МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2006 г. N 02-55-77ин/ак
В связи с
поступающими в Рособрнадзор вопросами, связанными с
новыми критериями показателя государственной аккредитации "Методическая
работа" ("Процент учебных дисциплин основных образовательных
программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами" и
"Использование инновационных методов в образовательном процессе"),
утвержденными Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 N
1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной
аккредитации высших учебных заведений", сообщаем следующее.
В
соответствии с письмами Минобразования России от 19.05.2000 N 14-52-357ин/13
"О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного
заведения на основе государственных образовательных стандартов", Минобрнауки России от 23.03.2006 N 03-344 и Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 N 137 "Об
использовании дистанционных образовательных технологий"
учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной
программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению
или специальности подготовки, и в него
входят:
1.1.
Рабочая учебная программа дисциплины, содержащая:
- цели изучения
дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в
том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами
воспитания;
- содержание
дисциплины, структурированное по видами учебных
занятий с указанием их объемов;
-
учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и
дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю
и методические указания студентам;
- требования к
уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля.
Методические
рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения
к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы
учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и
разделов наиболее эффективно.
Методические
указания для студентов могут оформляться в виде приложения к программе
дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов
учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе курсовых
работ (проектов).
1.2.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и
итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации,
установленными государственными образовательными стандартами высшего
профессионального образования).
Методические
указания и материалы, упомянутые в п. 1.1 и 1.2 настоящего письма, должны
формироваться с учетом положения о проведении текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся вуза, разработка
которого предусмотрена п. 41 Типового положения об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5
апреля 2001 г. N 264.
2. Под
инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются
методы, основанные на использовании современных достижений науки и
информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества
подготовки путем развития у студентов творческих способностей и
самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения,
исследовательские методы, тренинговые формы,
предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности
студентов и др.).
Инновационные
методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной
технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтенговых систем обучения и контроля знаний, как правило,
также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих
специалистов.
Заместитель
руководителя
Е.Н.ГЕВОРКЯН