МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВФ-577/06
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2608-ВС
ПИСЬМО
от 4 апреля 2007 года
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, НА ОБРАЗОВАНИЕ
В целях оказания
помощи органам управления образованием, органам социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации, руководителям детских домов-интернатов для
умственно отсталых детей (далее - дома-интернаты) в реализации конституционного
права детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, на образование Минобрнауки России и Минздравсоцразвития
России сообщают.
Право на
образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав
граждан Российской Федерации.
Статья 5 Закона
Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам
Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства.
В целях реализации
права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает
условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и
социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Дополнительные
гарантии права детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". Согласно статье 18 указанного Федерального закона дошкольное,
внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными
учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами
здравоохранения. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта
Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года N
122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах, имеют право на
получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их
физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях
социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и
групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном
законодательством.
В дом-интернат
принимаются дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном
развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом
обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении
и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.
Обучение
детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате, может быть организовано путем
зачисления их в специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии либо иное образовательное
учреждение, организующее обучение детей с отклонениями в умственном развитии,
как правило, расположенное территориально наиболее близко к дому-интернату.
Возможно также
создание филиала образовательного учреждения или самостоятельного
образовательного учреждения с использованием помещений, оборудования и другого
имущества, принадлежащего дому-интернату и предоставляемого им образовательному
учреждению или его филиалу на договорной основе.
Дети-инвалиды,
проживающие в домах-интернатах, зачисляются в образовательное учреждение в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.
Учебные занятия
могут быть организованы как непосредственно в доме-интернате, так и в
образовательном учреждении или его филиале. При необходимости организуется
подвоз детей-инвалидов и (или) педагогических работников образовательного
учреждения к месту проведения учебных занятий и обратно.
К участию в
образовательном процессе целесообразно привлекать педагогических и медицинских
работников дома-интерната.
При организации
образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах,
следует руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12
марта 1997 г. N 288.
Методические разъяснения
специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со
сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом
виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в
инструктивном письме Минобразования России от 4 сентября 1997 г. N 48 "О
специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" (в редакции инструктивного письма
Минобразования России от 26 декабря 2000 г. N 3) и письме Минобразования России
от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися,
имеющими сложный дефект".
Рекомендации по
организации обучения детей-инвалидов должны также содержаться в индивидуальной
программе реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При разработке
образовательных программ, учебных планов, годового календарного графика и
расписания занятий необходимо учитывать возраст, состояние здоровья,
особенности психофизического развития и индивидуальные возможности
детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в доме-интернате.
Образование
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, должно быть направлено на
решение проблем максимально возможной социализации детей, их допрофессиональной подготовки, последующего
профессионального обучения и трудоустройства.
Выпускникам
образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, проживающим
в домах-интернатах, выдается в установленном порядке свидетельство
государственного образца об окончании специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида или специального (коррекционного) класса
общеобразовательного учреждения.
Учитывая
изложенное, считаем целесообразным принятие органами управления образованием и
органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации мер по
созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, включая зачисление
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, в образовательное учреждение,
обеспечение учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения,
разработку образовательных программ, учебных планов, организацию подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников домов-интернатов и образовательных учреждений по вопросам образования детей-инвалидов,
проживающих в домах-интернатах.
О принятых мерах
просим проинформировать соответственно Минобрнауки
России и Минздравсоцразвития России в срок до 1 июня
2007 г.
Заместитель
Министра
образования и науки
Российской
Федерации
В.Н.ФРИДЛЯНОВ
Заместитель
Министра
здравоохранения
и социального
развития
Российской
Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ