КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 марта 1997 г. N 3/2
О ХОДЕ РАБОТЫ ПО ОБНОВЛЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав и обсудив
сообщение начальника Управления образовательных стандартов и программ Шестакова
Г.К., коллегия отмечает, что Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации, вузовскими коллективами, активом системы
высшего профессионального образования, научно - исследовательскими
организациями определена стратегия обновления Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования, Коллегия решила:
1. Принять к
сведению представленный документ "Задачи и принципы обновления
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования", разработанный на основе проекта Концепции обновления ГОС
ВПО.
2. Согласиться с
предложением Управления образовательных стандартов и программ о продлении
сроков действия Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
бакалавров до 1 сентября 1998 года с целью учета при их переработке общей концепции сопряженности стандартов всех уровней образования.
3. Управлению
образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) до 1 июля 1997 года
представить:
проект постановления
Правительства Российской Федерации, устанавливающего согласованность и
последовательность основных образовательных программ высшего профессионального
образования, определенных Федеральным законом Российской Федерации "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании", порядок
установления перечня направлений и специальностей высшего профессионального
образования, а также требования к другим объектам стандартизации в высшем
профессиональном образовании;
макет
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников высшего профессионального образования, предусматривающий
преемственность с общим (полным) средним образованием и другими уровнями
профессионального образования;
основные принципы
обновления Перечня направлений подготовки и специальностей высшего
профессионального образования с учетом преемственности с перечнем
специальностей среднего профессионального образования.
4. Считать
целесообразным:
создание
координационных советов, реализующих положения непрерывного образования и
обеспечивающих взаимодействие научной и педагогической общественности по
совершенствованию преподавания гуманитарных и естественно - научных дисциплин и
согласованности их программ на всех уровнях образования;
организацию рабочей
группы, осуществляющей взаимодействие с Министерством образования Республики
Беларусь в области разработки стандартов на всех уровнях образования.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Асмолова А.Г.
Председатель
коллегии
В.Г.КИНЕЛЕВ
Приложение
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ОБНОВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящий документ
разработан на основе проекта Концепции обновления ГОС ВПО, опубликованного в
печати для широкого обсуждения в академической среде. Основанием для
переработки послужили поступившие от высших учебных заведений, научных
учреждений, региональных органов управления образованием предложения и
замечания к опубликованному проекту, а также результаты его обсуждения на
специально созванном пленуме Координационного совета УМО и НМС. Всего в
обсуждении проекта Концепции обновления ГОС ВПО приняли участие более двух
тысяч профессоров и преподавателей высшей школы, работников научных учреждений
федерального и региональных органов управления образованием.
1.
Необходимость и цели обновления ГОС ВПО
Принятый в
августе 1996 года Федеральный закон РФ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" в ряде своих статей определил структуру
высшего профессионального образования, сроки реализации различных
образовательных программ высшей школы, типы дипломов, присваиваемых лицам,
освоившим эти программы, а также установил ряд других норм, связанных с
функционированием системы высшего профессионального образования, которые ранее
определялись ГОС ВПО.
Это обязывает
осуществить корректировку и переутверждение (обновление)
этого важнейшего нормативного документа высшей школы. Кроме того, предпосылками
к его обновлению являются:
- истечение в 1997
году срока действующих ГОС ВПО в части Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки бакалавров;
- необходимость
учета накопленного опыта и выявленных недостатков при реализации действующего
ГОС ВПО.
Обновление ГОС ВПО
преследует цели: дальнейшего повышения качества высшего образования;
совершенствования условий развития личности обучаемого; формирования более
эффективных средств управления образовательным процессом; увеличения степени
соотнесенности ГОС ВПО Российской Федерации с международными стандартами в
сфере образования.
В соответствии с
проектом Концепции обновления ГОС ВПО документ включает в себя исходные задачи
и принципы разработки действующего стандарта и обеспечивает преемственность
действующих и обновленных стандартов. Он содержит новационные
элементы содержания и структуры нового стандарта, описание отличий отныне
действующих.
2. Основные
задачи обновления ГОС ВПО
Процесс обновления
ГОС ВПО должен:
2.1. Создать
систему ГОС ВПО как совокупность согласованных норм и требований к качеству
высшего образования со стороны личности, государства, общества в целом,
профессиональных и академических сообществ. В отличие от общепринятого понятия
стандартов, придающих единообразный характер серийно производимым изделиям, ГОС
ВПО как стандарт в социальной сфере должен предоставлять субъектам
образовательной системы широкое правовое поле для формирования индивидуальных
образовательных траекторий, свободы преподавания и обучения.
2.2. Аккумулировать
накопленный практический опыт вузов в реализации разных по назначению и срокам
освоения образовательных профессиональных программ, построения на их основе
гибкой системы подготовки специалистов; закрепить права вузов на свободу выбора
образовательных программ, наиболее полно отвечающих их возможностям и
традициям.
2.3. Дать более
четкие отличительные особенности государственных образовательных стандартов,
определяющих основные образовательные программы различных ступеней высшего
профессионального образования, обеспечив их социально значимое разнообразие по
назначению и базовому содержанию.
2.4. Усилить
направленность образовательных программ на всестороннее раскрытие
созидательного потенциала личности, развитие способности выпускника к поиску
творческих подходов в решении профессиональных задач, умения принимать решения
в нестандартных условиях и ситуациях.
2.5. Закрепить
тенденцию гармоничного сочетания естественно - научных, гуманитарных и
социально - экономических дисциплин в общей части образовательных программ.
2.6. Обеспечить
условия для повышения технологичности организации учебного процесса путем
расширения прав вуза в определении содержания основных образовательных программ
и создания возможности подготовки специалистов по родственным и смежным
специальностям в рамках общей федеральной компоненты государственного
образовательного стандарта, что позволит более рационально использовать
кадровые и материально - технические ресурсы вуза.
2.7. Обеспечить
согласованность, а в необходимых случаях и преемственность содержания ГОС ВПО с
ГОС других уровней образования.
3. Принципы
разработки обновленного государственного
образовательного
стандарта ВПО
Государственные образовательные
стандарты ВПО, которые отвечали бы поставленным задачам и учитывали бы новые
социально - политические условия развития России, могут быть разработаны при
реализации следующих основных принципов:
3.1. Соответствия
целей образовательных программ, выраженных в ГОС, институциональным целям
системы образования, согласование их по замыслу, преемственности и
соподчиненности.
3.2. Гуманизации образования через содержание образовательной
программы, ориентированное на гармоничное развитие личности.
3.3. Фундаментализации образования посредством ориентации
содержания образования на сущностные основы и связи между многообразными
процессами мира Природы и мира Человека.
3.4. Сочетания
содержания общего (универсального) и профессионального образования,
позволяющего на основе современной картины мира решать профессиональные задачи.
3.5. Системного
единства проектирования ГОС ВПО в контексте непрерывного образования.
3.6. Федерализма,
сочетающего сохранение единства образовательного пространства на территории
России с реализацией региональных особенностей содержания образования и
академических свобод субъектов образовательного процесса.
3.7. Развития
образовательной системы за счет создания условий стимулирования инновационных
процессов в содержании образования, методах и средствах обучения.
3.8. Исторической
преемственности со сложившимися в отечественной высшей школе академическими
традициями формирования структуры и содержания высшего образования.
3.9. Соотнесенности
с передовым зарубежным опытом нормирования и социального проектирования в сфере
высшего образования.
3.10.
Контролируемости сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и
требований к уровню подготовки выпускников.
4.
Определение сущности и структуры обновленного
ГОС ВПО
ГОС ВПО в настоящем
документе понимается как комплекс норм и положений, согласующих основные
требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания
со стороны субъектов системы образования: личности, общества в целом,
государства, профессиональных и академических сообществ и др.
В соответствии с
Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", а также учитывая рекомендации и опыт построения стандартов
качества Международной организации ИСО, принципы децентрализации в управлении
образованием, представляется целесообразным изложить содержание ГОС ВПО в
следующей иерархической структуре.
4.1. ГОС ВПО
"Общие требования к основным образовательным программам" (общий ГОС ВПО).
Содержание:
- определение
базовых понятий в сфере ГОС ВПО;
- общие требования
к составу основных образовательных программ различных ступеней (уровней)
высшего образования;
- общие нормативы
учебной нагрузки студента и ее объем;
- требования к
реализации основных образовательных программ высшего профессионального
образования;
- академические
свободы вуза и его ответственность за содержание и
результаты обучения;
- порядок
разработки и утверждения ГОС ВПО "Требования к содержанию основных
образовательных программ и уровню подготовки выпускников";
- порядок
установления систематизированного Перечня направлений подготовки и
специальностей высшего профессионального образования.
4.2. ГОС ВПО
"Требования к содержанию основной образовательной программы и уровню
подготовки выпускников" (разрабатываются для каждой образовательной
программы на всех ступенях высшего образования).
4.2.1. Федеральный
компонент (утверждается Минобразованием России).
Содержание:
- общая
характеристика основной образовательной программы;
- условия
реализации основной образовательной программы, включая требования к претенденту
на ее освоение;
- требования к
уровню подготовки выпускников;
- содержание
федерального компонента основной образовательной программы, включая учебную и
производственную практики;
- состав и
содержание итоговой аттестации выпускника.
4.2.2. Национально
- региональный (вузовский) компонент (утверждается вузом в установленном законодательством
порядке).
Содержание:
- требования к
уровню подготовки выпускников, связанные с введением вузовского компонента;
- содержание
национально - регионального (вузовского) компонента основной образовательной
программы.
4.2.3. ГОС ВПО
"Систематизированный перечень направлений подготовки и специальностей
высшего профессионального образования" (утверждается Минобразованием
России).