МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов
бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее -
Методические рекомендации).
В Методических
рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного
финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в
общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив
в образовании.
Предлагаемые
Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в
пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных
систем нормативного финансирования в образовании.
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Вводный
раздел
Определение
нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ,
реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации
нормативного подушевого финансирования в общем
образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает
возможность объективного и "прозрачного" способа распределения
финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном
способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные
учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от
числа обучающихся.
В методических
рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного
финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в
общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив
в образовании.
Методические
рекомендации предлагают расчет показателей подушевого
финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего
образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при
помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива
расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего
образования (основных общеобразовательных программ) не производится при
планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и
рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным
законодательным актом <*>.
--------------------------------
<*> В
соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ.
При разработке
методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и
организационно-методические документы:
Закон Российской
Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции
Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),
Бюджетный кодекс
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N
189-ФЗ),
Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6
октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г.
N 199-ФЗ),
Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона
от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
Постановление
Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),
Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении
Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования",
письмо Министерства
образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации
от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального
закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по
предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных
учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).
1. Порядок
расчета норматива расходов
на реализацию государственного образовательного
стандарта общего
образования
1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта
общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с
законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату
труда (тарифная и надтарифная части заработной платы
педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего
персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на
заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений
на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с
образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий,
технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров,
хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
1.2. Норматив
расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего
образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
стандартной
(базовой) стоимости педагогической услуги;
нормативного
соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок
заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и
обслуживающего персонала;
нормативного
соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
расходов на
обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных
пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских
товаров, хозяйственные расходы);
коэффициентов
удорожания стоимости педагогической услуги;
норм регионального
законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги
осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по
ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в
Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации
(далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической
услуги, исходя из следующих показателей:
--------------------------------
<*> 1 ступень
общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего
образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования:
10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование.
количество
обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и
14 в сельских общеобразовательных учреждениях;
количество часов по
общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
ставка заработной
платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным
разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию
<*>.
--------------------------------
<*> До
введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При
введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе
региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по
среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.
1.4. Доля расходов
на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и
обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты
труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков
на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП,
учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ
по каждому общеобразовательному учреждению.
1.6. Нормативы
расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего
образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального
образования исчисляются по формуле:
sn
sn
R =
З + Р ;
i i учеб.
где:
sn
З - расходы по
заработной плате в i-том
муниципальном
i
образовании
на реализацию государственного
образовательного
стандарта общего образования в расчете
на одного обучающегося
по видам классов (s) и по ступеням общего
образования (n).
Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в
учебн.
расчете на одного
обучающегося.
sn
З определяется по
формуле:
i
a
- x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12
sn d
З
= -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;
i m
где:
a - количество
часов по БУП;
d - число часов за
ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для
второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;
b - ставка
заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по
i-тому муниципальному образованию;
--------------------------------
<*> При введении
региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная
система).
1,262 - коэффициент
отчислений по единому социальному налогу;
1,02 - коэффициент
увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или
педагогического), квалификационной категории и т.п.;
1,33 - коэффициент
увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
12 - количество
месяцев в году;
m - нормативная
наполняемость классов;
1,33 - коэффициент
увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный
и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
w - коэффициенты
удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов,
представленных в таблице N 1 (Приложении 1);
c - коэффициенты
удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в
таблице N 2 (Приложение 1);
R - региональный
коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки
заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
1.7.
Расходы на обеспечение образовательного процесса Р
учебн.
определяются
на каждого обучающегося по
ступеням общего
образования, в процентном отношении к
общему размеру норматива
расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном
постепенном увеличении доли
этих расходов.
1.8. При
определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
месторасположение
общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
количество классов
в общеобразовательном учреждении;
реализация программ
дополнительного образования;
предоставление
образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
реализация основных
общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное
изучение отдельных предметов).
Коэффициенты
удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
разную стоимость
услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана
с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской
Федерации (таблица N 3 Приложения 1);
повышенную
стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов,
наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N
1 Приложения 1);
повышенную
стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных)
классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1).
Пример расчета
норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных
учреждений приведен в Приложении 2.
1.9. Региональные
коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования
образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной
услуги.
2. Порядок
расчета объема субвенций
2.1. Размер
субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных
программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется,
исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего
образования и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. При расчете
субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год
среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам
классов.
2.3. Расчет
осуществляется по следующей формуле:
3
o o 3
g g 3
k k
S =
SUM (R x H ) + SUM (R
x H ) + SUM (R x H ) ;
i
n=1 i i n n=1
i i
n n=1
i i n
где:
S - объем
субвенции для i-го муниципального бюджета на
i
реализацию основных общеобразовательных программ;
o g k
R , R ,
R - нормативы расходов
на реализацию основных
i i i
общеобразовательных
программ в расчете на одного обучающегося
соответственно
в обычных, гимназических (лицейских), специальных
(коррекционных) классах;
o g k
Н , Н , Н -
прогнозируемая на соответствующий финансовый
год
i i i
среднегодовая
численность обучающихся
соответственно в обычных,
гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в
общеобразовательных учреждениях на
территории i-го
муниципального образования;
n - ступени общего
образования.
3. Методы
обязательной адаптации при переходе
к формированию
бюджетов на нормативной основе
3.1. Расчет
субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность
"условных обучающихся". Расчет числа "условных
обучающихся" осуществляется по формуле:
нормативная наполняемость
Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.
фактическая наполняемость
"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только
фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности
муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная,
наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням
общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа
"условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
3.2. Осуществляется
выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому
муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов,
определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов
предыдущего года).
Процесс
"сглаживания" объема субвенций предполагает:
сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
выявление
отклонений, анализ причин;
определение
диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого"
перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию
образовательной услуги.
Выравнивание,
"сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию
может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному
образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.
Приложение
N 1
к методическим
рекомендациям
РАСЧЕТНЫЕ
КОЭФФИЦИЕНТЫ
Таблица N 1
Коэффициенты
удорожания в зависимости от различных факторов
|
Удорожание
в зависимости от различных факторов
|
от
деления
классов
на группы
К1
|
от
наличия
групп
продленного
дня
К2
|
от наличия
программ
дополнительного
образования
К3
|
общее
удорожание
по
ступеням
К1 x К2 x
К3
|
начальное
общее
образование
|
1,04
|
1,4
|
1,03
|
1,50
|
основное
общее
образование
|
1,12
|
1
|
1,03
|
1,15
|
среднее(полное)
общее
образование
|
1,22
|
1
|
1,03
|
1,26
|
(25 час.
+ 1 час.)
начальное
общее образование 1,04 = ------------------;
25
час.
(34 + 4)
основное
общее образование 1,12 = --------;
34
(36 +
8)
среднее
(полное) общее образование 1,22 = --------.
36
Таблица N 2
Коэффициенты
удорожания по видам классов
Общеобразовательные
|
1
|
Гимназические/лицейские
|
1,15
|
Специальные
(коррекционные)
|
1,2
|
Таблица N 3
Коэффициенты
удорожания по ступеням общего образования
|
Часы
по БУП
|
Коэффициенты
удорожания
|
начальное
общее образование
|
25
|
1
|
основное
общее образование
|
34
|
1,36
|
среднее
(полное) общее образование
|
36
|
1,44
|
начальное
общее образование 1 = (25 часов)
(34 часа)
основное
общее образование 1,36 = ---------
25 час.
(36 час.)
среднее
(полное) общее образование 1,44 = ---------
25 час.
Приложение
N 2
к Методическим
рекомендациям
ПРИМЕР
РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ
ДЛЯ ГОРОДСКИХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Общеобразовательные
классы
|
1
ступень
общего
образования
|
{[(25
часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x
1,43 x 1,5
|
2
ступень
общего
образования
|
{[(34
часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x
1,43 x 1,15
|
3
ступень
общего
образования
|
{[(36
часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x
1,43 x 1,26
|
Гимназические и лицейские
классы
|
1
ступень
общего
образования
|
{[(25
часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25
человек} x 1,43 x
1,5
|
2
ступень
общего
образования
|
{[(34
часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25
человек} x 1,43 x
1,15
|
3
ступень
общего
образования
|
{[(36
часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25
человек} x 1,43 x
1,26
|
Специальные (коррекционные)
классы
|
1
ступень
общего
образования
|
{[(25
часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5
|
2
ступень
общего
образования
|
{[(34
часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9
человек} x 1,43 x
1,15
|
Заместитель
директора
Департамента
экономики и
финансов
Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ