МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2008 г. N 03-848
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ОБРАЗОВАНИЕ С УЧЕТОМ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА N 309-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА"
В связи с
поступающими обращениями из субъектов Российской Федерации в Минобрнауки России по поводу обеспечения прав граждан на
образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части изменения понятия и структуры государственного
образовательного стандарта" (далее - Федеральный закон) направляю
информацию о примерном перечне действий (прилагается).
Директор
департамента
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
В соответствии со
ст. 43 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом на территории
Российской Федерации вводится федеральный государственный образовательный
стандарт, который включает:
- требования к
результатам освоения основных образовательных программ;
- требования к
условиям реализации основных образовательных программ (в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным);
- требования к
структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению частей
основной образовательной программы и их объему, а также соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса). Данное изменение не означает, что
меняется представление о целях образования.
На уровне Российской
Федерации при разработке федеральных государственных образовательных стандартов
обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав
обучающихся будет включена в указанные требования следующим образом:
- знание
этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации (исторических,
экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и др.),
наличие у выпускника компетенций в области природно-климатической,
социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона будут
предусмотрены в качестве требований к результатам образования;
- базисным учебным
планом будет предусмотрено изучение предметов, содержащих этнокультурные
особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология,
народные промыслы и др.). Кроме того, для школ с русским
(неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие
особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных
программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы;
- использование
потенциала и ресурсов социокультурного окружения (возможностей дополнительного
образования, учреждений культуры и др.) будет определено в качестве требований
к условиям реализации основных образовательных программ;
- структурная
составляющая основной образовательной программы, которую формируют участники
образовательного процесса, будет направлена на максимальное удовлетворение их
образовательных потребностей и запросов и предусмотрена для каждого
образовательного учреждения в части обеспечения этнокультурных потребностей и
языковых прав обучающихся;
- в федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, могут быть включены учебники по родным языкам и учебники на
родных языках.
На уровне субъектов
Российской Федерации необходимо организовать регулярное изучение этнокультурных
потребностей и языковых прав участников образовательного процесса и вести
соответствующий мониторинг.
Во исполнение
пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее
- Закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
должны разработать и принять законы (иные нормативные правовые акты в области
образования), которые в том числе создают необходимые условия для
удовлетворения образовательных потребностей и запросов граждан.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 6 Закона вопросы изучения государственных языков республик в
составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
Нормативные правовые акты республик должны учитывать эти положения. В связи с
этим на уровне субъектов Российской Федерации при необходимости следует
разработать и принять законы об изучении государственного языка субъекта
Российской Федерации в рамках основных образовательных программ.
В соответствии с
пунктом 5 статьи 29 Закона при разработке республиканских, региональных программ
развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные,
национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации.
Законом также
установлено, что финансирование государственных образовательных учреждений,
находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных
образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и
нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по
каждому типу, виду и категории образовательных учреждений, уровню
образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника.
Поэтому на уровне
субъектов Российской Федерации должны быть установлены нормативы финансирования
образовательных учреждений, в которых для обеспечения этнокультурных
потребностей и языковых прав обучающихся предусматривается финансирование
изучения этнокультурных особенностей региона в рамках реализации основной
образовательной программы, утверждаемой и реализуемой образовательным
учреждением самостоятельно.
На муниципальном
уровне при планировании муниципальной сети образовательных учреждений
необходимо:
- вести учет
запросов и потребностей участников образовательного процесса (в изучении
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, языков изучения
и обучения);
- осуществлять
мониторинг удовлетворенности данных потребностей;
- создавать условия
для реализации данных потребностей (в том числе материальные, финансовые,
кадровые, организационные и др.);
- шире внедрять
механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов,
учреждений культуры (музеи, библиотеки, музыкальные школы и др.);
- создавать на базе
образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки (экспозиции),
клубы.
Кроме того,
муниципалитетом как учредителем образовательного учреждения утверждается устав
при согласовании с участниками образовательного процесса, в котором в
обязательном порядке указываются типы и виды реализуемых образовательных программ,
язык (языки) обучения и иные характеристики образовательного процесса.
Образовательное
учреждение вправе включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение
этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую
структурную составляющую основной образовательной программы, которая
формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов,
обучающихся), родителей (законных представителей) и органов
государственно-общественного управления самостоятельно.
Педагоги
при разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) должны
учитывать этнопедагогические традиции социума,
национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности
обучающихся, воспитанников, родителей и работодателей, при изучении отдельных
предметов (истории, литературы, географии, мировой художественной культуры и
т.д.) дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные,
исторические, национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации (муниципального
образования).
Учителя родных
языков и литературы, региональной (национальной) истории, истории родной
культуры и т.п. должны в своей деятельности вводить в содержание образования
учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например,
обучение народным традициям, обычаям), особенности развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики
содержания гуманитарных дисциплин, выстроенного на родной (нерусской)
этнокультуре. Это будет способствовать консолидации многонационального
сообщества, поликультурному воспитанию обучающихся, их органичной интеграции в
современное российское общество.
Обращаем также
внимание, что Федеральным законом установлен переходный период. Это означает,
что лица, поступившие в образовательные учреждения до введения федерального
государственного образовательного стандарта, продолжают свое обучение
по образовательной программе данного уровня на основе государственного
образовательного стандарта, включающего региональный (национально-региональный)
компонент в нынешнем виде до завершения обучения. Прием на такое обучение
прекращается 31 августа 2009 года.