КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 1997 г. N 4/2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ
Заслушав и обсудив
сообщение начальника Управления реабилитационной работы и специального
образования Д.С. Шилова, коллегия отмечает, что в последние годы в ряде
регионов Российской Федерации наметилась тенденция к созданию системы мер по
профилактике школьной дезадаптации.
Важным звеном в
системе помощи детям, испытывающим проблемы в обучении и поведении, являются
психолого - медико - педагогические комиссии, выполняющие функции своевременной
диагностики при определении форм обучения и последующего сопровождения
дезадаптированных детей.
В дошкольных
образовательных учреждениях, в группах компенсирующего вида оказывается помощь
детям с выраженными отклонениями в психосоматическом развитии.
В общеобразовательных
учреждениях организованы классы выравнивания для детей с задержкой психического
развития, классы компенсирующего и коррекционно - развивающего обучения для
детей "группы риска" со школьной и социальной дезадаптацией,
призванные решить проблемы школьной неуспешности и развития дезадаптированных
детей путем создания адекватных условий обучения и воспитания.
Во многих регионах
Российской Федерации продолжает развиваться психологическая служба образования,
активно способствующая гуманизации образовательной среды, предупреждению
школьной дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами в
обучении и поведении.
Все большее
значение приобретают в настоящее время центры психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям и подросткам, оказывающие
высококвалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям,
образовательным учреждениям.
Особая роль в
осуществлении психологической и медико - социальной
реабилитации отводится специальным учебно - воспитательным учреждениям для детей
и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа, в которых
обучаются несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением.
Большими
возможностями в работе по преодолению школьной дезадаптации располагают
учреждения дополнительного образования, предоставляющие условия для
самореализации, социальной адаптации и реабилитации личности ребенка в процессе
индивидуальной и групповой творческой деятельности.
В ряде
субъектов Российской Федерации уже созданы и достаточно успешно функционируют региональные
системы помощи дезадаптированным детям и подросткам (Республика Северная Осетия
- Алания, Вологодская, Курганская, Ленинградская, Московская, Пермская,
Свердловская, Ярославская области, г. Санкт - Петербург).
Во многих педвузах
осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для образовательных
учреждений, выполняющих работу по профилактике и коррекции школьной
дезадаптации (Орловский, Череповецкий госуниверситеты, Московский, Тульский,
Уральский, Рязанский, Ярославский госпедуниверситеты, РГПУ им. Герцена,
Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга (Санкт -
Петербург), Коломенский, Биробиджанский, Псковский пединституты).
Вместе с тем
условия, предлагаемые в настоящее время детям в образовательных учреждениях и в
семье, нередко способствуют развитию у них дезадаптации вследствие
невозможности и неспособности учитывать особенности личности конкретного
ребенка и оказать ему своевременную помощь. Негативную роль при этом играют
учебные перегрузки детей.
Недостаточно четко
разработаны критерии диагностики обучающихся, нуждающихся в компенсирующем
обучении, дифференциация коррекционных классов.
Значительная часть
дезадаптированных детей оказывается вне системы коррекционно - педагогической
помощи. Сеть дошкольных образовательных учреждений и групп компенсирующего вида
охватывает не более 2,5 - 3 процентов всех детей дошкольного возраста.
Существующая сеть
специальных учебно - воспитательных учреждений для детей с девиантным
поведением в условиях продолжающегося роста правонарушений несовершеннолетних
обеспечивает потребности России в подобных учреждениях не более чем на 7 - 8
процентов.
Программно -
методическое обеспечение в образовательных учреждениях нуждается в серьезном
реформировании. Практически отсутствует методическая литература для родителей,
воспитателей, педагогов по выявлению, предупреждению и преодолению школьной дезадаптации.
Одним из основных
препятствий, затрудняющих работу по преодолению причин и последствий школьной
дезадаптации, является отсутствие единой государственной системы защиты прав
детей и подростков, профилактики их безнадзорности и правонарушений,
обеспечивающей межведомственное взаимодействие в решении проблем несовершеннолетних как на федеральном, так и на региональном
уровнях.
Коллегия решила:
1. Принять к
сведению информацию Управления реабилитационной работы и специального
образования об организации работы с детьми со школьной
дезадаптацией.
2. Одобрить опыт работы по предупреждению школьной дезадаптации и
оказанию помощи детям, испытывающим сложности в обучении, в Вологодской,
Курганской, Ярославской областях.
3. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.
Шилову) совместно с Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой),
Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), отделом
дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной), отделом дополнительного образования
(А.К. Брудновым), Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К.
Шестаковым) разработать в 1997 - 1998 годах целевую программу
"Профилактика школьной дезадаптации".
4. Управлению
экономики (С.А. Белякову), Управлению финансирования научных исследований и
инноваций (Ю.В. Шленову) обеспечить в 1997 - 1998 годах финансирование
разработки и реализации мероприятий Целевой программы "Профилактика
школьной дезадаптации".
5. Управлению
реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову):
5.1. Совместно с
Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением
начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), отделом дошкольного
образования (Р.Б. Стеркиной), отделом дополнительного образования (А.К.
Брудновым) завершить в 1997 - 1998 годах разработку нормативно - правовой базы,
обеспечивающей систему мер по преодолению школьной дезадаптации.
5.2. Обобщить опыт
работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации по
развитию сети специальных и реабилитационных учреждений, утвердить номенклатуру
этих учреждений, подготовить предложения о включении их в перечень базовых образовательных
учреждений.
5.3. Разработать
предложения по созданию федерального организационно - методического центра по
проблемам профилактики и коррекции школьной дезадаптации, социальной адаптации
и реабилитации детей, консультирования их родителей и педагогических
работников.
5.4. В течение 1997
года подготовить предложения о создании Научно - методического совета по
проблемам защиты детства при Министерстве общего и профессионального
образования Российской Федерации.
6. Управлению
образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестакову), Управлению
реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову), Управлению
общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой) совместно с Министерством
здравоохранения Российской Федерации и Российской академией образования:
6.1. Рассмотреть
вопрос о необходимости введения разноуровневых образовательных стандартов.
6.2. Подготовить к
рассмотрению в 1998 году на совместном заседании коллегий Минздрава России и
Минобразования России вопрос о мерах по укреплению здоровья детей и подростков.
7. Управлению образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестакову),
Управлению учебных заведений высшего профессионального образования (Ю.А.
Новикову), Управлению учебных заведений среднего профессионального образования
(П.Ф. Анисимову), Управлению реабилитационной работы и специального образования
(Д.С. Шилову), Управлению общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), отделу
дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной), отделу повышения квалификации и
переподготовки специалистов (В.В. Безлепкину) в течение 1997 года
обеспечить разработку примерных учебных планов и учебных программ, учебно -
методических пособий для педагогических вузов и педагогических учебных
заведений среднего профессионального образования, институтов переподготовки и
повышения квалификации педагогических работников по курсу "Основы
коррекционной педагогики и специальной психологии".
8. Управлению учебных заведений высшего профессионального образования
(Ю.А. Новикову), Управлению учебных заведений среднего профессионального
образования (П.Ф. Анисимову), Управлению образовательных стандартов и программ
(Г.К. Шестакову), Управлению реабилитационной работы и специального образования
(Д.С. Шилову), отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
(В.В. Безлепкину) разработать во втором полугодии 1997 года программу
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для
системы специального образования в рамках федеральной системы подготовки
и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов
управления образованием.
9. Рекомендовать
органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
9.1. Организовать
работу по созданию системы мер по профилактике школьной дезадаптации.
9.2. Создавать
условия для развития сети образовательных учреждений, обеспечивающих психолого
- педагогическую и медико - социальную помощь детям и
подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении и поведении.
9.3. Подготовить и
представить предложения по перепрофилированию ряда профессиональных училищ в
специальные учебно - воспитательные учреждения для детей с девиантным
поведением и специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии.
9.4.
Совершенствовать формы повышения педагогической и психологической компетенции
педагогических работников образовательных учреждений и родителей обучающихся,
воспитанников.
10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Председатель
коллегии
В.Г.КИНЕЛЕВ