контингента к дальнейшему
обучению.
Педколлективы,
органы управления образованием не всегда анализируют усвоение программ
учащимися классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, не
обеспечивают динамический перевод детей с учетом результатов их учебной
деятельности, поэтому нередко в школах нарушается право ребенка на получение
адекватных его развитию условий образования.
Продолжается
превышение учебной нагрузки, невыполнение санитарно-гигиенических требований к
учебному режиму. Не везде организован медицинский контроль за
детьми, нуждающимися в наблюдении и систематическом лечении.
В
учебно-воспитательном процессе для детей с трудностями в обучении не всегда
осуществляется коррекционная направленность.
Не организован
должным образом досуг детей группы риска. В дополнительном образовании городов
и районов не осуществляются мероприятия для организации занятости детей,
которые в большей мере нуждаются в этом.
Конечно,
значительная часть указанных недостатков вызвана отсутствием средств на
образование, которое ведет к сокращению расходов на создание специальных
структур (постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций,
коррекционных групп в дошкольных учреждениях, классов в общеобразовательных
школах) и оплату педагогического труда.
Ощутим и дефицит
специалистов в школах и органах управления образованием, способных оценить
образовательную ситуацию и предложить решение проблемы.
Участники
конференции отмечали необходимость взвешенного подхода к организации обучения
детей группы риска, с одной стороны, максимально расширяющего возможности
образовательного учреждения в решении задач компенсирующего обучения, с другой,
- исключающего профанацию, волюнтаризм, администрирование в этой деликатной
сфере.
Необходимо с
большей мерой ответственности и надлежащим педагогическим обеспечением подойти
к целесообразности комплектования классов и групп коррекционно-развивающего
обучения в среднем звене школы.
Следует активнее
приобщать к коррекционно-развивающей работе с конкретным ребенком и семью. По
данным исследований, около 80% родителей не воспринимают ребенка таким, каким
он есть. Становится очевидной необходимость организации постоянной
консультативной службы для родителей.
В обучении детей
группы риска в настоящее время является актуальной совместная работа с
дефектологами по выработке общих педагогических стратегий. Необходимо устранить
разночтения в понятийном аппарате, более строго определиться с понятиями
"компенсирующее" и "коррекционно-развивающее" обучение.
Ученым Российской академии образования пора определиться в понятийном аппарате,
чтобы окончательно не запутать практиков.
Требует
пристального внимания подготовка и переподготовка педагогических кадров по
вопросам работы с детьми риска. Ведь в настоящее время даже опытные учителя с
тревогой говорят о своей неподготовленности к работе с указанным контингентом
детей. Положение усугубляется тем, что в таком же положении оказываются
руководители школ и многие методисты.
Первые шаги в
решении вопроса подготовки кадров уже сделаны. Для студентов педвузов
разработан курс "Коррекционная педагогика", в котором имеется раздел
"Дети риска". С этого учебного года этот курс в качестве
обязательного вводится во всех педвузах.
В Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
организованы курсы для преподавателей педвузов и педколледжей по указанной
проблематике. В регионах во многих педвузах и институтах повышения квалификации
организованы и функционируют кафедры коррекционно-развивающего образования.
Многое предстоит
еще сделать и по учебно-методическому обеспечению компенсирующего обучения. Над ним работает лаборатория под руководством к.п.н. С. Шевченко в
Институте коррекционной педагогики РАО, лаборатория проблем реабилитационной
педагогики Института общего образования Минобразования РФ (руководитель - Е.
Горшкова, к.п.н.), коллектив ученых под руководством д.п.н., профессора Г.
Кумариной (ИПК и ПРНО Московской области) и др. Но даже те достижения
коррекционной педагогики, которые уже имеются, с большим трудом
пробиваются к потребителям - практическим педагогам. С другой стороны,
накопилось немало вопросов, на которые еще нет достаточно определенных ответов.
Причина, по мнению участников конференции, в отсутствии тесного сотрудничества
между учеными и практиками. И конечно же, необходима
педагогическая индустрия для учебно-методического обеспечения системы
компенсирующего обучения.
В перспективе
владение методами коррекционно-развивающего обучения должно стать органичной
частью профессиональной деятельности педагога в любом типе образовательного
учреждения.
Компенсирующее
обучение - это качественно новый уровень образовательного процесса, который
позволяет удовлетворить потребности и интересы конкретного ребенка, учесть его
индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование, сохранить и
укрепить здоровье.
Но эта проблема
комплексная. Чтобы ее решить, надо преодолеть все еще существующую
разобщенность усилий в деятельности представителей различных ведомств и научных
дисциплин, имеющих отношение к предмету воспитания - ребенку (педагогов,
психологов, врачей, социальных работников и др.).
Таким образом, в
настоящее время в учреждениях образования создаются реальные предпосылки для
дифференциации обучения различных контингентов детей, но пока сохраняется
отставание в разработке механизма психолого-педагогической диагностики и
соответствующих ее результатам методов коррекционной педагогики. Педагогические
коллективы вправе ждать помощи в этом вопросе от педагогической науки.
Участники
конференции отметили, что сейчас все более упрочивается взгляд на человека будущего как на саморазвивающуюся систему. Поэтому
новый подход к реализации на практике идей и приемов коррекционно-развивающего
обучения будет, по-видимому, предполагать замещение в будущем корригирующих
воздействий учителя на обучение ребенка приемами самокоррекции и саморегуляции.
Уже получает достаточно широкое распространение направление: помощь к
самопомощи. Думается, за учителем, способным обучать детей и подростков приемам
комплексной самокоррекции и саморегуляции, активно вовлекая их в этот процесс,
- будущее.
В заключение
необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что внедрение различных форм
коррекционно-развивающей работы с детьми риска в общеобразовательных
учреждениях России имеет в настоящее время много проблем, опыт этой работы
свидетельствует о том, что организация адекватных условий обучения и воспитания
указанной категории детей дает, в основном, положительный эффект и обеспечивает
их социальную адаптацию. Это ожидаемый от педагогики и педагогов вклад в
решение глобальной проблемы экологии детства.
Начальник
Управления
реабилитационной
работы и
специального
образования
Д.С.ШИЛОВ
РЕЗОЛЮЦИЯ
от 16 - 18 апреля 1997 года
II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ"
Принципы
государственной политики в области образования - гуманизм, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на реализацию
личностного потенциала - определяют направления совершенствования образования
на современном этапе жизни общества.
Предметом особого
внимания является практическое воплощение одного из ведущих принципов
государственной политики в области образования - принципа адаптивности системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников.
Все более
осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных
институтов усиление внимания к вопросам охраны здоровья обучающихся, созданию
системы общедоступного, адаптивного, личностно-ориентированного образования для
детей группы риска, с трудностями в обучении, профилактике возникновения и
развития школьной дезадаптации.
Социальная и
педагогическая значимость данной проблемы привлекла широкий круг научных исследователей
и практиков - педагогов, психологов, физиологов, коррекционных и социальных
педагогов, логопедов, медиков и др. к вопросам формирования гибкой модели
единого образовательного пространства, разработке разнообразных организационных
форм и методов, отвечающих образовательным потребностям и возможностям детей
указанных категорий. В теории и на практике четко обозначился комплексный
психолого-педагогический подход к диагностике, коррекции и социализации детей.
Обновляются и
совершенствуются формы помощи детям риска, разрабатываются методы
коррекционно-развивающего образования. Значительно больше внимания стало
уделяться выявлению, диагностике и профилактике возникновения школьных проблем
еще в дошкольных учреждениях. Разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный
процесс принципиально новые технологии обучения, адекватные психофизическим
возможностям детей, создаются новые и модифицируются действующие программы,
учебники и учебные пособия.
Участники
конференции отмечают, что в различных регионах страны разрабатываются концепции
и модели системы коррекционно - развивающего образования детей группы риска, с
трудностями в обучении. При своевременном использовании форм, методов,
технологий коррекционно-развивающего образования отмечается заметная положительная
динамика в развитии детей, снимаются проявления школьной
дезадаптации.
Однако, наряду с
положительными тенденциями в решении проблем компенсирующего обучения,
коррекционно-развивающего образования остаются актуальными следующие научные и
практические вопросы:
- методологические
аспекты проблемы и понятийный аппарат коррекционной педагогики,
коррекционно-развивающего образования;
- дальнейшая
разработка типологии детей риска, детей с трудностями в обучении дошкольного и
школьного возраста с целью осуществления дифференцированного подхода к их
обучению, развитию общих способностей и коррекции;
- раннее дошкольное
выявление детей, отстающих в развитии, их воспитание в системе
коррекционно-развивающего образования; обеспечение преемственности форм и
методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования,
начального и основного общего образования;
- совершенствование
систем педагогического, психологического, медицинского диагностирования с целью
определения адекватного коррекционно-развивающего процесса, сохранения и
укрепления здоровья детей;
- дальнейшая
разработка учебно-методического оснащения компенсирующего обучения,
коррекционно-развивающего образования (программ, учебников, методических
пособий, наглядных и технических средств обучения);
- создание системы
лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях
общеобразовательных учреждений;
- определение
содержания и коррекционной направленности внеурочной деятельности (спортивные
кружки, секции, кружки художественного творчества и др.);
- определение задач
и содержания социально-трудовой подготовки детей риска к условиям рынка труда;
- отработка и
широкая апробация критериев и методики оценки эффективности
коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- разработка
моделей служб консультативной помощи семье;
- подготовка и
переподготовка педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования
по коррекционной педагогике, проблематике коррекционно-развивающего
образования.
По итогам
обсуждения кардинальных проблем компенсирующего обучения конференция
рекомендует:
Российской Академии
образования, учреждениям вузовского и послевузовского педагогического
образования направить усилия на дальнейшую разработку:
- методических
основ и понятийного аппарата коррекционной педагогики,
коррекционно-развивающего образования;
- критериев и
инструментария дифференциальной диагностики детей с нерезко выраженными
отклонениями в развитии;
- здоровье
сохраняющих технологий обучения;
- критериев и
методики анализа и экспертизы результатов коррекционно-развивающей
образовательной практики.
Институту
коррекционной педагогики РАО разработать краткий справочник терминов
коррекционной педагогики с целью устранения разночтений в понятийном аппарате.
Министерству общего
и профессионального образования Российской Федерации:
- создать в
рамках научно-методического Совета по проблемам защиты детства при Управлении
реабилитационной работы и специального образования Минобразования России секцию
по коррекционно-развивающему образованию с участием представителей регионов для
координации деятельности научных школ, внутридисциплинарных и междисциплинарных
исследований по проблемам обучения и воспитания детей риска, учащихся с
трудностями в обучении и отклонениями в поведении;
- обеспечить
создание единого информационного пространства по обмену опытом по проблеме
коррекционно-развивающего образования;
- издать подборку
федеральных нормативных документов по оказанию психолого-медико-педагогической
и социальной помощи детям и подросткам;
- выйти с
предложениями в издательства журналов "Народное образование",
"Педагогика", "Начальная школа", а также в редакцию
"Учительской газеты" об открытии в них рубрики "Коррекционно -
развивающее образование".
Органам управления
образованием:
- рассматривать
коррекционно-развивающее образование как приоритетное направление современной
образовательной практики;
- соблюдать принцип
вариативности при внедрении системы коррекционно-развивающего образования с
учетом сложившейся педагогической практики, региональных кадровых и финансовых
возможностей, научно-методического обеспечения;
- в рамках
управленческих и методических структур выделить отдельные ставки для
специалистов коррекционно-развивающего образования.