МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2003 г. N 18-52-1044ин/18-28
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. О ПРИМЕРНОЙ
ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Министерство
образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического
применения "Рекомендации по организации деятельности психологической
службы в среднем специальном учебном заведении" и "Примерную
должностную инструкцию педагога-психолога среднего специального учебного
заведения".
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В СРЕДНЕМ
СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1. Общие
положения
1.1. Настоящие
Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем
специальном учебном заведении (далее - Психологическая служба).
1.2.
Психологическая служба является структурным подразделением среднего
специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора
образовательного учреждения.
1.3. В своей деятельности Психологическая служба руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об
образовании", федеральными законами, решениями Правительства Российской
Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и
воспитания студентов, основными документами о правах ребенка и обязанностях
взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная
конвенция о правах и основных свободах человека), Положением о службе
практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации.
1.4. Целями
Психологической службы являются:
- обеспечение
психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного
развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном
учебном заведении;
- содействие
сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
- осуществление
психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в
образовательном процессе;
- содействие
созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе
среднего специального учебного заведения;
- оказание
комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного
процесса.
2. Задачи
Психологической службы
Задачами
Психологической службы являются:
-
психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- психологическое
сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе
учебно-профессиональной деятельности;
- формирование у
студентов способности к самопознанию, саморегуляции,
самовоспитанию, саморазвитию;
- обеспечение
психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой
психологической помощи;
- участие в
разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в
поведении студентов;
- психологическое,
консультирование всех участников образовательного процесса;
- повышение
психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
3. Основные
направления деятельности Психологической службы
К основным
направлениям деятельности Психологической службы относятся:
3.1.
Психологическая диагностика:
- изучение
индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного
процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной
зрелости студентов;
- проведение
психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
- выявление
психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной
дезадаптации студентов;
- выявление
внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
- психологическое
обеспечение аттестации педагогических кадров.
3.2.
Психологическая профилактика (поддержка):
- оказание
психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее
индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности
педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других
специалистов;
- предупреждение
возможных девиаций поведения;
- оказание
психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного
обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта,
сильного эмоционального переживания;
- содействие
творческому развитию одаренных студентов;
- оказание
психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
3.3.
Психологическая коррекция:
- оказание
психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в
решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и
групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том
числе, связанных с мотивационной сферой личности;
- содействие
социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- осуществление
коррекции асоциального поведения студентов.
3.4.
Психологическое консультирование:
- психологическое
консультирование всех участников образовательного процесса:
- консультирование
администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития
студентов;
- консультирование
студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения,
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
3.5.
Психологическое просвещение:
- повышение
психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
- ознакомление
преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития
студента;
- популяризация
психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3.6.
Организационно-методическая деятельность:
- подготовка
методических материалов для проведения психодиагностики и разработки
индивидуальных развивающих и психокоррекционных
программ с учетом особенностей личности студентов;
- участие в
разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции
и др. видов работы, оценке их эффективности;
- обработка
результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
- подготовка
материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.
4.
Обеспечение деятельности Психологической службы
4.1. Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией
учебного заведения, его структурными подразделениями, кураторами групп,
преподавателями, мастерами производственного обучения, а также устанавливает
взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, органами опеки, органами
внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, работодателями и другими
субъектами социального партнерства, оказывающими средним специальным учебным
заведениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
4.2. Финансирование
Психологической службы осуществляется органами управления образованием, в
ведении которых находятся образовательные учреждения.
4.3.
Учебно-методическое обеспечение деятельности Психологической службы
осуществляется соответствующими структурными подразделениями Минобразования
России.
4.4. Аттестация
педагогов-психологов осуществляется аттестационной комиссией среднего
специального учебного заведения.
4.5. В состав
Психологической службы входят психологи, педагоги-психологи из расчета 1
специалист на 250 студентов.
4.6. Среднее
специальное учебное заведение разрабатывает положение о Психологической службе.
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1. Общие
положения
1.1.
Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего
профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность,
направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и
психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других
участников образовательного процесса.
1.2.
Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа
лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью "Психология" и
непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору
образовательного учреждения.
1.3.
Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации;
законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и
органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов;
основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к
детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных
свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон
"Об образовании"; Положение о службе практической психологии в
системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в
области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий
учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и
его социальной защиты.
2.
Требования к знаниям и умениям педагога-психолога
2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую
психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию,
детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию,
детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы
психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии,
основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы
психологического консультирования и психопрофилактики,
возрастную анатомию и физиологию подростка.
2.2.
Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального
психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции
нормального и аномального развития ребенка.
3.
Обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог
обязан:
- обеспечивать и
поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;
- по мере
необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять
индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода
обучения;
- оказывать помощь
студентам в процессе адаптации;
- выявлять и
предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента
посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
- оказывать
психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в
решении личностных, профессиональных и других проблем;
- участвовать в
психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- содействовать
формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и
педагогических коллективах;
- оказывать
психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного
обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта,
сильного эмоционального переживания;
- участвовать в
формировании здоровьесберегающих образовательных
технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в
студенческой среде;
- содействовать
развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
- содействовать
предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию
асоциального поведения студентов;
- повышать
психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей,
используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
- участвовать в
планировании и разработке развивающих и психокоррекционных
программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных
особенностей личности студентов;
- содействовать
творческому развитию одаренных студентов;
- консультировать
администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития
студентов;
- консультировать
студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- осуществлять консультирование
администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам
использования достижений психологии в управлении персоналом среднего
специального учебного заведения;
- осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному
и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентаций,
способностей, а также жизненных планов;
- систематически
повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
5. Права
педагога-психолога
Педагог-психолог
имеет право:
- знакомиться с
документацией образовательного учреждения;
-
участвовать в работе педагогического и методического советов учебного
заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по
формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном
учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в
педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных
специалистов на рынке труда;
- участвовать с
правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др.
комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;
- сотрудничать со
специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам
несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания
и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и
научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной,
областной психологической службы за помощью и содействием;
- самостоятельно
выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования
и развития среднего специального учебного заведения;
- самостоятельно
формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы
и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных
видов работ;
- повышать свою
квалификацию, посещать семинары, курсы;
- проводить
групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;
- участвовать в
преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и
педагогического коллектива;
- участвовать в
формировании корпоративной культуры;
- вести пропаганду
психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
- консультировать
администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению
управленческой деятельности;
- выступать с
обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и
других средствах массовой информации;
- участвовать в
разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции
и др. видов работы, оценке их эффективности;
- участвовать в
работе молодежных общественных объединений, советов студенческого
самоуправления;
- обращаться в
центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным
самоопределением студентов.
6.
Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог
несет ответственность за:
- качество
используемых методических материалов для психодиагностики, обработку
результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;
- качество и
конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических
особенностях студентов и педагогов;
- создание условий
для полноценного развития и самоопределения студентов, своевременного
предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
- своевременное и
правильное оформление, ведение и хранение документации;
- за соблюдение и
защиту прав и свобод студентов, строгое соблюдение правил этического кодекса
практического психолога.