МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 11 июня 2004 г. N 01-17/05-01
О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,
СРЕДНЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с
многочисленными обращениями в Минобразование России,
а в настоящее время - в Федеральную службу по надзору в сфере образования и
науки (далее - Федеральная служба) граждан, руководителей образовательных
учреждений, представителей государственных органов исполнительной власти по
вопросам применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ)
Федеральная служба сообщает следующее.
Согласно п. 3
Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" (далее - Закон) "...Образовательное
учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии для
всех форм получения образования в порядке, установленном федеральным
(центральным) государственным органом управления образованием;". В
настоящее время такой порядок установлен Методикой применения дистанционных
образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования
Российской Федерации (далее - Методика), утвержденной Приказом Минобразования
России от 18.12.2002 N 4452 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2002 N
4071).
Методика не
устанавливает необходимости получения специальной лицензии или какого-либо
иного разрешительного документа государственного органа управления образованием
на применение ДОТ.
Вместе с
тем при прохождении очередной лицензионной экспертизы образовательное
учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ с
применением ДОТ в частичном или полном объеме, имеет возможность представить в
лицензирующий орган для экспертизы вышеуказанных программ взамен обычного комплекта
документов документы из перечня, утвержденного Приказом Минобразования России
от 26.08.2003 N 3387 "Об утверждении перечня документов, представляемых на
лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их
филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для
реализации образовательных программ частично или в полном объеме". Объем требований, предъявляемых к такому образовательному
учреждению, определен Временными требованиями, предъявляемыми к образовательным
учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования
при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации
образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных
образовательных технологий, утвержденными Минобразованием
России 20.02.2004.
Выдаваемая в
результате проведения экспертизы лицензия не должна содержать указаний о
применении образовательным учреждением ДОТ.
Согласно п. 16
Методики образовательные учреждения, реализующие одну или несколько
образовательных программ с использованием ДОТ в полном объеме, могут обратиться
в Федеральную службу с заявлением о проведении проверки такой готовности.
В соответствии с п.
4 Закона при подтверждении федеральным (центральным) государственным органом
управления образованием (Федеральной службой) готовности образовательного
учреждения реализовывать в филиалах образовательные программы с использованием
ДОТ в полном объеме эти филиалы получают право проходить аттестацию в составе
данного образовательного учреждения.
Следует отметить,
что таким образовательным учреждениям решением лицензирующего органа может быть
изменена в лицензии предельная численность контингента обучающихся.
Необходимо также
учитывать, что в конце оборотной стороны приложения к диплому для выпускников
образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования,
освоивших образовательную программу с использованием дистанционного обучения в
полном объеме, делается запись: "Образовательная программа освоена
посредством дистанционных образовательных технологий." (Постановление
Госкомвуза России от 10.04.1996 N 6, Приказ Минобразования России от 17.03.2003
N 1011).
Следует обратить
особое внимание на то, что согласно п. 1 Временных требований "При
реализации образовательных программ в очной форме обучения с использованием ДОТ
образовательное учреждение обязано обеспечить полный объем аудиторной нагрузки
в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования или требованиями к программам соответствующего дополнительного
профессионального образования". При этом очная форма обучения может быть
организована исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала.
Несмотря на то, что
вопросы создания и функционирования представительств вузов достаточно полно
изложены в нормативных документах, в т.ч. в письме
Минобразования России от 16.09.2002 N 24-55-236(288)/10 "О нарушении
законодательства Российской Федерации в организации и деятельности
представительств вузов", продолжаются многочисленные нарушения в этой
области.
В ряде случаев
нарушения обосновываются применением ДОТ. Среди таких
нарушений наиболее распространенными являются следующие:
ведется обучение в очной и очно-заочной формах получения образования;
в заочной форме
обучения ведутся систематические занятия, а не только консультации, текущий
контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.
При выявлении
подобных нарушений Федеральная служба будет принимать решение о приостановлении
действия лицензии образовательного учреждения.
Информация о
нормативных документах, регламентирующих использование ДОТ в учебном процессе,
представлена по адресу Минобразования России: www.ed.gov.ru.
В.А.БОЛОТОВ