Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября
2005 г. N 7092
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2005 г. N 1938
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о
государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших
учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о
государственной аккредитации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Показатели
деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).
1.2. Критерии
государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей
деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).
2. Настоящий Приказ
вступает в силу с 1 января 2006 года.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
1
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N
1938
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1.
Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный
статус по типу "высшее учебное заведение"
Показатель
1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие
учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных
образовательных стандартов по уровню и содержанию.
Показатель
1.2. Качество подготовки
Уровень требований,
предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие
качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных
образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.
Уровень организации
научно-исследовательской работы студентов.
Востребованность
выпускников.
Показатель
1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения
Условия, созданные
в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.
Организация
воспитательной работы с обучающимися.
2.
Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида
высшего учебного заведения (институт, академия, университет)
Показатель
2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ
Показатель
2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам
послевузовского и дополнительного профессионального образования
Показатель
2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
Показатель
2.4. Методическая работа
Показатель
2.5. Квалификация педагогических работников
Приложение
2
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N
1938
КРИТЕРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Показатель │
Наименование критерия государственной │
│ государственной │ аккредитации и его значение │
│ аккредитации │
│
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│2.1.
Спектр │Число укрупненных
групп специальностей │
│реализуемых │(направлений подготовки) по реализуемым
│
│основных
│основным образовательным программам: │
│образовательных
├───────────────────┬────────────────────────┤
│программ │для университетов │- не менее 7 │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│2.2.
Возможность │Число отраслей науки
по специальностям │
│продолжения │научных работников
(аспирантуры): │
│образования
├───────────────────┬────────────────────────┤
│по
образовательным │для университета │- не менее 5 │
│программам
├───────────────────┴────────────────────────┤
│послевузовского и
│Число аспирантов на 100 студентов │
│дополнительного │контингента, приведенного к очной
форме │
│профессионального │обучения: │
│образования
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 4 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 2 │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Процент аспирантов,
защитивших │
│ │диссертации не
позднее чем через год │
│ │после окончания
аспирантуры (от числа │
│ │поступивших): │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 25 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 25 │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Для университета - наличие │
│ │докторантуры,
диссертационных советов, │
│ │реализация
образовательных программ │
│ │профессиональной
переподготовки и (или) │
│ │повышения
квалификации руководящих │
│ │работников и
специалистов, научных и │
│ │научно-педагогических
работников │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│ │Для академии -
наличие докторантуры, │
│ │наличие
диссертационных советов
│
│ │(информационный
показатель), реализация │
│ │образовательных программ
профессиональной
│
│ │переподготовки и
(или) повышения │
│ │квалификации
руководящих работников и │
│ │специалистов для
определенной области │
│ │научно-педагогической
деятельности │
│
├────────────────────────────────────────────┤
│ │Среднегодовой
контингент обучающихся по │
│ │образовательным
программам │
│ │профессиональной переподготовки и
(или) │
│ │повышения
квалификации (чел.): │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 50 │
│ ├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 20 │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│2.3.
Научная,
│Число отраслей науки, в рамках которых │
│научно-техническая │выполняются научные
исследования: │
│деятельность
и ее
├───────────────────┬────────────────────────┤
│результативность │для университета │- не менее 5 │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Среднегодовой объем
финансирования научных
│
│ │исследований за пять
лет (тыс. руб.): │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │не менее 10 000 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │не менее 5 000 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для института │не менее 1 500 │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Среднегодовой объем
научных исследований на │
│ │единицу
научно-педагогического персонала за │
│ │пять лет (тыс. руб.): │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 18 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 12 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для института │- не менее 5 │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Среднегодовое
количество монографий на 100 │
│ │основных штатных
педагогических работников │
│ │с учеными степенями и
(или) учеными │
│ │званиями, изданных за
пять лет: │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 2,0 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 1,5 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для института │- не менее 1,2 │
├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤
│2.4.
Методическая │Процент
учебных │- 100% │
│работа │дисциплин основных
│ │
│ │образовательных │ │
│ │программ, │ │
│ │обеспеченных │ │
│ │учебно-методичес-
│
│
│ │кими комплексами │ │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Для университета -
использование │
│ │инновационных методов
в образовательном
│
│ │процессе,
в том числе обеспечение │
│ │образовательного
процесса доступом к │
│
│электронно-библиотечным системам, │
│ │сформированным
на основании прямых договоров│
│ │с правообладателями учебной и учебно-
│
│ │методической литературы,
методических
│
│ │пособий │
│
├────────────────────────────────────────────┤
│ │Для академии -
использование инновационных │
│ │методов в
образовательном процессе, в том │
│ │числе обеспечение образовательного
│
│ │процесса доступом к электронно-библиотечным │
│ │системам,
сформированным на основании прямых│
│ │договоров с правообладателями учебной и │
│ │учебно-методической
литературы, методических│
│ │пособий │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│2.5.
Квалификация │Процент профессорско-преподавательского │
│педагогических
│состава с учеными степенями и (или) учеными │
│работников │званиями: │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 60 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 60 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для института │- не менее 55 │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Процент докторов наук
и (или) профессоров: │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 10 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 10 │
│ ├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для института │- не менее 8,5 │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Процент профессорско-преподавательского │
│ │состава, работающего в вузе на
штатной
│
│ │основе: │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для вузов, │- не менее 30 │
│ │существующих от │ │
│ │трех до пяти лет │ │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для вузов, │- не менее 40 │
│ │существующих от │ │
│ │пяти до девяти лет
│ │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для вузов, │- не менее 50 │
│ │существующих более
│ │
│ │девяти лет │ │
│
├───────────────────┴────────────────────────┤
│ │Среднегодовое число
защит диссертаций на
│
│ │100 человек научно-педагогического │
│ │персонала за 5
лет: │
│
├───────────────────┬────────────────────────┤
│ │для университета │- не менее 3 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для академии │- не менее 3 │
│
├───────────────────┼────────────────────────┤
│ │для института │- не менее 1 │
└───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘
Дополнительные
требования к показателям
и критериям
государственной аккредитации
для военных
образовательных учреждений
высшего
профессионального образования
(высших
военно-учебных заведений)
Показатель
1.1. Уровень и содержание подготовки
Соответствие
учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по
направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).
Показатель
1.2. Качество подготовки
Соответствие
качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных
стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки
(специальностям) офицеров.
Показатель 2.2.
Возможность продолжения образования по образовательным программам
послевузовского и дополнительного профессионального образования
Соответствие
контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным
требованиям для высших военно-учебных заведений.
Для военной
академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального
образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.
Показатель
2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
Соответствие объема
финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского
состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.
Показатель
2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров
К
преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут
приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не
имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование,
опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет,
воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или
государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания,
государственные премии.
В числе
преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора
могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с
ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные
или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Дополнительные
требования
к показателям и
критериям государственной
аккредитации для
высших учебных заведений
культуры и искусств
Показатель
2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
В перечень основных
научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований
включаются:
защищенные
диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников,
ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической
деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты
международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других
премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие
самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих
музыкантов и т.п.);
опубликованные
статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК
для публикации научных работ.
К монографиям могут
приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио-
и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности
преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль,
концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.
Каждая выполненная
работа приравнивается к одной монографии.
Показатель
2.5. Квалификация педагогических работников
К преподавателям с
учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых
степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты
международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.