МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 августа 2003 г. N 3387
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ
ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО,
ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО
ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
На основании
Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", Положения о лицензировании образовательной деятельности,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N
796, приказываю:
1.
Утвердить прилагаемый перечень документов, представляемых на лицензионную
экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного
профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные
образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или
в полном объеме (далее - перечень документов).
2. Установить, что
перечень документов, утвержденный п. 1 настоящего Приказа, представляется на
лицензионную экспертизу образовательным учреждением одновременно с аналогичными
документами каждого из филиалов, в которых осуществляется дистанционное
обучение.
3. Управлению
лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян) на основании
лицензионных экспертиз, проведенных по заявлениям, поданным до 31.12.2003,
подготовить предложения по уточнению перечня документов, утвержденного п. 1
настоящего Приказа.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
Министра А.В. Пыжикова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Утвержден
Приказом
Минобразования
России
от 26.08.2003 N
3387
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ
ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО,
ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДАЛЕЕ - ДОТ)
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
1. Заявление
учредителя(ей) <*> образовательного учреждения
на проведение лицензионной экспертизы (форма 1 <**>).
--------------------------------
<*> Для
образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию
России, заявление подписывает руководитель образовательного учреждения.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
2. Выписка из
решения Ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки
по основным и дополнительным программам профессионального образования,
заявленным к лицензированию.
3. Копии Устава,
свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный
реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
юридического лица (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены
нотариально).
Филиал
образовательного учреждения представляет сведения о постановке на учет в
налоговом органе, копии решения о создании филиала и утвержденного в
установленном порядке положения о филиале.
4. Общие сведения
об образовательном учреждении, его филиалах и представительствах (таблица 1
прилагается).
5. Копии
действующей лицензии, приложений к ней.
6. Сведения об
укомплектованности штатов и численности обучающихся (таблица 2 прилагается).
7. Сведения о
зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного
процесса (форма 3 <*>).
Заверенные нотариально копии
зарегистрированных в установленном порядке документов, подтверждающих право
образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение
необходимой учебно-материальной базой, а также заключений органов
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и
Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и
помещений для осуществления образовательного процесса.
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
8. Сведения о
социально-бытовом обеспечении обучающихся (форма 3а
<*>). Заверенные нотариально копии документов об обеспеченности
обучающихся и работников питанием и медицинским обслуживанием, документов,
подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или
распоряжение объектами физической культуры и спорта, общежитиями.
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
9. Рабочие учебные
планы реализуемых профессиональных образовательных программ. Для
образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционного обучения
частично или в полном объеме, представляется специальный учебный план, в
котором дополнительно указываются виды ДОТ, с помощью которых ведется изучение
отдельных дисциплин (учебных курсов).
10. Сведения
<*> об обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой или
иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении (форма 4
<**>).
--------------------------------
<*> Сведения
представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам
(курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
11. Сведения
<*> об обеспеченности образовательного процесса специализированным и
лабораторным оборудованием (форма 4а <**>). Заверенные нотариально копии
документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение,
пользование или распоряжение оборудованием.
--------------------------------
<*> Сведения
представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам
(курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
12. Сведения о
местах проведения практик (форма 4б <*>).
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
13. Сведения
<*> о педагогических работниках (форма 5 <**>).
--------------------------------
<*> Сведения
представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам
(курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
14. Сведения о
научных руководителях (форма 5а <*>).
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
15. Пояснительные
записки к образовательным программам, реализуемым с использованием ДОТ
(структура пояснительной записки прилагается).
16. Опись
документов, представленных для получения лицензии (в 2-х экземплярах).
Таблица 1
"__" __________ 200_ г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
__________________________________________________________________
полное наименование соискателя лицензии
N
п/п
|
Наименование
|
Сведения
и реквизиты
|
1.
|
Устав
|
|
2.
|
Свидетельство о
внесении записи о
юридическом лице в
Единый государственный
реестр юридических лиц
|
|
3.
|
Свидетельство о
постановке на учет
в
налоговом органе юридического лица
|
|
4.
|
Лицензия
|
|
5.
|
Свидетельство
о государственной аккредитации
|
|
6.
|
Предельная численность контингента
обучающихся,
приведенная к очной
форме
обучения, установленная лицензией по
образовательному учреждению
|
|
Сведения о наличии филиалов
N
п/п
|
Наименование
|
Место
нахож-
дения
|
Приказ
о
создании
(рекви-
зиты)
|
Лицензия
(реквизиты)
|
Предельная
численность
контингента
обучающихся,
установленная
лицензией
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о наличии представительств
(только для вузов)
N
п/п
|
Наименование
|
Место
нахождения
|
Приказ о
создании
(реквизиты)
|
Согласование
с органами
управления образованием
субъектов Российской
Федерации и органами
местного самоуправления
(реквизиты)
|
|
|
|
|
|
М.П. Руководитель образовательного
учреждения
____________ ___________
подпись Ф.И.О.
Таблица 2
"__" __________ 200_ г.
СВЕДЕНИЯ ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ
ШТАТОВ
И ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ <*>
__________________________________________________________________
полное наименование соискателя лицензии
N
п/п
|
Наименование
показателя
|
____ г.
|
____ г.
|
____ г.
|
текущий г.
|
____ г.
|
1.
|
Штатная
численность
работников соискателя
лицензии:
всего;
в т.ч. педагогические
работники;
из них:
штатные педагогические
работники (без
совместителей);
административно-
управленческий
персонал:
административно-
хозяйственные,
научно-педагогические
и др. работники,
работающие на условиях
штатного совместителя
(внутренние
совместители), с
указанием долей ставок;
педагогические
работники, работающие
на условиях штатного
совместителя (внешние
совместители), с
указанием долей ставок;
педагогические
работники, работающие
на условиях почасовой
оплаты труда
|
|
|
|
|
|
2.
|
Образовательный ценз
педагогических
работников:
доктора наук;
кандидаты наук;
лица без ученой
степени, имеющие
почетные звания;
лица с высшим
профессиональным
образованием;
лица со средним
профессиональным
образованием
|
|
|
|
|
|
3.
<**>
|
Численность
контингента
обучающихся
по
традиционной
технологии, приведенная
к очной форме обучения
по каждому уровню
образования
|
|
|
|
|
|
4.
<***>
|
Численность
контингента
обучающихся
по
дистанционным
технологиям,
приведенная к очной
форме обучения по
каждому уровню
образования
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Сведения представляются за
три года, предшествовавших
лицензионной экспертизе, текущий год и один
последующий (план).
<**> Из расчета соответственно 1,0;
0,25; 0,1 для очной,
очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.
<***> Из расчета соответственно
1,0; 0,25; 0,04
для очной,
очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.
М.П. Руководитель образовательного
учреждения
___________ ______________
подпись Ф.И.О.
Структура
пояснительной записки
к образовательной
программе, реализуемой с применением
дистанционных
образовательных технологий
Пояснительная
записка к образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных
образовательных технологий (далее - пояснительная записка), должна содержать:
1. Методику
образовательного процесса включая:
описание ДОТ,
применяемых для преподавания отдельных дисциплин (учебных курсов);
характеристику
учебно-методических комплексов, предоставляемых обучающемуся (названия материалов,
вид информационного носителя: печатный материал, видео-, аудиозапись, видеолекции, электронный носитель и др.), способы
комплектации (кейс, база данных и т.п.), объемные характеристики материалов;
способы доставки
учебных, учебно-методических материалов (рассылка почтой, распространение через
сеть территориально обособленных подразделений, передача по каналам связи
(радио, телевидение, телефония, Интернет и т.п.);
способы организации
взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и
административно-управленческим персоналом образовательных учреждений (занятия
по очной форме обучения, почта, телефон, электронная переписка,
видеоконференцсвязь и т.п. с указанием плановой периодичности и
продолжительности (объемов) контактов);
способы организации
лабораторных и практических занятий (учебные занятия в лабораториях, кабинетах
и в спортзалах, использование кейс-лабораторий,
лабораторий удаленного доступа, виртуальных лабораторных практикумов и т.п.);
способы организации
текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся (традиционные
формы контроля, письменный экзамен в территориально обособленном структурном
подразделении с последующей обработкой результатов, автоматизированный
дистанционный контроль, дистанционный экзамен (зачет) с использованием средств
видео-, аудиоконтроля и
т.п.);
способы организации
документооборота (традиционный, электронный).
2.
Расчет-обоснование достаточности привлекаемых материально-технических,
учебно-методических, информационных ресурсов и педагогических работников,
которыми располагает образовательное учреждение, для обеспечения учебного
процесса с применением избранных ДОТ, включая:
аппаратно-программное
и иное оборудование учебных рабочих мест обучающихся и рабочих мест
педагогических работников, административно-управленческого и
инженерно-технического персоналов;
количество и
пропускную способность используемых каналов связи;
мощности
используемого серверного аппаратно-программного комплекса (объем дисковой
памяти, время отклика);
мощности,
пропускную способность и другие технические характеристики иных средств
телекоммуникации;
наличие
учебно-методических комплексов и других информационных образовательных ресурсов
дистанционного обучения для дисциплин (учебных курсов) заявленной образовательной
программы (программ);
количественный и
качественный состав педагогических работников, специально подготовленных для
работы в новой информационно-образовательной среде.
К
пояснительной записке прилагается документация, подтверждающая фактическое
наличие в распоряжении образовательного учреждения указанных в
расчете-обосновании ресурсов и их соответствие установленным нормам, стандартам
и требованиям (справки о приеме на баланс, договоры аренды, сертификаты
соответствия ДОТ технологическим требованиям государственных отраслевых
стандартов и т.д.), сведения о грифах учебных материалов Минобразования России,
учебно-методических объединений вузов Российской Федерации, иных грифах.
В пояснительной
записке требуется обосновать возможность освоения всех дисциплин (учебных
курсов), изучение которых согласно специальному учебному плану должно вестись с
помощью ДОТ.