МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2008 г. N 01-186/08-01
В
соответствии с Приказом Минобрнауки России от 5
февраля 2008 года N 36 "Об установлении форм и порядка проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и
утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008
году" (зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный
N 11251) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы
среднего (полного) общего образования, в том числе обучавшиеся по состоянию
здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в
лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов,
проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением
о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года N
1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 17 февраля 2000 года, регистрационный N 2114).
В то же
время в целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья
решением Коллегии Минобрнауки России от 31 октября
2007 года N ПК-5 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого
государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008
году" установлено, что в 2008 году продолжится апробация организации
проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья.
В связи с этим Федеральная
служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
сообщает, что в 2008 году на территории 36 субъектов Российской Федерации
пройдет апробация организации проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- детей с глубокими нарушениями зрения (слепых), с нарушениями зрения
(слабовидящих), с нарушениями слуха (глухих), с нарушениями речи, а также с
нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).
Участие указанных
категорий обучающихся в апробации добровольное и производится по их письменному
заявлению. ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о
проведении единого государственного экзамена в 2008 году (утвержден Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36,
зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N
11251), и инструкциями Рособрнадзора по вопросам
организации проведения ЕГЭ, а также в соответствии с расписанием экзаменов,
утвержденным Приказом Рособрнадзора от 18
марта 2008 года N 541.
В то же время,
учитывая психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями
здоровья, Рособрнадзор направляет описание ряда
организационно-технологических условий, которые органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования,
должны обеспечить при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий
обучающихся.
Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА
Приложение
1
к письму Рособрнадзора
от ________ N
________
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ
ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
При организации
проведения ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пункты
проведения экзаменов (ППЭ) могут быть организованы на базе специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений (СКОУ).
В случае отсутствия
возможности организации проведения ЕГЭ на базе СКОУ для указанных категорий
обучающихся могут быть созданы отдельные ППЭ, в том числе в учреждениях, на
базе которых уже организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ.
Рассадка
обучающихся по аудиториям ППЭ осуществляется в соответствии с инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ.
Особенности организации ППЭ для обучающихся с
различными заболеваниями приведены в таблице (приложение 2).
1. При проведении ЕГЭ для обучающихся с глубокими нарушениями зрения
(слепых) в 2008 году будут использоваться контрольные измерительные материалы
(КИМ), переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные
тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного Брайлевского прибора), на которых обучающиеся будут
оформлять свои экзаменационные работы. При этом продолжительность
экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа.
Для
подготовки экзаменационных работ обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых)
к обработке в региональных центрах обработки информации (РЦОИ) необходим
перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы в обычном
плоскопечатном шрифте, который осуществляется тифлопереводчиками
непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей
государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (ГЭК) и
общественных наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию
и стилистику.
После переноса
ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии
с инструкциями Рособрнадзора. Тетради с оригинальными
ответами обучающихся также упаковываются и
направляются в РЦОИ.
При рассмотрении
апелляции обучающегося с глубоким нарушением зрения (слепого) конфликтная
комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ тетрадь с
оригинальными ответами обучающегося, а также привлекает к рассмотрению
апелляции тифлопереводчика.
2. При проведении
ЕГЭ для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) используются КИМ и
бланки ЕГЭ увеличенного размера. Увеличение указанных материалов осуществляется
непосредственно в ППЭ в день экзамена путем создания копии указанных материалов
(увеличение до формата A3).
Копирование КИМ и
бланков ЕГЭ возможно проводить либо непосредственно в
аудитории ППЭ, в которой проходит экзамен, в присутствии участников ЕГЭ, либо в
кабинете руководителя ППЭ в присутствии уполномоченного представителя
(уполномоченных представителей) ГЭК и общественных наблюдателей. Факт
копирования указанных материалов фиксируется актом, в котором обязательно
отражается количество скопированных КИМ и бланков, а также лица, присутствующие
при копировании (кроме участников ЕГЭ). При этом продолжительность экзамена для
указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1 час.
Для подготовки
экзаменационных работ обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) к
обработке в РЦОИ также необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ
установленной формы обычного формата, который также осуществляется
организаторами непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных
представителей ГЭК и общественных наблюдателей. К переносу ответов обучающихся
на бланки необходимо привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ.
Организаторы обязаны
переносить ответы обучающихся точно копируя авторскую
орфографию, пунктуацию и стилистику.
После переноса
ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии
с инструкциями Рособрнадзора. Копии бланков с оригинальными ответами обучающихся также
упаковываются и направляются в РЦОИ.
При рассмотрении
апелляции обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего) конфликтная
комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ копии бланков с
оригинальными ответами обучающегося.