Направлены
письмом Минобрнауки России
от 28.12.2007 N
06-1965
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ
(ППМС-ЦЕНТРОВ)
Образовательные
учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), действуют на
основании Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
31.071998 N 867, в целях оказания помощи детям, испытывающим трудности в
усвоении образовательных программ; осуществления индивидуально ориентированной
педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи
участникам образовательного процесса.
В соответствии с
Типовым положением основными направлениями деятельности ППМС-центров являются:
1. Организация
образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным,
дополнительным) и программам начального профессионального образования в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их
соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и
компенсирующего обучения.
2.
Социально-психологическая профилактика - система мероприятий, направленных на
выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся,
воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию
профилактических программ.
3. Оказание
психологической помощи участникам образовательного процесса - система
мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем,
возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных
ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация,
планирование и реализация профессиональной карьеры (получение профессии,
трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и интеллектуальных
особенностей, возможностей и склонностей.
Психологическая
помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды
деятельности:
- диагностика
уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей,
определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального
самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении,
развитии, социальной адаптации;
- психологическое
консультирование, оказание помощи обучающимся, воспитанникам в адаптации к
реальным жизненным условиям, преодолении кризисных ситуаций, достижении
эмоциональной устойчивости, формировании ценностно-мотивационной сферы и
адекватной самооценки в форме индивидуальных и групповых консультаций;
- психологическая
коррекция и развитие - устранение или компенсация выявленных отклонений в
развитии обучающихся, воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной
программы.
4. Повышение
психологической компетентности всех участников образовательного процесса -
система мероприятий, направленных на воспитание психологической культуры,
формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических
знаниях, желания их использовать в интересах собственного развития и решения
профессиональных задач.
Основными
принципами совершенствования деятельности ППМС-центров являются:
- качество,
доступность и комплексный подход в оказании психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- соответствие
потребностям системы образования (учет актуальных потребностей системы
образования в психологическом обеспечении);
- ресурсообеспеченность (наличие необходимых
материально-технических, методических, кадровых и иных ресурсов).
Основными задачами
деятельности ППМС-центров в современных условиях являются:
- повышение
качества и обеспечение доступности комплексной психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- усиление
профилактической работы с участниками образовательного процесса;
- развитие на базе
ППМС-центров системы методического сопровождения молодых специалистов -
педагогов-психологов учреждений общего и начального профессионального
образования;
-
социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе
образования, затрагивающих психологические характеристики образовательной среды
и психологическую безопасность участников образовательного процесса.
В современных
условиях в системе образования становятся наиболее востребованными такие
направления деятельности ППМС-центров, как социально-психологическое
проектирование, социально-психологическая экспертиза и социально-психологический
мониторинг образовательной среды и уровня развития обучающихся, воспитанников.
Психологическое
проектирование - разработка системы социальных, педагогических, психологических
мероприятий для создания психологически безопасной развивающей образовательной
среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории,
культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых
моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к
противодействию негативным влияниям социума, формирование
социально-психологической компетентности всех участников образовательного
процесса.
Психологическая
экспертиза - оценка соответствия образовательной среды (образовательных
программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным
образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся, воспитанников. Целью психологической экспертизы
является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды,
в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация
средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее
защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
Социально-психологический
мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за
интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с
учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации,
педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления
образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных
образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и
личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие
решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на
объективных данных.
Важным направлением
деятельности ППМС-центров становится повышение качества и доступности
психологических услуг участникам образовательного процесса, т.е. система мер,
направленных на контроль качества психологических услуг, оказываемых
специалистами центров, а также педагогами-психологами других образовательных
учреждений; развитие материально-технической базы, системы повышения
квалификации и методического сопровождения специалистов психологических служб и
педагогов-психологов образовательных учреждений.
В каждом
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, могут быть определены более конкретные направления
деятельности, реализация которых необходима в работе с различными контингентами
обучающихся, воспитанников с учетом специфики самого образовательного
учреждения и потребностей региональной или муниципальной системы образования.