ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2003 г. N ГКПИ 03-653
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи
Верховного Суда
Российской
Федерации
Зайцева В.Ю.,
при
секретаре
Жуковой И.В.,
с участием
прокурора
Федотовой А.В.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Российского
профессионального союза учителей и Общероссийского объединенного профсоюза
работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта,
энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения
профсоюзов России СОЦПРОФ о признании недействующим Приказа Министерства
образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 "Об
утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период
проведения забастовок в организациях, филиалах и
представительствах системы образования",
установил:
Российский
профессиональный союз учителей и Общероссийский объединенный профсоюз
работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта,
энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания
Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ обратились в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании не действующим в полном объеме Приказа
Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955,
зарегистрированного 26 мая 2003 г. N 4592 в Министерстве юстиции Российской Федерации,
"Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых
в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах
системы образования" (далее - Приказ).
В заявлении
указано, что оспариваемый Приказ издан с нарушением статьи 412 Трудового
кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2002 г. N 901 "О порядке разработки и утверждения перечня
минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях, филиалах и представительствах".
Незаконность
Приказа состоит в том, что перечень минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и
представительствах системы образования, разработан и утвержден без участия всех
действующих в отрасли общероссийских профессиональных союзов, в частности, без
участия заявителей, являющихся зарегистрированными в установленном порядке и
действующими в организациях системы образования общероссийскими
профессиональными союзами.
В судебном
заседании представители заявителей Храмов С.В., Бородина У.Ш. и Семененко Н.М.
поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении, пояснив, что
оспариваемый Приказ на согласование к заявителям, являющимся общероссийскими
профессиональными союзами, действующими в организациях системы образования, не
направлялся. Между тем они не согласны с утвержденным Приказом перечнем
минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования.
Представитель
Министерства образования Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в
суд не явился, об уважительности неявки суду не сообщил, в связи с чем суд
считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель
Министерства юстиции Российской Федерации Меркулова Л.Я. просила суд отказать в
удовлетворении требования заявителей за необоснованностью, признав в то же
время, что проект оспариваемого Приказа был согласован только с одним из семи
зарегистрированных в системе образования общероссийских профессиональных
союзов.
Выслушав
объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела,
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Федотовой А.В., полагавшей требование заявителей удовлетворить, суд приходит к
выводу, что заявление Российского профессионального союза учителей и
Общероссийского объединенного профсоюза работников здравоохранения,
образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и
муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России
СОЦПРОФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3
статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации перечень минимума необходимых
работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность
которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики
разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на
который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей
отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с
соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли)
экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень
минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми
действующими в отрасли (подотрасли) экономики
общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения
перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством
Российской Федерации.
Выполняя поручение
законодателя, Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря
2002 г. N 901 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума
необходимых работ (услуг) (далее - перечень работ) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).
Правила
предусматривают, что перечень работ разрабатывается федеральным органом
исполнительной власти, на который возложены управление, координация и
регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли)
экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли)
экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей.
Перечень работ
направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на
согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители
обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или
согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в
федеральный орган исполнительной власти.
Если в указанный
срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти
согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным.
При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа
исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия
взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с
участием посредников. Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается
федеральным органом исполнительной власти (пункты 2 - 6).
При
рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение части 3 статьи 412
Трудового кодекса и вышеприведенных положений Правил Министерство образования
Российской Федерации разработало и утвердило перечень минимума необходимых
работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях,
филиалах и представительствах системы образования, без участия заявителей,
которые являются общероссийскими профессиональными союзами, действующими в
организациях системы образования.
Объяснения
заявителей о том, что они являются общероссийскими профессиональными союзами,
действующими в организациях системы образования, подтверждаются имеющимися в
деле копиями свидетельств о регистрации данных общественных объединений,
выданных Министерством юстиции Российской Федерации (л.д.
6, 7), их уставами, а также другими письменными доказательствами.
Признавался данный
факт в суде и представителем Министерства юстиции Российской Федерации.
При таких
обстоятельствах оспариваемый Приказ как противоречащий нормативным актам,
имеющим большую юридическую силу, и нарушающий права заявителей на участие в
разработке перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период
проведения забастовок в организациях системы образования, подлежит признанию не
действующим со дня его принятия.
Руководствуясь ст.
ст. 193 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление
Российского профессионального союза учителей и Общероссийского объединенного
профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, городского
транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы
обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ удовлетворить.
Признать не
действующим со дня его принятия Приказ Министерства образования Российской
Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 "Об утверждении перечня минимума
необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в
организациях, филиалах и представительствах системы образования".
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение
десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.