КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 1997 г. N 2
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ
МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ
И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 1997 ГОД
Заслушав и обсудив
доклад министра В.Г. Кинелева "Об итогах работы Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации в 1996 году и основных
направлениях деятельности на 1997 год", выступления участников пленарного
и секционных заседаний, а также рассмотрев методические, инструктивные и
информационно - справочные материалы, коллегия отмечает, что
несмотря на существенное снижение уровня государственной поддержки, трудности
экономического характера, система образования проявила способность к решению
культурно - образовательных задач, сохранила свой потенциал, являющийся как
гарантией конституционного права каждого гражданина на получение образования,
так и важнейшей социальной гарантией развития всего общества.
Происходила дальнейшая
структурная перестройка системы профессионального образования в соответствии с
процессами реформирования экономики, развивались направления подготовки и
переподготовки кадров, обеспечивающих рыночную инфраструктуру общества.
В 1994 - 1996 гг.
стратегия и тактика проведения реформ в системе образования строились в
соответствии с основными целями, определенными для первого этапа реализации
федеральной программы развития образования в России.
Важнейшие
правовые и нормативные документы - Федеральные законы "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании",
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании", целый ряд
постановлений Правительства Российской Федерации определили и закрепили основные
принципы государственной политики в области образования, фактически
конституировали новую образовательную систему, развивающую лучшие традиции
отечественной системы образования и учитывающую новые требования,
продиктованные запросами личности, общества и государства. Основным направлением деятельности в 1996 году в области
содержания образования стала работа над государственными образовательными
стандартами и учебными программами всех уровней образования. Продолжена работа
по обновлению преподавания курсов и циклов естественных и социально -
гуманитарных дисциплин, созданию новых учебников, учебных пособий, учебно -
методической литературы, новых курсов и циклов лекций. Министерством
разработаны и утверждены федеральный комплект учебников на 1997 - 1998 гг. и
Программа выпуска учебников и учебных пособий для высшего профессионального
образования на 1997 год, соответствующие основным требованиям общего и
профессионального образования. Наряду с развитием современных педагогических
технологий, технологий развивающего обучения продолжена работа по внедрению
информационных, мульти- и гипермедийных технологий в
образовании. Основой для реализации информационного образовательного
пространства России становится развивающаяся сеть региональных центров
информатизации (в 1996 году создано 11 региональных центров), центров новых
информационных технологий, включенных в глобальную компьютерную сеть Интернет.
В 1996 году
продолжена работа по дифференциации сети образовательных учреждений, развитию
многоуровневой подготовки кадров, созданию региональных университетских
образовательных систем, разграничению компетенций в сфере образования на основе
сохранения единого образовательного пространства. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации N 569 от 20.04.96 министерством разработан и
внесен в Правительство Российской Федерации пакет документов по реформированию
системы начального профессионального образования. Серьезная работа проведена в
направлении интеграции высшей школы и академических научных учреждений, в итоге
которой разработана и с 1997 года введена в действие Федеральная целевая
программа "Интеграция высшей школы и фундаментальной науки", имеющая
статус специальной президентской программы, разработана и утверждена
специальная президентская программа "Русский язык".
В результате
структурной перестройки системы среднего общего образования в 1996 году число
лицеев, гимназий, образовательных комплексов - начальная школа - детский сад
достигло 3237 (1282 - в 1995 году), число обучающихся в них увеличилось за год
на 115 тысяч. В системе начального профессионального образования введена новая
типология, предусматривающая введение трех категорий учреждений начального
профессионального образования. Осуществляется поэтапная передача учебных
заведений в ведение субъектов Российской Федерации, за год переданы ПТУ в 4
регионах. В системе высшего образования в 1996 году за счет укрупнения,
реорганизации с включением в состав вузов других учреждений образования создано
9 учебных заведений университетского типа (в городах Оренбурге, Владимире, Архангельске,
Орле, Ульяновске, Череповце, Белгороде, Ставрополе, Кургане). В 1996 году
создано 44 филиала государственных вузов в субъектах Российской Федерации.
В области
международного сотрудничества осуществлялась работа по выполнению 143
межправительственных и межведомственных соглашений в области образования с 68
государствами ближнего и дальнего зарубежья, развивались прямые связи
учреждений образования. Всего в 1996 году в различных формах международных
образовательных обменов по государственной линии приняли участие 2095
школьников, студентов, учителей и преподавателей Российской Федерации. Возросло
количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах; их число в 1996
году достигло 40 тыс. человек (в 1995 году - 20 тыс. чел.). В 1996 году при
активном участии образовательных ведомств разработана концепция формирования
единого образовательного пространства в государствах - участниках СНГ.
Результатом этой работы явились Указ Президента Российской Федерации о
поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования
в СНГ и подписание главами Правительств восьми государств СНГ Соглашения о
сотрудничестве в области формирования единого образовательного пространства.
Крупным достижением стало подписание в ходе работы XXVIII Генеральной
конференции ЮНЕСКО Меморандума, предусматривающего практические шаги по
реализации Россией Международной программы "Открытая образовательная
система XXI века" и в ее рамках проектов "Всемирный технологический
университет ЮНЕСКО - ЮНИДО - Россия" и "Дистанционное образование в
новой информационной среде". Признанием высокого международного статуса
системы образования России является принятое в 1996 году ЮНЕСКО решение о
создании в Москве Института ЮНЕСКО "Информационные технологии в
образовании".
В научно -
исследовательской и инновационной деятельности продолжалась работа по развитию
фундаментальных исследований, сохранению ведущих научных школ, развитию
конкурсной системы. Одновременно активно развивалось инновационное и малое
предпринимательство в научно - технической сфере, что способствовало
привлечению в образование внебюджетных средств. В 1996 году реализовано 175
межвузовских научных программ и инновационных проектов. В 1996 году проведена
Всероссийская студенческая олимпиада, состоялся Международный научный конгресс
студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука - третье
тысячелетие".
Министерство
осуществило реформирование структуры управления центрального аппарата в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О структуре
федеральных органов исполнительной власти".
В 1996 - 1997 гг.
сохраняется тенденция сокращения удельного веса расходов на образование в общем
объеме расходной части консолидированного государственного бюджета, что
приводит к неполному и несвоевременному финансированию учреждений образования.
В целом
сфера образования в 1996 году была профинансирована за счет федерального
бюджета от плановых назначений на 73%, в том числе по заработной плате - почти
на 90%, по стипендиям на 95%, а по остальным статьям расходов на 45%. По
учреждениям, подведомственным министерству, финансирование высших и средних
специальных учебных заведений составило 76%, учреждений начального
профессионального образования - 61%.
Уровень заработной
платы работников образования продолжает оставаться крайне низким. Задержки,
неполные выплаты и несвоевременная индексация заработной платы неоднократно в
1996 году приводили к массовым акциям социального протеста учителей.
Сохраняется кризисный
характер состояния материальной базы образования. Темпы старения и износа
зданий, сооружений и учебно - лабораторного оборудования существенно опережают
темпы их реконструкции, строительства новых объектов, ремонта и обновления.
Регионы смогли обеспечить
себя учебной литературой в 1995/1996 учебном году только на 70,1%. С 1995 года
резко сокращено финансирование издания федерального комплекта учебников для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учебников и учебных
пособий для учреждений профессионального образования. Завершенные к началу 1996
года новые учебники по социально - гуманитарным дисциплинам для вузов не изданы
массовыми тиражами. Резко ухудшилось состояние библиотечного фонда школ,
учреждений начального профессионального образования, техникумов и вузов.
Главные причины кризиса - хроническая некредитоспособность большинства регионов
и вузов в оплате производства и поставок учебников, а также несвоевременное и
неритмичное поступление выделяемых средств.
Особую тревогу
вызывают проблемы образования детей и подростков группы риска, больных детей и
детей с девиантным поведением, а также ситуация, сложившаяся в малокомплектных
школах и школах в сельских районах.
К числу других
актуальных проблем следует отнести:
- незавершенность законодательной
и нормативной базы функционирования системы образования, организации
лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- необходимость
дальнейшего совершенствования и введения новых экономических
и управленческих механизмов функционирования системы образования в
современных условиях, соответствующего нормативного обеспечения;
- продолжение
структурной перестройки системы профессионального образования, прежде всего с
целью интеграции научно - педагогического потенциала образовательных
учреждений, ликвидации дублирования подготовки специалистов, эффективного
использования ресурсной поддержки региональных образовательных систем
субъектами Российской Федерации;
- разработка четких
организационных механизмов привлечения средств международных фондов, внешних и
внутренних займов и кредитов для обеспечения системы образования и ее
информационной базы, включая обеспечение учебной, учебно - методической
литературой, учебной техникой и средствами информатизации;
- совершенствование
системной организации воспитательной работы в учреждениях образования,
взаимодействия с молодежными и другими общественными организациями.
Коллегия решила:
1. Одобрить
основные положения доклада "Об итогах работы Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации в 1996 году и основных
направлениях деятельности на 1997 год" и представить материалы коллегии в
Правительство Российской Федерации. Считать задания, определенные федеральной
программой развития образования для решения на первом этапе ее реализации, в
основном выполненными.
2. Совместно с
соответствующими комитетами Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации выполнить необходимые
организационные мероприятия по доработке и утверждению федеральной программы
развития образования в России (1996 - 2000 гг.). Совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации и Российской
академией образования разработать программу мероприятий по реализации второго
этапа Федеральной программы развития образования в России, уделив особое
внимание экономическим механизмам развития образования в России до 2000 года,
совершенствованию законодательной и нормативной базы, решению вопросов
социальной поддержки учащихся, студентов, учителей и преподавателей, формам
межведомственного и межпрограммного взаимодействия, повышения качества
образования.
Ответственные -
заместители министра: А.Г. Асмолов, Н.Д. Подуфалов, Е.Е. Чепурных.
Срок - 30.04.97.
3. Совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить
выполнение плановых мероприятий, предусмотренных Федеральной программой
развития образования в России, правительственной Программой социального
развития, а также решений Правительства Российской Федерации по вопросам
образования.
Ответственные -
первые заместители министра: А.Н. Тихонов, В.М. Жураковский, В.Д. Шадриков.
Срок - 31.12.97.
4. Считать
первоочередной задачей ликвидацию задолженности по заработной плате работникам
системы образования. Провести анализ финансирования образования из бюджетов
различных уровней и внебюджетных источников. Разработать меры по стабилизации
финансово - экономического состояния образовательных учреждений. Разработать
предложения по привлечению средств международных фондов, внешних и внутренних
займов и кредитов для системы образования России.
Ответственные - первый заместитель министра А.Н. Тихонов, заместитель министра В.А.
Галанов.
Срок - 01.05.97.
5. Совместно с
Российской академией образования разработать Программу "Государственный
стандарт в системе непрерывного образования", направленную на скорейшее
завершение создания системы государственных образовательных стандартов и
обеспечивающую преемственность и повышение качества
дошкольного, среднего (полного) и профессионального образования.
Ответственные - заместитель министра: А.Г. Асмолов, первые заместители министра:
В.М. Жураковский, В.Д. Шадриков.
Срок - 30.11.97.
6. Провести
Всероссийское совещание ректоров высших учебных заведений по проблемам
реформирования высшего профессионального образования.
Ответственные - первый заместитель министра В.М. Жураковский, заместитель министра
В.А. Галанов.
Срок - май 1997
года.
7. Ускорить ход
реформы непрерывного гуманитарного образования и подготовить совместно с
Российской академией образования Программу "Гуманитарное образование -
путь к гуманизации общества и гражданскому воспитанию личности".
Ответственный -
заместитель министра А.Г. Асмолов.
Срок - 01.06.97.
8. Разработать
комплекс мер по созданию и реализации системы обеспечения учебной литературой
образовательных учреждений, имея в виду четкое распределение обязанностей между
Федерацией и регионами по вопросам создания, грифования, издания и доставки
учебной литературы.
Ответственный -
заместитель министра: В.А. Болотов.
Срок - 01.07.97.
9. Осуществить
комплекс мер по совершенствованию национальной образовательной статистики,
необходимой для принятия эффективных управленческих решений и учитывающей
процессы интеграции российской системы образования в мировую.
Ответственный -
заместитель министра Н.Д. Подуфалов.
Срок - 31.12.97.
10. Разработать
мероприятия по выполнению предложений, высказанных на заседании коллегии и
секциях, направленные на совершенствование деятельности системы образования в
1997 году, ее стабилизацию и развитие.
Ответственные -
первые заместители министра: В.М. Жураковский, В.Д. Шадриков.
Срок - 15.03.97.
11. Рекомендовать
коллегиям органов управления образованием субъектов Российской Федерации,
председателям региональных советов ректоров высших и директоров средних
специальных учебных заведений использовать в работе основные положения доклада
и настоящего решения, довести итоги коллегии до сведения коллективов учреждений
образования и органов власти субъектов Российской Федерации.
Провести зональные
совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской
Федерации, руководителей учреждений профессионального образования с
рассмотрением итогов 1996 год и задач на 1997 год.
Ответственный -
заместитель министра Н.Д. Подуфалов.
Срок - март -
апрель 1997 года (по специальному графику).
12. Руководителям
структурных подразделений, подведомственных организаций и учреждений
министерства учесть основные положения доклада и скорректировать планы работы
на 1997 г. в соответствии с настоящим решением. Особое внимание уделить
устранению критических замечаний, высказанных в ходе заседаний коллегии и
секций.
13. Отделу прессы и
информации (А.П. Кузякину) обеспечить информирование общественности об итогах
работы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997 год.
Срок - 01.03.97.
14. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за
собой.
Председатель
Коллегии
В.Г.КИНЕЛЕВ